Рикер

248

(Ricoeur) Поль (р. В 1913) - французский философ, профессор Сорбонны (1956), Страсбургского и Чикагского университетов, почетный доктор более чем 30 университетов мира. В 1952 возглавил кафедру истории философии в университете Страсбурга. Ученик Марселя. Также особо отмечал влияние на собственное профессионально-нравственное становление Мунье и Гуссерля. Основные сочинения. 'Карл Ясперс и философия существования' (1947), 'Габриэль Марсель и Карл Ясперс. Философия таинства и философия парадокса' (1948), 'Философия воли' ('Воление и безволие' - 1950, 'Конечность и виновность' - 1960, позже вышли в двух томах. 'Человек погрешимый', 'Символика зла. Об интерпретации. Очерки о Фрейде' - 1965), 'История и истина' (1955), 'Конфликт интерпретаций.

Очерки о герменевтике' (1969), 'Живая метафора' (1975), 'Теория интерпретации. Дискурс и избыток значения' (1976), 'Бытие, сущность и субстанция у Платона и Аристотеля' (1982), 'Время и повествование' (в трех томах, 1983-1985), 'От текста к действию. Очерки по герменевтике' ( 1986), 'Школа феноменологии' ( 1986), 'Я - сам как другой' ( 1990), 'Книга для чтения. 1. О политике' (1991), 'Книга для чтения. 2. Страна философов' (1992) и др. Согласно Р., фундаментальной категорией философии выступает личность, являющая собой место порождения значений, обусловливающих смысл человеческой культуры. Предлагая осмысливать феномены и явления мира в контексте их движения от прошлого - через настоящее - в будущее, Р. Стремится вскрывать 'археологию' субъекта - его телеологию.

Ориентируясь в процедурах постижения человека на (главным образом) психоанализ Фрейда, Р. Интерпретирует последний как герменевтику, направленную на реконструкцию исходных желаний и влечений индивидуального 'Я' посредством уяснения форм их сублимирования в культуре. Нижним пределом редуцирующего анализа природы индивида Р. Полагает 'изначальную волю' человека к бытию, фундированную переживанием осуществимости не-бытия. Феноменологический анализ воли Р. Осуществляет в модусе решения, действия и сочувствия. Структура же 'воления', по Р., предстает как индивидуальный проект, фундированный ответственным решением. Мотивы же последнего коренятся, согласно Р., в изначальном, 'безвольном' существовании. По мысли Р., воля и 'безволие' взаимно обратимы.

Желания и влечения осмысливаются исключительно через их соприкосновение с волевым началом человека, которое они различным образом 'тревожат' и 'распаляют'. Воля же, в ответ, вскрывает их смысл, адаптируя его для осуществления. Подобная динамика мотивации - решения задает в схеме Р. Основополагающий дуализм между телом-объектом и телом-субъектом (см. Тело). С точки зрения Р., существование индивида оказывается 'диалогом многоформного безвольного начала - с его мотивами сопротивления, необратимыми ситуациями, на которые воля отвечает выбором, усилием и согласием'. Как полагал Р., мы подчиняемся телу, которым управляем. При этом, как полагает Р., воля 'по определению своему' грешна и склонна заблуждаться. 'сказать, что человеку свойственно ошибаться, значит сказать, что собственные границы ему не ведомы, что существует изначальная слабость, откуда зло и берет начало'.

Человек слаб именно в диапазоне собственной природы - от конечности к бесконечности. 'человек - это радостное 'да' в рутине бесконечного'. Осмысление же зла, порождаемого слабостью людей, возможно, по Р., только посредством покаяния в свете словесных артикуляций. Согласно Р., человеческий опыт изначально принадлежит сфере языка, поэтому культурное творчество необходимо символично по форме своей (ср. Символотворящее либидо у Фрейда, трансформирующее человека из биологического существа в 'генератора' культурных значений). Символ, по Р., суть иерархия значений, в границах которой первичный смысл (дополнительно 'нагруженный') проясняет иносказательный, вторичный смысл, могущий быть эксплицирован лишь в контексте смысла исходного.

