Одномерный Человек. Исследование Идеологии Развитого Индустриального Общества

155

('The One-Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society', 1964) - книга Маркузе. Автор последовательно анализирует современные ему 'Одномерное общество', 'Одномерное мышление' и 'Шанс альтернативы'. Согласно идеям 'О.Ч.', современное общество 'усмиряет центробежные силы скорее с помощью Техники, чем Террора, опираясь одновременно на сокрушительную эффективность и повышающийся жизненный стандарт'. Оно способно сдерживать 'качественные социальные перемены'. 'Критическая теория' общества перестала быть оппозиционной. Осуществлется 'успешное удушение тех потребностей, которые настаивают на освобождении. При поддерживании и разнуздывании деструктивной силы и репрессивной функции общества изобилия'.

Происходит формирование массовых 'стандартных', 'ложных' потребностей. Современное общество, по мнению Маркузе, тоталитарно в том смысле, что оно осуществляет нетеррористическое экономическое координирование своих элементов. В его основании располагается 'технологический проект'. Стремление людей поработить природу, приспособить ее для своих потребностей. Альтернативы такой модели социального поведения не предвидится. Нужен 'Великий Отказ' - правда, неэксплицированный автором. При господстве 'одномерного мышления', согласно Маркузе, 'идеи, побуждения и цели, трансцендирующие по своему содержанию утвердившийся универсум дискурса и поступка, либо отторгаются, либо приводятся в соответствие с терминами этого универсума, переопределяемые рациональностью данной системы и ее количественной мерой'.

Налицо слияние рациональности и угнетения. Рабы развитой индустриальной цивилизации превратились в сублимированных рабов, оставаясь таковыми, ибо рабство задается не мерой покорности и не тяжестью труда, а статусом бытия как простого инструмента и сведением человека к состоянию вещи. Соответственно, становление 'одномерного мышления' ликвидировало, по мысли Маркузе, 'двухмерную культуру'. 'Культурные ценности' вовсе не были истреблены, они были встроены в утвердившийся порядок. Свойство 'одномерности' усматривается Маркузе во всех главных общественно-политических системах середины 20 в..

Значения в других словарях
Объект

(лат. Subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectura - предмет) - фундаментальные категории философии. С. - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. - то, что находится в зависимости от С. И лишено самостоятельной сущности. Понятия С. И О. Не стоит ассоциировать с производными от них категориями 'субъективного' и 'объективного'. В данной связке более самодовлеющую природу имеет 'объективное', в то время как О., напр..

Овчаренко

Виктор Иванович (р. В 1943) - российско-белорусский философ, социолог, историк и психолог. Предтеча (совместно со Степиным) Минской философской школы 'Гуманитарная энциклопедия'. Доктор философских наук (1996), профессор (1997). Академик Российской академии естественных наук (1997), академик Академии гуманитарных исследований (1998), академик Академии педагогических и социальных наук (2000). Окончил исторический факультет Белорусского государственного университета (1969). В 1972-1982 - преподава..

Означаемое

Термин, используемый в семиотике для определения содержательной ('умопостигаемой') стороны знака, отсылающий к 'понятию' ('знак' связывает не вещь и ее название, но понятие и его акустический образ). О. Неразрывно связано с означающим и не может существовать без последнего. Термин 'О.' использовался и стоиками (греч. Термин semainomenon - 'понимаемое', 'подразумеваемое'), и средневековыми философами (Августин использовал для его обозначения латинский термин signatum), однако детальную разработку..

Означающее

Чувственно воспринимаемая сторона знака, относящаяся к плану выражения. Стоики использовали термин 'semainomenon', тогда как в средневековой логике и философии был принят термин 'signans'. В концепции де Соссюра 'О.' в вербальном языке представляет собой 'акустический образ', причем Соссюр неоднократно подчеркивал, что 'О.' - это не материальное звучание, а представление о нем, получаемое нашими органами чувств, это психический отпечаток звучания, который предшествует в акте говорения физиологич..

Дополнительный поиск Одномерный Человек. Исследование Идеологии Развитого Индустриального Общества Одномерный Человек. Исследование Идеологии Развитого Индустриального Общества

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Одномерный Человек. Исследование Идеологии Развитого Индустриального Общества" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Одномерный Человек. Исследование Идеологии Развитого Индустриального Общества, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 77 символа