Риккерт

183

(Rickert) Генрих (1863-1936) - немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Страсбургском (1888-1891), Оренбургском (1891-1915), Гейдельбергском (с 1916) университетах. Основные сочинения. 'Предмет познания' (1892), 'Границы естественнонаучного образования понятий' (1896), 'Науки о природе и науки о культуре' (1899), 'Философия истории' (1904), 'Логика предикатов и проблема онтологии' (1930), 'Основные проблемы философской методологии, онтологии и антропологии' (1934) и др. Философские взгляды Р. Претерпели серьезную эволюцию, в силу чего они часто выходят за пределы идей его духовного предшественника - Канта, оформляясь то в фихтеанство, то в неогегельянство, то в своего рода синтез его первоначальных построений и феноменологии.

Р. Продолжил и развил далее представления Виндельбанда о философии как науке о ценностях, которые образуют 'совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, мир трансцендентного смысла'. Философия, по мнению Р., должна представлять собой систему, базирующуюся на анализе взаимных отношений между действительностью и ценностями, составляющих так называемую мировую проблему. Выявить их возможное единство. Р. Проводит существенное различие между философией и специальными науками. Цель последних заключается в познании лишь части действительности, в то время как философия пытается постичь ее целое - то, где действительность сочетается с ценностью и что неумолимо ускользает из ведения частных наук.

Отсюда главной задачей философии становится разработка чистой теории ценностей, что предполагает разграничение их различных видов, выявление специфики и взаимоотношения между собой. Все эти проблемы Р. Относит, главным образом, к культуре и истории и считает, что они должны предшествовать решению упомянутой мировой проблемы. Однако философия не растворяется им только в истории и, более того, не исчерпывается исключительно понятием чистой теории ценностей. Ее последней проблемой провозглашается все-таки проблема единства ценности и действительности, суть которой в отыскании так называемого третьего царства, объединяющего две эти области. В роли такого посредника Р. И провозглашает 'царство смысла'. Ценность всегда проявляет себя в мире как объективный смысл, который, согласно Р., связан с реальным психическим актом - суждением, с которым, однако, не совпадает, далеко выходя за границы непосредственного психического бытия (в отличие от оценки, в которой смысл проявляется, и которая представляет собой такой реальный психический акт).

Смысл, по Р., указывает на ценность, и именно она придает этот имманентный смысл акту оценки. Без царства ценностей не было бы никакого смысла. Большое место в философии Р. Занимает гносеологическая часть, с которой но сути он и начинает возводить все здание своей философии. Цель гносеологии, согласно Р., - ответить на вопрос о возможности появления трансцендентных ценностей в этом имманентном мире, а также показать возможность перехода от имманентного к трансцендентному. В конечном счете, все эти сложные вопросы оказываются ни чем иным, как специфической формулировкой Р. Одной из традиционных проблем гносеологии. Речь идет о том, откуда познание приобретает свою объективность, или, иначе, что представляет собой независимый от субъекта предмет познания.

Однако поиски трансцендентного объекта не дали Р. Ответов на искомые вопросы, так и оставив загадочной тайну соединения имманентной действительности с трансцендентной ценностью. Не отказываясь от идеи единства этих двух 'царств' (ибо ее отрицание приводит к утрате смысла самого познания), Р. В поздних своих работах вновь возвращается к проблемам гносеологии, которая постепенно трансформируется в своего рода онтологию, согласно которой целое действительности предстает в виде совокупности четырех взаимосвязанных сфер. Чувственно воспринимаемого мира (физического и психического). Интеллигибельного мира - ценностей и смысловых образований. Мира необьективируемой субъективности, в свободных актах которой соединяются ценность и сущее.

Три эти сферы бытия ('посюстороннего' в терминологии Р.) дополняются и объединяются четвертой, постигаемой с помощью религиозной веры, - миром 'потустороннего' бытия, в котором сущее и ценность полностью совпадают. (см. Также ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ (РИККЕРТ).).

Значения в других словарях
Риккерт

(Rickert) Генрих (25.5.1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша, — 30.7.1936, Гейдельберг), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства (См. Неокантианство). С 1894 профессор Фрейбургского, с 1916 — Гейдельбергского университетов. Философская позиция Р. Претерпела сложную эволюцию. Если вначале он анализирует гносеологические проблемы (предмет познания, классификация наук), позднее строит систему философии как теории ценностей, то в конце жизни стремится обосновать онтологию и..