('Символом я называю любую сигнификативную структуру, прямой, изначальный, литературный смысл которой отсылает к другому смыслу, непрямому, фигуративному, приблизиться к которому можно лишь через первый'.) В действительности символа Р. Видит два сопряженных вектора его истолкования. Телеологический (обращенный в будущее - функция 'духа') и археологический (функция бессознательного). По мысли Р., '...есть ли хоть один сон, который хоть намеком не пророчил бы какой-нибудь разворот в наших конфликтах. И, наоборот, есть ли хоть один великий символ в искусстве и литературе, который бы не погрузил нас в пучину архаики конфликтов и драм, индивидуальных или коллективных, нашего младенчества. Не в том ли истинный смысл сублимации, чтобы родить новые смыслы, мобилизуя древнюю энергию в архаичных одеждах?'.

Р. Подчеркивает, что если 'философ картезианского покроя знал, что вещи вызывают сомнения и не всегда таковы, какими кажутся. То относительно сознания такого сомнения нет. В нем смысл и сознание смысла совпадают'. 'Школа подозрения', созданная, согласно Р., усилиями Маркса, Ницше и Фрейда, разрушила веру в сознание. У Маркса сознание обусловлено бытием, у Ницше сознание может быть разоблачено посредством постижения 'воли к власти', у Фрейда 'сознательное' деформировано 'оно', 'сверх-Я' и самой действительностью. Р. Разработал оригинальный вариант герменевтический философии, находящейся на пересечении рефлексивной философии, феноменологии и аналитической философии языка. Идея достижения абсолютной прозрачности 'Я', развивавшаяся рефлексивной философией от Декарта до Канта, должна быть дополнена, по Р., с одной стороны, понятиями интенциональности и жизненного мира (Lebenswelt), а с другой - герменевтическим вопрошанием.

'что значит понимать?', которое осуществляется до вопроса о смысле текста или иного объекта герменевтического анализа. Кроме того, сама эта возможность взаимодействия показывается Р. В сравнительном сопоставлении герменевтики и феноменологии, вскрывающем их сущностное сходство в решении ряда проблем. Так, понятие интенциональности (т.е., в конечном счете, примата сознания о чем-то над самосознанием) приводит феноменологию, по мысли Р., к размыванию проекта радикального самообоснования и постулированию горизонта 'жизненного мира', который всегда предполагается и никогда не дан. Но такое основоположение 'жизненного мира' оказывается аналогично герменевтическому ходу по переориентации внимания от процесса истолкования к вопросу 'что значит понимать?', т.е.

К проблеме самого понимания. Кроме того, постхайдеггерианская герменевтика онтологизирует толкование и трактует интерпретацию как прояснение изначального онтологического понимания, присущего человеческому существу как 'брошенному в мир'. Таким образом, перед субъект-объектным разрывом существует более фундаментальное отношение - онтологическое. Поэтому и феноменологическая 'редукция' в эпистемологическом плане оказывается производной. Субъект-объектное дистанцирование уже предполагает онтологическую причастность - поскольку человек есть в мире до того, как становится субъектом. На такой презумпции первичности 'бытия-в-мире' Р. Строит 'эпистемологию нового понимания', которая выражается в положении о том, что 'не существует понимания самого себя, не опосредованного знаками, символами и текстами .

Таким образом, понимание, по Р., должно разворачиваться в двух равноправных процессах. Восстановлении интенции автора как 'имени собственного' по отношению к значению интерпретированного текста и равного внимания к субъективности читателя, одновременно и зависимой от текста, и активной. Учитывая онтологические претензии такой герменевтики (отказавшейся от презумпции субъективости), задача теперь ставится как реконструкция внутренней динамики произведения, обусловливающей его структурацию и, с другой стороны, - проекции произведения вовне, порождения 'предмета' текста. Истолкование как диалектика понимания и объяснения на уровне имманентного 'смысла' текста позволяет, по мнению Р., избежать двух крайностей.

