Номинализм

205

(лат. Nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям) - 1 ) в узком смысле - направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см. УНИВЕРСАЛИИ}. 2) в широком смысле - интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др. Сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единичности над абстракцией общего. Базовый тезис Н. Констатирует лишенность общих понятий онтологического статуса и связывает их существование в качестве имен только со сферой мышления. Основополагающие идеи Н. Были высказаны еще в античной философии в контексте критики платоновской концепции 'мира идей' стоиками, киниками (Антисфен и Диоген Синопский) и перипатетиками (Александр Афродизийский).

В раннем средневековье взгляды, семантически изоморфные Н., высказывались Марцианом Капеллой (5 в.). В рамках узлового для средневековой философии спора об универсалиях оформление номиналистической позиции связано с именами Беренгара Турского (11 в.) и, особенно, Иоанна Росцелина (ок. 1050 - ок. 1122), давшего системное обоснование Н. В процессе длительной и острой драматической борьбы Н. С реализмом кристаллизуются многочисленные направления Н. С различными семантическими оттенками. Прежде всего, правомерно говорить о радикальном, или крайнем, Н., полагающем реальным существование лишь единичных вещей (res singulares), в то время как общие понятия (имена) объявлялись лишь 'звучанием голоса', flatus vocis (Росцелин), и об умеренном Н., усматривающем основания интегрирующего имени в онтологически заданных свойствах сходных вещей (концептуализм, терминизм).

Веер культурных аппликаций Н. Достаточно широк. Прежде всего, в своем приложении к теологической проблематике он выступает основанием критики тринитарного догмата, отрицая общее понятие, объединяющее ипостаси Троицы в качестве реальной сущности (решением Суассонского Собора в 1092 Иоанн Росцелин был обвинен в 'тритеизме', а его учение было квалифицировано как еретическое), в силу чего Н. Впоследствии неоднократно актуализировался в контексте антитринитаристских идей. В приложении к гносеологической проблематике Н. Выступает в историко-философской традиции своего рода принципиальным основанием сенсуализма. В средневековой философии - Николай из Отрекура, Николай Орем, Жан Буридан и др., что же касается более поздних экспликаций, то в варианте концептуализма Н.

Фундирует собою программу синтеза эмпиризма и рационализма (Локк). В крайнем же своем варианте Н. Послужил основой субъективизма в гносеологии и тактически был положен в основу неопозитивистской программы элиминации из языка науки 'метафизических суждений' (физикализм). В приложении к антропоэтической и социальной проблематике Н. Задает яркий вектор индивидуализма. От ранних концепций свободы воли у Иоанна Дунса Скота до индивидуалистических концепций 14 в., фундированных принципом невозможности примата общего (целого), т.е. Социальной иерархии, над частью, т.е. Частной жизнью (идеи 'соборного движения' за признание авторитета национальных собраний верующих выше авторитета Папы). Применительно к проблематике логической Н.

Закладывает ориентацию на узкую трактовку исчисления предикатов, основанную на том принципе, что значениями переменных могут выступать лишь онтологически артикулированные объекты, их дискрипции и имена, но не символические термины, смысл которых задается контекстом (тезис Куайна о недопустимости связывания универсалий кванторами, ибо в противном случае логика неизбежно сталкивается с парадоксами. Классический пример - парадокс Рассела). Будучи апплицированным на сферу осмысления фундаментальных оснований математики, Н. Становится актуальным в первой четверти 20 в. И если становление теории множеств стимулировало возрождение в математике так называемого платонизма (Г. Кантор, Фреге), допускающего неограниченное введение абстракций как онтологических сущностей (принцип абстракции), то в противовес ему в сфере логико-философских оснований математики оформляется изоморфная Н.

Программа исключения абстракции (С.Лесьневский, Л.Хвистек, Т.Котарбиньский, Тарский, Н.Гудмен, Куайн, Л.Генкин, Р.Мартин и др.). Целью этой программы является построение внепарадоксальной математики на основе формализованных языков, в системе которых реализуется исключение абстракций (теорема исключения абстракций В.Крейга) и замены их языковыми моделями (функциональная семантика Тарского). Такая постановка проблемы выводит в сферу внелогической проблематики, касающейся фундаментальных философских вопросов. 'как символизм математики функционирует в качестве языка, полезного при взаимодействии между теми, кто употребляет этот символизм, и их физическим окружением. На самом деле это и есть решающий вопрос.

В чем состоит соотношение между языком и объектами мира?' (Л.Генкин). В этой связи номиналистическая программа позволяет расширить подход к проблеме математического формализма и языка, инспирируя развитие таких сфер, как логическая семантика, формальная семантика, теория записи, языковое моделирование и др.). Н., таким образом, может рассматриваться не только как направление средневековой схоластики, но - шире - как культурный феномен парадигмального характера, проявивший себя в различных социокультурных областях..

