Натурфилософия

348

(лат. Natura - природа) - философская концепция природы, основанная на той презумпции, что последняя должна быть истолкована в своей автохтонности, - в отличие от метафизики как концепции бытия, предполагающей наличие сверхчувственных его оснований (см. МЕТАФИЗИКА). Исторически Н. Может быть рассмотрена как одна из ранних форм философского знания (см. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ}. В древнегреческой философии Н. Именовалась 'физиологией' (от греч. Fusis - природа) или 'физикой' (ср. С 'мета-физикой'). Лат. Калька 'Н.' была введена в философский оборот Сенекой. В своих мировоззренческих основаниях Н. Как таковая во многом является порождением культуры западного типа, основанной на фундаментальных презумпциях логоцентризма, с одной стороны (см.

ЛОГОЦЕНТРИЗМ), и гносеологического оптимизма - с другой, что в своей совокупности задает идею возможности выражения результатов когнитивных человеческих усилий в универсально общем, доступном для рационального осмысления и репрезентативно объективируемом в человеческом знании законе (см. Логос). Собственно, как Н., так и европейское естествознание постулируют в качестве своей цели именно постижение 'законов природы' (демонстрируя при этом очевидную тенденцию экстраполировать последние на универсум в целом). Классическим примером подобной ориентации могут служить 'Математические начала натуральной философии' Ньютона, воспринятые западной культурой как выражение универсального закона не только природы, но и общества.

По свидетельству Дж.Т.Дезагулье, попытки моделирования 'лучшей системы правления' в ньютонианскую эпоху 'как в сфере этики, так и в сфере политики черпали в теории Ньютона. Свои аргументы'. В посвященном Ньютону панегирике, написанном сыном Ампера, эксплицитно фиксируются указанные мировоззренческие презумпции западной культуры. '...И нарекли человека Ньютоном. // Он пришел и открыл высший закон - // Вечный, универсальный, единый и неповторимый, как сам Бог'. В целом, по оценке И.Пригожина, 'в глазах Англии XVII в. Ньютон был 'новым Моисеем', которому Бог явил свои законы, начертанные на скрижалях'. Таким образом, в ментальном пространстве классической культуры западного образца, по формулировке Лиотара, 'общепринято считать, что.

'природа' является референтом. Предсказуемым, как кость, брошенная большое количество раз'. В противоположность этому, философские модели природы в культуре восточного типа фундированы презумпцией, существенно отличающейся от обрисованной. Так, например, по оценке Дж.Нидама, 'идея о том, что природа подчиняется простым познаваемым законам, была воспринята в Китае как непревзойденный пример антропоцентрической глупости', - даже если бы и можно было в контексте восточной философии природы вести речь 'о каком-то законе природы', то 'это был бы закон, не достижимый ни для Бога, ни для человека. Такой закон выражался бы на языке, разгадать который человек не в силах, но не был бы законом, предустановленным создателем, постигаемым человеком в собственном образе'.

Таким образом, содержание понятия 'Н.' выходит далеко за рамки этимологии. Под Н. Понимается не просто 'философия природы', но философская концепция природы как объясненной 'из самой себя'. Отсюда - характерные для Н. 1) холизм трактовки природного мира, порождающий как предельную генерализацию его натурфилософских моделей, так и жестко номотетические когнитивные установки Н., частным проявлением которых является характерный для нее (в равной мере - в конститутивной и в регулятивной своих версиях) принцип единства микро- и макрокосма, позволяющий непротиворечиво вписать человека в природное целое (если для классического естествознания характерно моделирование отношений человека и мира посредством оппозиционной формулы Я - Оно, а для теологии - посредством формулы Я - Ты, то для Н., в противоположность этому, характерен синкретизм в истолковании соотношения человека и мира).

