Распредмечивание

185

Понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. И Р. Получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категориальный статус и терминологическое закрепление понятия О. И Р. Получили в марксизме. Будучи введены в теоретическую схему в контексте критики гегелевского наследия и переформулировки задач философии, понятия О. И Р. Употреблялись Марксом как фундирующие его идеи развития 'родовой сущности' человека (деятельностной, практической самореализации и саморазвития индивида).

Отчуждения (превращения деятельности и ее результатов в противостоящие ее субъектам, господствующие над ними, враждебные ему). Фетишизма (деперсонализации человека и персонализации вещей). Господства овеществленного труда над живым трудом (превращения субъекта в объект манипулирования через лишение его контроля над условиями, средствами и продуктами труда). Превращенных (иллюзорных) форм сознания. Позднее этот круг идей переосмысливается Марксом в концепции овеществления (приобретения отношениями между людьми видимости отношений между вещами). Этот круг идей был вновь актуализирован в различных версиях неомарксизма с упором на анализ процессов и результатов отчуждения, а также на рассмотрение овеществления как базового явления по отношению к отчуждению и фетишизации и как феномена, противоречащего человеческой природе.

Марксистская концепция О. И Р. Оказалась интересной и востребованной прежде всего в качестве диалектики 'деятельностных способностей' субъектов, актуализированной и разработанной в продвинутых теориях советской философии. Здесь стало классическим понимание. 1) О. Как перехода в предмет и воплощения в нем человеческой способности (что, собственно, и делает предмет социокультурным феноменом через снятие схемы с деятельности и воплощение ее в культурной - знаково оформляемой и ценностно нагружаемой - форме, что сдвигает анализ с процессов овеществления на схватывание ценностно-смысловых характеристик объекта). 2) Р. Как делания 'сущности' (социокультурной его компоненты) предмета достоянием человека, в результате чего происходит развитие человеческой способности (через усвоение и критическое переосмысление социокультурного опыта).

В неклассической философии использование фигур О. И Р. Встречается достаточно редко, они существенно переосмыслены и нетрадиционно ангажированы в феноменологии Гуссерля (установка на экспликацию сознания через механизм феноменологической редукции, обернутый не на предмет, а на мышление и действие, с целью выявления смысловых горизонтов, эйдосов, способов конституирования значений, процедур типизации и т.д.), феноменологической социологии, этнометодологии, феноменологической версии социологии знания. Переосмысление проблематики О. И Р. И самой терминологии во многом произошло в результате 'эпистемологического поворота' в философии и социогуманитарном знании. Так, в генетической эпистемологии Пиаже оформилась концепция интериоризации как формирования внутреннего плана сознания (аналогичные идеи высказал в концепции работы со знаками Выготский.

Первоначальная же трактовка интериоризации как механизма усвоения коллективных представлений в индивидуальном сознании была предложена Э.Дюркгеймом). В целом же эпистемология переориентировала (как и с других позиций - феноменология) идею О. И Р. С рассмотрения отношения человек - предмет (вещь) на отношение человек - знание (предметно, дисциплинарно организованное). В этом контексте Р. Начинает пониматься как критически-аналитическая процедура Р. Понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д., а О.- как построение новых предметных понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д. (т.е. Как проективно-конструктивная процедура). Близкое этому, но вполне самостоятельное и оригинальное понимание О. И Р. Предложено в системно-мыследеятельностной (СМД) методологии.

Здесь они понимаются как технологии Р. Знания (снятия содержания и выхода в 'чистую' рамку) посредством 'выталкивания' его носителей (в коммуникации и/или организационно-деятельностной игре) в рефлексивную позицию и освоение в проектном режиме новых способов работы со знанием с последующим новым заполнением 'чистой' рамки, т.е. Переходом к технологиям О. В целом работа в режиме О. И Р. Трактуется как способ преодоления предметной точки зрения и предметных способов мышления. Определенным типологическим аналогом идее О. И Р. Выступают идеи чтения - письма, деконструкции и т.д., сформулированные в рамках разных версий постструктурализма..

Значения в других словарях
Различия Философия

Понятие, посредством которого философия постмодернизма рефлексивно характеризует современный (постнеклассический) тип философствования - в отличие от философствования классического типа, оцененного в качестве 'философии тождества' (см. ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ). Уже в оценке неклассической философии 'философия тождества' предстает как внутренне противоречивая и подвергается критическому переосмыслению. 'вопиющее противоречие - causa sui' (Ницше). В постмодернистской ретроспективе выделены содержатель..

Разум И Революция. Гегель И Становление Социальной Теории

('Reason and Revolution. Hegel and the rise of social theory', 1941) - работа Маркузе. По мысли автора, 'возникновение фашизма заставляет по-новому осмыслить философию Гегеля'. Целью автора выступает стремление показать 'несовместимость основных идей Гегеля с теми тенденциями, которые приводят к теории и практике фашизма'. (Речь шла о распространившихся в 1930-е оценках Гегеля как 'философа тоталитаризма'. Комментировались его тезисы о государстве как о 'самостоятельной силе, в которой индивиды ..

Рассеивание

(от фр. Dessemination) - 1) центральное определение текстовой работы, а также характеристика исторических судеб смысла, активно используемое в постмодернизме (особенно у Деррида). Анаграмматическое сближение слова 'знак' (signe) и 'семя' (semence). По мысли Деррида, 'мы играем здесь на случайном внешнем сходстве, на родстве чистого симулякра между семой /смыслом - А.Г./ и семенем. Между ними нет никакой смысловой общности'. 2) Название работы Деррида ('Dessemination', 1972). Введение в философск..

Рассел

(Russell) Бертран (1872-1970), лорд, внук премьер-министра Великобритании Джона Рассела - британский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. Крестный сын Милля. Окончил с отличием Кембриджский колледж Святой Троицы. Лауреат ордена 'За заслуги' Соединенного королевства (1949). Нобелевская премия по литературе (1950). Главные произведения. 'Опыт обоснования геометрии' (1898), 'Критическое исследование философии Лейбница' (1900), 'Принципы математики' (1903), 'О истории' (1904), ..

Распредмечивание

см. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ.. ..

Распредмечивание

См. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ. ..

Дополнительный поиск Распредмечивание Распредмечивание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Распредмечивание" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Распредмечивание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 16 символа