Значения в других словарях
Номинализм

(лат. Nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, т.е. Именами отдельных единичных «сущностей» — реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо имени «человек» — имена «Петр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.). Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей «как цел..

Номинализм

НОМИНАЛИЗМ - направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. Nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма..

Номинализм

НОМИНАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (латинское nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" - к..

Номинализм

Одно из направлений средневековой схоластической философии, развившееся в борьбе с противоположным ему направлением, реализмом. В этой борьбе есть настоящий философский интерес, заставляющий признать ее не только историческим явлением схоластической философии, но и настоящей философской проблемой, занимавшей как греческих мыслителей, так и современных нам философов. Н. (и реализм) возник из анализа общих понятий и идей, путем которого хотели определить значение их и отношение общих понятий к еди..

Номинализм

(ново-лат., от nomen - имя, с греч. Окончанием). Учение, по которому слова, обозначающие общие понятия, не выражают собою реальных предметов. Противоположное реализму.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)новолатинск., от nomen, имя, с греческим окончанием. Учение номиналистов.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)средневековое схоластически-философ..

Номинализм

Направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. Nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" - концептуа..

Номинализм

М.Направление в средневековой философии, согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов (т.е. Признается первичность вещей и вторичность понятий).. ..

Номинализм

НОМИНАЛИ́ЗМ -а. М. [от лат. Nomen (nominis) - имя] Средневековая философская система, отрицающая реальное существование универсалий, считая их лишь именами, относящимися ко множеству единичных вещей, фактов, явлений.. ..

Номинализм

Номинализма, мн. Нет, м. (от латин. Nomen - имя) (филос.). Средневековое философское схоластическое учение, противоположное средневековому "реализму", считающее, что существуют только единичные предметы, а общие понятия суть лишь названия или имена. Номинализм представлял собою первое выражение материализма в разрешении основного вопроса философии об отношении между материей и сознанием.. ..

Номинализм

1. Философская точка зрения, согласно которой абстрактные идеи или понятия не имеют объективной реальности и, следовательно, не могут быть полноправными объектами научного исследования. Номиналисты утверждают, что реальность состоит исключительно из объективных деталей и что такие понятия, как сознание, общество, личность и т д., не представляют никакой научной ценности. Это направление представляет собой крайнюю форму эмпиризма. Ср. С позитивизмом и операционализмом противопоставляется реализму..

Номинализм

В строгом значении — теория знания, противопоставляемая реализму. Иногда, однако, термин используется по отношению к "via moderna".. ..

Новые Опыты О Человеческом Разумении

Работа Лейбница (написана в 1704, опубликована в 1765). Была задумана как критический ответ на книгу Локка 'Опыт о человеческом разумении' (1690) - см. 'Опыт о человеческом разумении' (ЛОКК ). Лейбниц в 1695 ознакомился с этим сочинением и написал к нему краткие замечания - он хотел наладить с Локком, находившимся в те времена на пике собственной популярности, переписку. Англичанин уклонился от заочной дискуссии, ответив посреднику. 'Мы живем в полном мире и добрососедстве с господами из Германи..

Номадология

(от общеевропейск. Nomad - кочевник) - 1) в собственном (узком) смысле - модельная концепция, предложенная Делезом и Гваттари. Исходные идеи номадологического проекта впервые были высказаны Делезом в работе 'Логика смысла'. Окончательную свою формулировку концепция Н. Обретает в совместных работах Делеза и Гваттари (прежде всего, второй том 'Капитализма и шизофрении'). Сводное изложение идей номадологического проекта дано в англоязычном издании 'Nomadology' (N.Y. Semiotex, 1986). 2) В широком см..

Ноумен

Философское понятие, которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта, который использовал понятие Н. Для обозначение сферы, выходящей за пределы чувственного опыта. Традиционная взаимосвязь сущности и явления заменяется у Канта жестким противопоставлением сферы явлений обыденного и научного опыта (феномен) непознаваемому м..

Ноэзис

(греч. Noesis - мышление, noema - акт мышления) - понятия, фиксирующие модус процессуальности интенциального сознания (ноэзис как 'я мыслю') и объективное содержание мышления (ноэма как конституированный в мышлении объект). Вводятся в философский оборот Платоном (см. Эйдос). Аристотелем мышление трактовалось как комбинаторика ноэм, а истина - как их адекватное сочетание. В феноменологии Гуссерля - понятийные структуры, посредством которых сознание анализируется, исходя из его существенных структ..

Номинализм

НОМИНАЛИЗМ (лат. Nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям) - (1) - в узком смысле - направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см. УНИВЕРСАЛИИ). (2) - в широком смысле - интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др. Сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование кон..

Номинализм

(лат. Nomina — имена, nominalis — относящийся к названиям) — 1 ) в узком смысле — направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см. Универсалии). 2) в широком смысле — интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др. Сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единично..

Дополнительный поиск Номинализм Номинализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Номинализм" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Номинализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 10 символа