2) естественно вытекающий из холизма и номотетизма Н. Дедуктивизм натурфилософских концепций природного целого, в контексте которого любые отклонения от унифицированной нормы рассматривались как нарушения природного закона и преступление перед универсальной гармонией (открыто негативная аксиология понятия 'аномалия' во всех европейских языках). Не случайно в средневековой Европе устраивались открытые суды над животными с физиологическими отклонениями и их показательные казни. 3) умозрительный объективизм в истолковании Н. Природы, вытекающий из презумпции самодостаточности природного мира, органично обнимающего практически все сферы бытия, включая и человека как часть природного целого. 4) гилозоизм, предполагающий рассмотрение природы в качестве живого саморазвивающегося организма (см.

Гилозоизм), и отказ от каких бы то ни было форм гилеморфизма (см. ГИЛЕМОРФИЗМ}. 5) своего рода романтизм натурфилософской трактовки природы, основанный на ее аксиологической идеализации, т.е. Фундированное холистскими и гилозоистическими установками видение Н. Природы как не просто упорядоченного целого, но как воплощения всеохватной гармонии ('гармония, безраздельно царящая', по Ньютону). Природа видится Н. Как одухотворенный и прекрасный мир, гармоничный в самих своих основаниях. Отсюда, например, артикуляция авторами 17 в. Натурфилософских моделей в качестве так называемых 'romans de la matiere' - 'романов о материи'. 6) как правило, пантеистическая либо материалистическая (за отдельными яркими исключениями.

Например, элементы Н. В теологии Фомы Аквинского, натурфилософские модели в немецком трансцендентализме и др.) интерпретация природы, равно позволяющие видеть в ней целостное единство, развивающееся по имманентным законам (см. МАТЕРИАЛИЗМ, ФОМА АКВИНСКИЙ, ШЕЛЛИНГ). Данная амбивалентность трактовки природного целого в Н. Задает в эволюции последней два семантически альтернативных вектора, позволяя выделить как а) направление, характеризующееся ориентацией на магию. Феномены числовой магии в пифагореизме, алхимия и т.п., так и б) доминирующее в европейской традиции Н. Направление характеризующееся ориентацией на естественно-научные данные и опорой на понятийный аппарат естествознания. От синкретизма древнегреческой физики (см.

ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН, ЭМПЕДОКЛ, АНАКСАГОР, ДЕМОКРИТ), из которой впоследствии и выделились дисциплинарно дифференцированные ветви математического и опытного естествознания, и гармоничного взаимодействия естественно-научного и натурфилософского подходов к природе в культуре Ренессанса (см. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ) - до попыток натурфилософского синтеза открытия в сфере электрохимии (Гальвани, Дэви), химии (Лавуазье), биологии (Броун, Кильмайер) у Шеллинга и натурфилософских реминисценций в контексте философии Уайтхеда. В эволюции Н. Два указанных ее направления, развиваясь параллельно, задают и аксиологичес-ки не пересекающиеся парадигмы отношения человека к природе (субъекта к объекту). А) парадигму монолога, т.е.

Парадигму построения умозрительных моделей одухотворенного и гармоничного мира (в пределе своей реализации стыкующуюся с традицией теологии), и б) парадигму диалога, т.е. Парадигму разработки операциональных моделей природной среды (в пределе стыкующуюся с традицией естествознания). Могут быть отмечены также и попытки программного синтеза указанных парадигм (Х.Дриш, Уайтхед и др.). Таким образом, вопрос соотношения Н. С естествознанием является одним из важнейших вопросов в осмыслении ее внешней структуры (статуса в культурном контексте). Объективно традиция Н. Исторически оказала существенное влияние не только на развитие, но и на само формирование и естествознания как такового (см. НАУКА), и естественно-научного стиля мышления (объективизм, дедуктивизм, номотетизм, генерализация концептуальных построений и т.п.).

Однако в сфере метаосмысления соотношения Н. И естествознания могут быть зафиксированы как сугубо позитивные, так и сугубо негативные позиции естествоиспытателей в отношении Н. От пафосной солидаризации естествоиспытателей с тем или иным направлением Н. (например, Н. Шеллинга была адаптирована физикой (Эрстед), геологией (Стеффенс), биологией (Карус), психологией (Шуберт) и т.д.) до программного неприятия Н. Как таковой (например, в мыслительном пространстве марксистски ориентированного естествознания, опиравшегося на ленинский тезис о том, что философское определение материи в принципе не может быть тождественно естественно-научному ее определению). Специфична в данном контексте позиция позитивизма. Противостоя Н.

