Сверх-я

209

(Супер-Эго, Идеальное-Я, Идеал-Я, Я-Идеал) - понятие и гипотетический конструкт. Традиционно используется представителями интеллектуальных направлений, постулирующих идею о принудительно-репрессивном характере по отношению к человеческому 'Я' институтов социализации, а также структур социальности и позиций 'трансцендирования' /о последнем в данном контексте см. 3) настоящей статьи - А.Г., T.K./. - 1) В учении Фрейда - А). Часть Я (Эго), в котором инициируются и развиваются главные составляющие комплекса совести, моральных черт, идеалов и рефлексивных способностей человека. Самоконтроля, самонаблюдения и т.п. Представитель всех моральных ограничений и источник стремлений к нравственному совершенствованию. Б).

Сфера осуществления процессов родительных интроекций. Понятие 'С.' впервые появилось в работе Фрейда 'Я и Оно'. Предполагается, что С. Отлично от сознания тем, что, включая в себя элементы бессознательного, описывается в понятийных рядах общей теории психологии (а не этики). Кроме этого, инициируемые С. Санкции и табу принадлежат к прошлому опыту индивида и нередко вступают в конфликт с ценностями настоящего. Несмотря на то, что в психоанализе интроекция родителей в сферу С. Трактуется основополагающим психическим процессом, конституирующим последнее, в современном фрейдизме господствует точка зрения, согласно которой С. Не может точно воспроизводить интроецированные образы родителей, ибо в юном возрасте ребенок наделяет внешние объекты преимущественно собственными характеристиками и свойствами.

Избыточные жесткость и радикализм С. Нередко объясняются в этом контексте повседневным насилием индивида над собственными чувствами в детстве, а также проявлением черт Эдипова комплекса. Энергетической основой С. Полагаются импульсы агрессии, продуцируемые Оно. В случае направленности агрессивных актов на самого индивида имеет место моральный мазохизм (обращение садизма против себя, присущий неврозам навязчивых состояний или, по Фрейду, когда 'желание мучать превращается в самоистязание и самонаказание'). Психотерапевтическая и психоаналитическая коррекция С. Традиционно осложнена сочетанием в его структуре результатов 'архаических' младенческих интроекций, с одной стороны, и компонентов обретенного на базе жизненного опыта человека рефлексивного самосознания, - с другой.

2) В языковых играх некоторых субъектов контркультуры 1960-1970-х - Бог. Репертуары интеллектуально-нравственного террора, осуществляемого идеологами 'новых левых', предполагали деструкцию основополагающих общественных идеалов с целью разрушения основ капитализма. В 1960-е ниспровержение С.-Бога акцентированно носило карнавально-эротический характер, фундированный романтическим утопизмом и кросс-культурным молодежным языком универсальных символов-паролей. Разрушение большей части сакральных табу в ходе сексуальной революции результировалось в эмоциональном пресыщении значительной совокупности людей и травмирующем проникновении бессознательного в сферу сознания. Коллективные и индивидуальные проблемы рядовых представителей постиндустриального общества были редуцированы бюрократическими социальными институтами до уровня вопросов терапевтического порядка.

Соответствующие фантазмы и 'фанатизмы' устранялись интенсивным психоанализом, пропагандой поведенческих ритуалов и ценностных смыслов реинкарнации, освоением пространств и техник медитации - системной многомерной психотерапией эпохи нового нарциссизма. Последний предполагал в качестве собственной сверх-задачи - обретение возможности преодоления любящего Другого - Бога. По мысли Фуко, данные процедуры поэтапно трансформируют историю как сферу Божественного промысла - в сферу осуществления Логоса Другого. Соответственно изменяется и статус С. В иерархии уровней мотивации человеческого поведения. 3) Согласно Мамардашвили, организация человека в качестве 'существующего существа' осуществляется посредством 'постоянного сознания себя в актах мышления' или в состоянии 'трансцендентального сознания' - одного из конституирующих начал С.