Риккерт

РИККЕРТ (Rickert) Генрих (1863 - 1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Устраняя кантовскую "вещь в себе", сводил бытие> к человеческому сознанию. Понимал философию как учение о ценностях. Противопоставлял метод> естествознания, направленный на общее (закон>), методу исторических наук, выясняющему лишь единичные, неповторимые явления и события.. ..

Риккерт

I(Генрих Rickert) — германский политический деятель, род. В 1833 г. Был редактором либеральной "Danziger Zeitung". В 1870 г. Избран депутатом в прусскую палату депутатов, а в 1874 г. — в рейхстаг. Примкнул к национал-либеральной партии. Р. Считается в палате и рейхсрате авторитетом по финансовым вопросам и вопросам государственного хозяйства. В 1880 г. Р. Вышел из состава национал-либеральной партии и примкнул к либеральному союзу (сецессионистам). Когда последние, в 1884 г., слились с партией п..

Риккерт

(Rickert), Генрих (25.V.1863 - 30.VII.1936) - нем. Философ, основавший совместно с В. Виндельбандом баденскую (фрейбургскую) школу неокантианства. С 1894 - проф. Фрейбургского, с 1916 - Гейдельбергского ун-тов. Разрабатывая теорию познания применительно к наукам об обществе (гл. Обр. К истории), Р. Противопоставлял последние наукам о природе, ограничивая историю задачами описания единичного, особенного, неповторимого. Такой взгляд органически вытекал из его филос. Концепции. Противник теории еди..

Ризома

(фр. Rhizome - корневище) - понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования. Термин 'Р.' введен в философию в 1976 Делезом и Гваттари в совместной работе 'Rhizome' - в контексте разработки базисных основоположений номадологического проекта постмодернизма, фундированног..

Рикер

(Ricoeur) Поль (р. В 1913) - французский философ, профессор Сорбонны (1956), Страсбургского и Чикагского университетов, почетный доктор более чем 30 университетов мира. В 1952 возглавил кафедру истории философии в университете Страсбурга. Ученик Марселя. Также особо отмечал влияние на собственное профессионально-нравственное становление Мунье и Гуссерля. Основные сочинения. 'Карл Ясперс и философия существования' (1947), 'Габриэль Марсель и Карл Ясперс. Философия таинства и философия парадокса' ..

Роджер Бэкон

(Roger Bacon) (около 1214 - после 1294) - философ и естествоиспытатель, представитель оксфордской школы, отличавшийся энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов. Основные произведения. 'Большое сочинение' ('Opus Majus'), 'Малое сочинение' ('Opus Minus'), 'Третье сочинение' ('Opus Tertium'), 'Компендий философии' ('Compendium Studii Philosophiae') и др. Р.Б. Полагал, что существуют три способа познания. Авторитет, который опирается на рассуждение, и опыт, на котором основывается вс..

Рождение Трагедии Из Духа Музыки

МУЗЫКИ ('Die Geburt der Tragnedie aus dem geiste der Musik', 1872) - главная работа раннего, романтического этапа творчества Ницше, в период которого он находился под влиянием идей Шопенгауэра и Р.Вагнера. При написании работы Ницше использовал два доклада, прочитанные им в Базельском музее зимой 1870 - 'Греческая музыкальная драма' и 'Сократ и трагедия'. Он долго размышлял над названием книги - 'Греческая веселость', 'Опера и греческая трагедия', 'Происхождение и стиль трагедии' и т.д. В апреле..

Риккерт

РИККЕРТ(Rickert) Генрих (1863-1936) - немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Страсбургском (1888-1891), Фрейбургском (1891-1915), Гейдельбергском (с 1916) университетах. Основные сочинения. "Предмет познания" (1892), "Границы естественнонаучного образования понятий" (1896), "Науки о природе и науки о культуре" (1899), "Философия истории" (1904), "Логика предикатов и проблема онтологии" (1930), "Основные проблемы философской методологии, о..

Дополнительный поиск Риккерт Риккерт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Риккерт" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Риккерт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 7 символа