Неокантианство
Философское течение в Германии, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально-критической методологии. Появилось в 1860-е в обстановке глубокого кризиса спекулятивно-идеалистических систем Шеллинга и Гегеля, а также вульгарного материализма, оказавшихся методологически беспомощными в деле философского осмысления результатов быстро развивавшейся науки того времени. В поисках наиболее основательной и надежной философской традиции разработки логико-гносеологических и методологических проблем ученые и философы обращаются к учению Канта, которое объективно отличалось своим крайне выгодным местом и ролью в европейском и особенно немецком духовном развитии.
Философия Канта была непосредственно ориентирована на математическое естествознание своего времени и в качестве главной своей цели считала обоснование научного знания и поиски возможных условий его существования. Более того, Кант как бы предшествовал тому ходу развития, которое завело немецкую философию в тупики спекулятивного системотворчества. Появлению Н. Во многом способствовали публикации работ Фишера и Э. Целлера, а сам лозунг 'Назад к Канту!' был сформулирован в 1865 О. Либманом, опубликовавшим книгу под названием 'Кант и эпигоны', каждая из глав которой заканчивалась словами. 'Нужно поэтому возвратиться назад к Канту'. Определенную роль в возникновении Н. Сыграли также новейшие исследования по физиологии внешних чувств, представленные трудами И.
Мюллера и Г. Гельмгольца. Один из первых неокантианцев, Ф.А. Ланге, формулируя программные задачи этого течения, считал центральной из них - противопоставить распространявшемуся в то время среди естествоиспытателей материализму критический идеализм Канта, соответствующим образом переработанный и дополненный результатами физиологических исследований. Начинается тщательная и кропотливая работа по изучению кантовского наследия, появляются новые издания его сочинений, пишутся подробные комментарии к его главному труду - 'Критика чистого разума', а с 1897 по инициативе X. Файхингера начинает издаваться специальный журнал 'Kant Studien'. Постепенно Н. Становится одним из господствующих философских учений в университетах Германии и Франции, а оттуда проникает и в Россию, демонстрируя тем самым своеобразную реализацию философской традиции в новых социально-исторических условиях.
Несмотря на ряд общих принципов. 1) рассмотрение философии в качестве метода достижения позитивного знания, а не как самого это знания, и следующий отсюда отказ от притязаний онтологии на статус философской дисциплины. 2) признание наличия обусловливающих познание априорных форм. 3) ограничение самого познания сферой опыта и т.д., - Н. Никогда не было однородным философским направлением. С первых дней своего возникновения оно представляло собой скорее ряд течений, пытавшихся развить отдельные положения философии Канта. И хотя все они ставили в качестве главной одну и ту же цель - обоснование научного знания и культуры в целом с помощью реформированной кантовской гносеологии, можно говорить о существовании нескольких принципиально отличных друг от друга интерпретаций ортодоксального Канта, а следовательно, и о различных направлениях внутри самого Н.
А) физиологическом, непосредственно связанном с именами Гельмгольца и Ланге, рассмотревшими кантовское положение об априорных формах сознания на основе достижении физиологии внешних органов чувств и превративших эту априорность в единство психофизиологической организации познающего субъекта. Б) реалистическом (А. Риль, О. Кюльпе), сохранившем кантовскую 'вещь в себе' в качестве необходимой предпосылки познавательного процесса (в виде основания материала ощущений) и рассматривающем рассудок только как оформляющий, но не создающий сами предметы. В силу этого данное направление оказалось наиболее близким к традиционным взглядам своего предшественника. В) психологическом. Складывавшемся внутри Н. В начале 20 в.
(Л. Нельсон) и обосновывавшем значимость априорных форм познания с помощью психологических методов интроспекции. Характерной особенностью этого направления явилась также своеобразная интерпретация субъекта познания в качестве эмпирического, а не трансцендентального. Г) трансцендентально-логическом и д) трансцендентально-психологическом, представленных соответственно Марбургской и Баденской (Фрейбургской) школами Н..
Дополнительный поиск Неокантианство
На нашем сайте Вы найдете значение "Неокантианство" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неокантианство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 14 символа