Семиотика

169

(греч. Semeion - знак) - научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. С. Играет заметную роль в методологии гуманитарных наук. Любые культурные феномены - от обыденного мышления до искусства и философии - неизбежно закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, чье назначение можно и нужно эксплицировать и рационально объяснить. В поле зрения С. Находятся естественные и искусственные языки (в том числе язык научной теории, 'языки' кино, театра, музыки), все типы визуальных знаковых систем (от дорожных знаков до живописи), разнообразные системы сигнализации в природе и обществе. Границы С. Подвижны, она является пограничной дисциплиной и объединяет различные подходы.

Принято выделять логико-математическую С., так называемую 'металогику' (которая изучает метатеоретическими средствами свойства логических и математических систем, искусственно формализованных языков. Представлена в исследованиях Рассела, Д.Гильберта, Гёделя, А.Черча, Карнапа и др.) и гуманитарную С. (С. Языка и литературы). В отличие от других гуманитарных дисциплин, С. Интересует не поиск значения, но способ означивания. Содержание, не облеченное в форму, не является предметом семиотических исследований. С. Опирается на понятие знака как материально-идеального образования, репрезентирующего нечто (в его отсутствие), имеющего целью передачу определенного содержания и выполняющего роль посредника в культуре. В своей совокупности знаки образуют язык.

Который в семиотической теории, с одной стороны, выступает как 'интерпретант всех прочих систем' (Э.Бенвенист), но в то же время оказывается 'частным случаем семиотической функции' (Пиаже). Выявление значения, зашифрованного в знаковом сообщении, осуществляется путем декодирования, где код означает способ упорядочения знаков в определенную систему, благодаря чему выполняются коммуникативная и др. Функции языка. Как научная теория С. Начала развиваться в конце 19 - начале 20 в., однако постепенно у нее обнаруживаются все более глубокие корни в учениях Аристотеля, Филона Александрийского, стоиков, Августина Блаженного, в логических учениях схоластики, в философии Гоббса, Локка, в логико-математических работах Лейбница, в исследованиях по языкознанию Потебни, Гумбольдта и др.

Основные принципы 'науки о знаках' были сформулированы Пирсом, стремившимся к созданию логики науки, объясняющей процесс приобретения научных знаний, репрезентирующих реальность. Он выделил параметры семиотического функционирования - репрезентант, интерпретант, референт ('триадическая природа знака'), дал первую классификацию знаков (иконический знак - индекс - символ), исследовал процесс функционирования знака - семиозис. Если Пирс развивал логическую линию С., то лингвистическая ветвь разрабатывалась в трудах Соссюра, мыслившего 'семиологию' как науку, 'изучающую жизнь знаков внутри жизни общества', в которую лингвистика должна входить как составная часть. Исходной единицей анализа, по Соссюру, является знак, представляющий собой отношение между означаемым (понятие, план содержания) и означающим (акустический образ, план выражения), связь которых произвольна (Бенвенист позднее уточнил, что произвольно лишь отношение целостного знака к реальности, но не отношения компонентов знака между собой).

С. Пирса (получила развитие в трудах Морриса, Т.Себеока, Эко и др.) и семиология Соссюра (Л.Ельмслев, Бенвенист, структуралисты) основали две семиотические парадигмы. С. Знака и С. Языка как знаковой системы (вопрос об употреблении терминов 'С.' и 'семиология' остается открытым, но в принципе они синонимичны). Первая сосредотачивает внимание исследователя на изолированном знаке, на отношении знака к значению, к адресату. На процессе семиозиса, т.е. Превращения не-знака в знак и трех его измерениях. 1) синтактика - сфера внутренних отношений между знаками. 2) семантика - отношения между знаками и их объектами. 3) прагматика - отношения между знаками и теми, кто ими пользуется. Альтернативная концепция делает акцент на реляционной сущности языка, на специфике знака как функции.

Существует и третья тенденция, выражающая стремление снять противоречие между этими двумя позициями. Так, Эко доказывает, что понятия знака и семиозиса не являются несовместимыми. Означаемое может быть схвачено только как результат интерпретативного процесса, сущность знака раскрывается благодаря неограниченному семиозису, выражающему то, что значения никогда не застывают в замкнутую и окончательную систему, поскольку мир знаков в процессе коммуникации находится в постоянном движении, структура кодов беспрерывно перестраивается. По мере развития С. Понятие 'знак' постепенно отходило на второй план, уступая место понятию 'текст' - интегративному знаку, проводнику функции и значения, применяемому для обозначения любой связной последовательности знаков-высказываний.