1. Иррационализма непосредственного понимания, основанного на романтической иллюзии конгениальности субъективностей автора и читателя. 2. Позитивистского представления о замкнутой текстуальной объективности, независимой от читательской активности и сводящей интерпретацию к экспликации абстрактных языковых кодов. Эпистемологически способ обитания, бытия-в-мире может быть схвачен, как полагает Р., в языковом опыте через исследования 'референции' метафорических выражений и повествовательных интриг, что позволяет придать онтологическому ракурсу онтологическую точность. Р. Показывает, что метафора основана на действии 'семантической инновации' - присвоении логическим субъектом ранее несоединимых с ним предикатов.

В основании такого нового семантического пространства лежит интеллигибельная матрица 'продуктивного воображения'. И подобно тому, как на уровне фразы семантическая инновация порождает 'живую метафору', на уровне протяженного дискурса возникает сочиненная 'интрига' как разворачивание творческой способности языка и продуктивного воображения в интригообразовании. Понимание поэтому оказывается воспроизведением дискурсивной операции, лежащей в основе семантической инновации. Объяснение (знаковая комбинация) тем самым основано более фундаментальной способностью дискурса к инновации и продуктивным воображением. Опираясь на теорию 'непрямой референции' Р. Якобсона, Р. Показывает, что метафора и интрига (поэзия и история), в своем языковом существовании освобождаясь от функции непосредственного дескриптивного описания реальности, тем не менее схватывают более глубокие пласты значений и смыслов посредством 'упорядоченного сдвига привычных значений слов' и выходят к горизонту 'жизненного мира'.

Анализ референциальных функций метафорических выражений и повествовательных интриг обогащает, тем самым, постхайдеггерианскую герменевтику толкования онтологического статуса человека в мире точностью аналитических методов изучения языка. Во время чествования Р. В Католическом университете (Nimega) теолог-доминиканец Э.Шиллебекс отметил. 'Будучи философом во всей полноте ответственной мысли, Рикер не оставляет за скобками экзистенциал своей веры, ибо для него верить - значит толковать. Но чтобы интерпретировать, следует понимать послание'..

Значения в других словарях
Рефлексия

Тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. Является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как специальная проблема Р. Выступала предметом обсуждения уже в античной философии. Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. Как атрибуты божественного разума, через которые..

Ризома

(фр. Rhizome - корневище) - понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования. Термин 'Р.' введен в философию в 1976 Делезом и Гваттари в совместной работе 'Rhizome' - в контексте разработки базисных основоположений номадологического проекта постмодернизма, фундированног..

Риккерт

(Rickert) Генрих (1863-1936) - немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Страсбургском (1888-1891), Оренбургском (1891-1915), Гейдельбергском (с 1916) университетах. Основные сочинения. 'Предмет познания' (1892), 'Границы естественнонаучного образования понятий' (1896), 'Науки о природе и науки о культуре' (1899), 'Философия истории' (1904), 'Логика предикатов и проблема онтологии' (1930), 'Основные проблемы философской методологии, онтологи..

Роджер Бэкон

(Roger Bacon) (около 1214 - после 1294) - философ и естествоиспытатель, представитель оксфордской школы, отличавшийся энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов. Основные произведения. 'Большое сочинение' ('Opus Majus'), 'Малое сочинение' ('Opus Minus'), 'Третье сочинение' ('Opus Tertium'), 'Компендий философии' ('Compendium Studii Philosophiae') и др. Р.Б. Полагал, что существуют три способа познания. Авторитет, который опирается на рассуждение, и опыт, на котором основывается вс..

Рикер

РИКЕР (Ricoeur) Поль (р. 1913) - французский философ, профессор Сорбонны (Франция) и Чикагского университета (США). Основные сочинения. "Габриэль Марсель и Карл Ясперс" (1947), "Философия воли" (в двух томах, 1950-1960), "История и истина" (1955), "От интерпретации. Очерки по Фрейду" (1965), "Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике" (1969), "Теория интерпретации. Дискурс и избыток значения" (1976), "Бытие, сущность и субстанция у Платона и Аристотеля" (1982), "Время и рассказ" (в трех тома..

Дополнительный поиск Рикер Рикер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рикер" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рикер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 5 символа