Как умозрительной концепции природного универсума, в своем отношении к метафизике позитивизм, тем не менее сближается с Н. В программном неприятии любых попыток объяснения природных явлений, исходя из трансцендентально артикулированных объяснительных принципов. Статус Н. В историко-философской традиции претерпевал в ходе ее эволюции существенные трансформации. Являя собой мощную ветвь традиционной европейской философии, Н., начиная с Нового времени, во многом теряет свои позиции в сфере историко-философских приоритетов, что связано с 1) ориентацией классической западной культуры на метафизическую традицию. 2) ориентацией западноевропейского естествознания на аналитизм и эмпиризм. 3) дисциплинарным оформлением гуманитарной сферы, перенесшим акцент в осмыслении предмета познания с природных на социальные явления, что, с одной стороны, вызвало критику Н.

Как сосредоточившей свое внимание на природной сфере (по словам Вико, 'невозможно не удивляться, зачем. Философам понадобилось затратить столько энергии на изучение мира природы, известного лишь одному Господу с тех пор, как он сотворил этот мир, и почему они пренебрегли изучением мира наций, или цивилизованного мира, созданного людьми и познаваемого ими'), с другой - обнаружило содержательную и методологическую несостоятельность принципа единства микро- и макрокосма для истолкования человеческих экзистенции и социальности (согласно оценке, данной Ж.Моно картине мира классического естествознания, опирающегося на натурфилософские презумпции, в ее рамках 'человек. Оказался в полном одиночестве, в абсолютной изоляции.

Он, подобно цыгану, живет на краю чуждого ему мира, - мира, глухого к его музыке, безразличного к его надеждам, равно как и к его страданиям или преступлениям'). Несмотря на спорадические всплески интереса к натурфилософским построениям (В.Оствальд, Х.Дриш и др.), в культуре 20 в. Н. Практически полностью утрачивает свои позиции, что во многом связано с адаптацией в культурном пространстве идей Копенгагенской школы, разрушивших презумпцию тотального объективизма в исследовании природных явлений. Что же касается культуры рубежа 20 - 21 вв., то современная ситуация в философии (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ), задающая невозможность построения универсальных онтологии (см. ОНТОЛОГИЯ, ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ), делает невозможным и конституирование Н.

Как таковой, поскольку натурфилософские модели природы, несмотря на свою методологическую альтернативность метафизике, подобно ей, характеризуются атрибутивной логоцентричностью, ибо содержательно предполагают, видение своего предмета в качестве целостного и фундированного в своем развитии глубинными имманентными закономерностями (см. ЛОГОТОМИЯ, ЛОГОМАХИЯ, КОРЕНЬ). В свою очередь, современная ситуация в естествознании, задаваемая синергетическим отказом от идеи всеобщей необходимости и универсальной ориентацией современной науки на идиографические методы познания, делает невозможным построение теоретических систем, характеризующихся, подобно Н., тотальным дедуктивизмом..

Значения в других словарях
Натурфилософия

(от лат. Natuга — природа) философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Границы между естествознанием и Н., её место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль Н. Играла в древности. Фактически Н. Явилась первой исторической формой философии. Древнегреческие натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки. К ним прежде всего относится атомистическая гипотеза (см. Атомизм). В дальнейшем Н. Обычно именов..

Натурфилософия

НАТУРФИЛОСОФИЯ (нем. Naturphilosophie) - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла, Дж. Кардано, Парацельс, Ф. Патрици). В немецкой классической философии получила особенное Развитие у Ф. В...

Натурфилософия

НАТУРФИЛОСОФИЯ (немецкое Naturphilosophie), философия> природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия (милетская школа> и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Интерес> к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Дж. Бруно, Б. Телезио>, Т. Кампанелла). В немецкой классической философии натурфилософия получила особенное Развитие> у Ф.В. Шеллинга и его последователей. Развит..