По мысли Мамардашвили, 'сверхчеловеческое' - это некое предельное для человека состояние, лишь устремляясь к которому, лишь через собственное отношение к которому человек способен создать себя в качестве человека. Переинтерпретируя мысль Декарта о том, что для воспроизводства бытия требуется вдвое больше усилий, чем для его творения, Мамардашвили утверждает. 'Онтологическое устройство бытия воспроизводит себя лишь с включением нашего усилия...'. 'Личностные основания' мыслей людей, по Мамардашвили, могут быть охарактеризованы 'принадлежностью другому пространству и времени'. 'нравственность должна иметь де факто некоторые абсолютные основания вневременного'. В таком контексте 'трансцендирование' предполагает не существование абсолютного вневременного мира, а, напротив, означает 'выход человека за данную ему стихийно и натурально ситуацию, за его природные качества, способность соотнести себя с чем-то не в природе лежащем'.

Как полагал Мамардашвили, трансцендирование позволяет выходить за рамки и границы любой культуры, любой идеологии, любого общества и находить основания своего бытия вне зависимости от их временных изменений. 'без форм и изначальных надындивидуальных устоев человек отбрасывается в сферу исторического бессилия, 'немоготы'. Ведущими принципами трансцендирования Мамардашвили считает 'принципы трех К'. А) декартовский принцип cogito - любые события происходят не без участия сознания. Б) кантовский принцип, постулирующий право человека на осмысленность - особые умопостигаемые объекты, дающие возможность совершить акт познания или моральной оценки. В) принцип Кафки, предполагающий ситуацию абсурда и заставляющий человека выходить из нее, искать смыслы.

С точки зрения Мамардашвили, трансцендирование - это не просто форма, это - 'бесконечная форма всякой актуальности', это - свобода самоосуществления. Последняя в качестве принципиального условия трансцендирования не есть выбор, данная свобода суть 'движение, путь человека к самому себе'. 'Внутренняя свобода', по Мамардашвили, - это размышление о том, 'что больше тебя', это - 'реально явленная свобода в смысле освобожденности человека внутри себя от оков собственных представлений и образов'. (Ср. У Дж.Брунера в 'Психологии познания'. 'Три вопроса повторяются неизменно. Что в человеке является собственно человеческим. Как он приобрел это человеческое. Как можно усилить в нем эту человеческую сущность?').

Значения в других словарях
Сверх-я

Нем. Ober-Ich, -т- Франц. Surmoi (или sur-moi). - Англ. Super-ego - Исп.:supery. - Итал. Super-io. - Португ. Superego.o Одна из инстанций личности во второй фрейдовской теории психического аппарата. По отношению к Я Сверх-Я играет роль судьи или цензора. Сверх-Я, по Фрейду, ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов.Обычно Сверх-Я трактуют как наследника Эдипова комплекса. Оно образуется в результате интериоризации родительских требований и запретов.Некоторые пс..

Сартр

(Sartre) Жан Поль (1905-1980) - французский философ, писатель, один из наиболее значительных представителей французской феноменологии, основатель атеистического экзистенциализма. Отталкиваясь от некоторых идей Декарта, Гегеля, Киркегора, Фрейда, Гуссерля, Хайдеггера и (в поздний период творчества) Маркса, С. Разрабатывает идею специфичности и аутентичности человеческого существования. Развивает концепцию бытия, включающую в понятие бытия индивидуальную свободу в качестве его конститутивного элем..

Сведенборг

(Swedenborg) Эмануэль (1688- 1772) - шведский ученый-естествоиспытатель и теософ-мистик. С 1729 - член Упсальского Научного общества, с 1734 - почетный член Санкт-Петербургской Академии наук. Родился в семье епископа. Получил образование в университетах Швеции, Англии, Голландии, Германии и Франции. Автор многочисленных трудов по горному делу, минералогии, металлургии, физике, химии и математике. По инициативе Карла XII был приглашен на должность чрезвычайного асессора Королевской горной академи..

Сверхчеловек

В истории философии - метафорический концепт, фиксирующий образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа. В качестве легендарных и исторических персонажей, изоморфных (либо так характеризуемых) образу С., в рамках традиции выступали. 1) 'герои' - фигуранты древнегреческих мифов. 2) обожествляемые харизматические лидеры античности. 3) персонажи мистических культов, ориентированных на стирание 'граней' между чел..

Свобода

Универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и обозначается как 'noietis', деятельность же свободного, т.е. Реализующего свои цели, мыслится как творчество и обозначается как 'chretis' или 'praxis'. Именно в этом отношении в античной Греции статус престижных форм деятельности занимали духовные. Фило..

Дополнительный поиск Сверх-я Сверх-я

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сверх-я" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сверх-я, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа