Неудовлетворенность Культурой

143

('Das Unbehangen in der Kultur', 1930) - книга Фрейда, посвященная теме извечного и неизбывного противостояния людей и культуры. Фрейд исходил из гипотезы о том, что в человеческой психике всегда присутствуют в видоизмененной форме следы прошлого опыта как индивидуального, так и родового. Так, в религиозном чувстве, по мысли Фрейда, присутствуют, с одной стороны, элементы детской беспомощности и потребности в защите, с другой - 'океаническое чувство' причастности к вечности и бесконечности, которое Фрейд связывает с отсутствием в психике грудного ребенка различения своего 'Я' и внешнего мира. Развитие человека, по Фрейду, движется от главенства 'принципа удовольствия' к признанию 'принципа реальности', устанавливающего пределы удовлетворения инстинктивных влечений.

В целом, по мнению Фрейда, люди стремятся прежде всего к достижению счастья, трактуемого им как исключение боли и неудовольствия и получение интенсивного удовольствия. Т.обр. Целью человеческой жизни, согласно Фрейду, фактически является реализация программы 'принципа удовольствия'. Однако достижение сильного чувства удовольствия сталкивается, по мнению Фрейда, со значительными сложностями, в т.ч. С адаптацией организма к испытываемому наслаждению. В то же время человек постоянно подвержен угрозе страданий, источниками которых являются. Собственный организм, который неизбежно стареет, разрушается, причиняет боль и беспокойство. Внешний мир, содержащий превосходящие индивида и неподконтрольные ему силы. Недостатки институций, регулирующих отношения в семье, государстве и обществе.

В результате стремление избежать несчастий превалирует над стремлением к получению удовольствий. Фрейд обращается к анализу социального источника страданий, полагая, что именно цивилизация является причиной значительной их части. Цивилизация, по Фрейду, синонимична культуре и представляет собой всю сумму достижений и правил, которые 'отличают наши жизни от существования животных предков и. Служат двум целям, а именно. Защитить людей от природы и урегулировать их взаимные отношения'. Цивилизация включает все средства, используемые людьми для защиты от угроз, возникающих из источников страданий. Она характеризуется овладением природой, признанием ценности 'чистоты' и порядка, уважением и одобрением интеллектуальных, научных и творческих достижений, заменой индивидуальной власти властью сообщества.

В то же время цивилизация накладывает всеобщие ограничения на удовлетворение индивидуальных желаний, укорененных в эгоистической природе человека. Фрейд полагает, что человеческие конфликты порождены преимущественно противоречием запросов индивида и культурных запросов группы. (Сублимация в этом контексте выступает, согласно Фрейду, как 'ярко выраженная черта культурного развития'.) Возникновение цивилизации он связывает с действием двух факторов. Любви (сексуальной, лежащей в основе семьи, и 'любви с подавленной целью', способствующей установлению дружеских отношений) и необходимости (побуждавшей к созданию сообществ, более жизнестойких по сравнению с отдельным индивидом). Однако, по Фрейду, в процессе развития цивилизации между необходимостью и любовью возникает антагонизм, выражающийся в конфликте между семьей и более крупными сообществами и во враждебности к цивилизации со стороны женщин, вызванной отчуждением мужчин от обязанностей мужа и отца.

В целом, по мысли Фрейда, цивилизация накладывает ряд ограничений на сексуальную жизнь, ибо культура санкционирует сексуальные отношения только между мужчиной и женщиной и только в качестве способа размножения людей, но не признает сексуальности как источника наслаждения. Рассматривая вселенские силы инстинкта жизни (Эроса) и инстинкта смерти (Танатоса) как фундаментальные влечения человеческой природы, Фрейд полагает, что подавление стремления человека к агрессии и разрушению - проявлению инстинкта смерти - становится необходимым условием существования цивилизации. В противном случае цивилизованное общество оказывается подвержено постоянно существующей угрозе дезинтеграции. Фрейд оценивает цивилизацию как инструмент инстинкта жизни, реализующий его цель - объединить изолированных индивидов, затем семьи, затем расы, народы и нации в единое человечество.

Эволюция цивилизации рассматривается им как борьба между Эросом и Танатосом за жизнь человеческого рода. Сдерживание агрессивных импульсов осуществляется через побуждение людей к идентификации с общностью и 'подавляемым' отношениям любви (т. Е. Дружеским отношениям), через страх перед властью (перед наказанием и перед потерей любви) и через формирование внутриличностной инстанции контроля над агрессивностью - Супер-Эго. Установление Супер-Эго, согласно Фрейду, является наиболее мощным средством контроля над нежелательными импульсами. Его результатом становится утрата счастья, связанная с усиливающимся чувством вины. Помимо подавления инстинктов, утрата в рамках цивилизации личного счастья связывается Фрейдом с необходимостью распределения энергии инстинкта жизни при объединении с другими людьми.

По мысли Фрейда, судьба человеческого рода зависит от того, 'удастся ли развитию культуры, и в какой мере, обуздать человеческий первичный позыв к агрессии и самоуничтожению, нарушающий сосуществование людей'..

Значения в других словарях
Неопозитивизм

Ретроспективная философская интерпретация прагматизма, концептуальное оформление которой ('аналитический Н.') традиционно связывается с творчеством Рорти. Переосмысливая историко-философский статус аналитической программы (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ) в современной западной философии, Рорти отметил, что именно исторически обусловленные трансформации языка позволяют человеку с достаточной степенью эффективности взаимодействовать с окружающей действительностью. Поскольку любой отдельно взятый тип ..

Неорационализм

Направление в европейской (преимущественно франкоязычной) философии, окончательно оформившееся в 1940-1970 на основе разработки ценностей 'нового научного духа' ('нового научного разума') как адекватно выражающих достижения математического и естественно-научного знания 20 в. И формирующих новую эпистемологию и методологию познания. В основе парадигмальных установок Н. - наследование и оппонирование классическому рационализму, программе философии научного (по)знания, предзаданной работами Декарта..

Нечто, Относящееся К Грамматологии

('De la Grammatologie'. Paris. Les Edition de Minuit, 1967) - книга Деррида. В английском переводе - 'Of Grammatology', что и с английского, и французского языков можно перевести как 'относительно грамматологии', 'нечто, относящееся (относимое) к грамматологии', хотя, строго рассуждая, само словосочетание 'de la grammatologie' непереводимо, ибо во французском языке существительные с предлогом 'de' не имеют самостоятельного употребления, а могут использоваться лишь в именных конструкциях типа 'су..

Нигилизм

(лат. Nihil - ничто) - исходно - одна из характерных черт буддистской и индуистской философии. Согласно присущему им Н. (или пессимизму), в посюстороннем мире в принципе не присутствует изначальная реальность, ибо она не имеет имени и формы. Оформленной же и получившей имя является приносящая страдания иллюзия. Жизнь, таким образом, выступает ничем иным как нескончаемой сменой рождений и смертей, лишенной смысла и назначения. Спасение человека суть спасение от жизни. В истории философии европейс..

Дополнительный поиск Неудовлетворенность Культурой Неудовлетворенность Культурой

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Неудовлетворенность Культурой" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неудовлетворенность Культурой, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 29 символа