Натурфилософия

В общем смысле то же, что философия природы, т. Е. Объяснение физического мира из определенных разумно-мыслимых оснований (см. Философия). В особом смысле термин Н. Употребляется для обозначения того направления немецкой идеалистической философии, которое имело своим главным представителем Шеллинга (см.) и состояло в подведении явлений и процессов природы под различные априорные схемы (так называемое конструирование природы).. ..

Натурфилософия

-и, ж.. ..

Натурфилософия

Философское признание природы, её явлений и законов. Объяснение физического мира из определенных разумно-мыслимых оснований. В частности этот термин употребляется для обозначения особого направления немецк. Идеалистической философии XVIII стол.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)особая отрасль метафизики, поставившая предметом своего изучения природу и черпающая свои начала из естествоведения.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в..

Натурфилософия

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Натурфилософия

Ж.Философское учение, особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Философия природы.. ..

Натурфилософия

НАТУРФИЛОСО́ФИЯ -и. Ж. Общее название существовавших с древности до 19 в. Философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественнонаучные знания.. ..

Натурфилософия

-и, ж. Общее название существовавших с древности вплоть до 19 в. Философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественнонаучные знания. II прил. Натурфилософский, -ая, -ое. ..

Натурфилософия

Натурфилософии, мн. Нет, ж. (филос.). Идеалистическая философия, рассматривающая материальный мир, как связное целое, на основе метафизических предпосылок (гл. Обр. В нач. И середине 19 в.)....Энгельс обвиняет старую натурфилософию в том, что она заменяла "неизвестные еще ей действительные связи" (явлений природы) "идеальными, фантастическими". Ленин. Отношение старой натурфилософии к диалектическому естествознанию, говорит Энгельс, такое же, как утопического коммунизма к современному.. ..

Натурфилософия

(от лат. Natura. ..

Натурфилософия

— философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Первая историческая форма философии вообще.. ..

Настоящее

Понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная семантика соответствующего термина переосмыслена в плане поворота от сугубо темпоральной его интерпретации к его трактовке в качестве единственной реальности бытия, различные конфигурации осмысления которой выступают в качестве проекций прошлого и будущего. Так, по оценке Делеза, 'только настоящее существует во времени. Всякое будущее и прошлое таковы лишь в отношении к определенному настоящему. Но при этом принадлежат более..

Наторп

(Natorp) Пауль (1854-1924) - немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. Можно условно подразделить на три больших блока, посвященных главным образом. 1) историко-философской, 2) логико-психологической и 3) социально-педагогической тематике. Особенно велик круг его работ, посвященных историко-философским проблемам, среди которых основополагающее значение принадлежит исследованию античной философии...

Наука

Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности. Обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Н. Ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные..

Наука Логики

('Wissenschaft der Logik') - центральная работа Гегеля, выдвинувшая логику в качестве основополагающей философской дисциплины и утвердившая логицизм в качестве основной и окончательной системной парадигмы, одержавшей верх над всеми ранее предлагавшимися им вариантами системосозидания. 'Н.Л.' - первая часть и фундамент всей системы гегелевской философии. С ее детальной разработки начинается процесс развертывания философии Гегеля как таковой. 'Н.Л.' была написана Гегелем в Нюрнберге в его бытность..

Натурфилософия

(лат. Natura — природа) — философская концепция природы, основанная на той презумпции, что последняя должна быть истолкована в своей автохтонности, — в отличие от метафизики как концепции бытия, предполагающей наличие сверхчувственных его оснований (см. Метафизика). Исторически Н. Может быть рассмотрена как одна из ранних форм философского знания (см. Античная философия). В древнегреческой философии Н. Именовалась "физиологией" (от греч. Fusis — природа) или "физикой" (ср. С "мета-физикой"). Лат..

Натурфилософия

НАТУРФИЛОСОФИЯ. ..

Дополнительный поиск Натурфилософия Натурфилософия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Натурфилософия" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Натурфилософия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 14 символа