Выход за пределы исследования только внутрисистемных отношений наметился в ходе последующего развития С. Традиционно С. Различает два уровня в сообщении. Денотативный (фактическое сообщение) и коннотативный (дополнительное значение, социокультурно обусловленная символическая нагрузка). Любой язык представляет собой комбинацию денотативного и коннотативного - такова динамическая реальность семиотической системы. Внимание к коннотативным означающим, повлекшее за собой дискуссию о С. Коммуникации и С. Сигнификации (первая настаивала на соссюрианском тезисе предопределенности означаемого и означающего, не интересовалась дополнительными значениями, разрушающими структуру кода, без которого коммуникация невозможна (Л.Прието, Ж.Мунен).

А вторая наполняла жестокий семиотический базис реальным социокультурным содержанием, перенося внимание на сам процесс порождения смысла (Ельмслев, Р.Барт) - означало переход от изучения знаковых систем, непосредственно осознаваемых и сознательно используемых людьми к неосознаваемым знаковым системам. По существу, это переход к семиотическому изучению социального бессознательного, открытию для С. Новых областей исследования. В связи с этим сегодня особенное внимание уделяется сфере междисциплинарных исследований - С. Культуры, исследующей культуру как иерархию знаковых систем и имеющую свою логику развития, фиксируемую семиотическими практиками (начало этим исследованиям положила Московско-Тартусская школа С.).

Каждой эпохе свойственен свой семиотический стиль, свои способы интерпретации текстов, в результате чего композиция и корелляция отдельных семиотических систем определяют тип культуры. Сегодня С. Представляет собой довольно развитую теорию, методы которой позволяют анализировать самые разнообразные сферы человеческой деятельности. Проводятся исследования по С. Литературы (русская 'формальная школа', группа 'Тель Кель', Р.Барт, Деррида), по политической семиологии (Р.Барт, 'Тель Кель'), по С. Массовых коммуникаций (А.-Ж.Греймас), по С. Искусства (Кристева, Эко), кино (К. Метц, П.Пазолини), театра (П.Пави), по зоосемиотике (Себеок), по психоаналитической и педагогической семиологии (Лакан, Пиаже) и т.д. (см. Также СИМУЛЯКР, СИМУЛЯЦИЯ, ЗНАК, ОЗНАЧИВАНИЕ, ПУСТОЙ ЗНАК, СОССЮР.).

Значения в других словарях
Семиотика

IСемио́тика (греч. Semeiotikón, от seméion — знак, признак) семиология, наука, исследующая свойства Знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). С. Изучает характерные особенности отношения «знак — означаемое», распространённого достаточно широко и несводимого к причинно-следственным отношениям. Термин «знак» понимается в широком смысле как некоторый объект (вообще говоря, произвольной природы), которому при определённых условиях (образующих в совокупности знаковую ситуацию) с..

Семиотика

СЕМИОТИКА (от греч. Semeion - знак - признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).. ..

Семиотика

СЕМИОТИКА (от греческого semeion - знак, признак), наука>, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки>, а также некоторые явления культуры - системы мифа, ритуала. Смотри также Структурализм>), природе (коммуникация> в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие> и др.).. ..

Семиотика

См. Симптом.. ..

Семиотика

(от греч. Σημέιον «знак, признак»). ..

Семиотика

(греч. Semeion - знак, и logos - слово). 1) часть медицины, трактующая о признаках болезней, учащая распознавать болезни по их признакам. 2) объяснение посредством знаков.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) учение о признаках для распознавания состояния организма. Признаки эти называются физиологич. У здорового организма и патологич. - у больного. 2) в частности учение о признаках, по которым распознаются болезни.(Источник. "Словарь инос..

Семиотика

(греч. Semiotike от senieion — знак, признак). Наука о знаковых системах. См. Также знаковая теория языка.. ..

Семиотика

Семиология. ..

Семиотика

В медицине - учение о признаках болезней (симптомах) и характерных их сочетаниях (синдромах).. ..

Семиотика

Врачебная наука, о признаках болезни.. ..

Семиотика

Ж.Научная дисциплина о знаках и знаковых системах.. ..

Семиотика

СЕМИО́ТИКА -и. Ж. [греч. Sēmeion - знак, признак] Наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Языковая с.. ..

Семиотика

-и, ж. Наука о знаковых системах (см. Знак). II прил. Семиотический, -ая, -ое.. ..

Семиотика

Семиотики, мн. Нет, ж. (от греч. Semeion - знак) (мед.). Распознавание болезней по их признакам, симптомам.. ..

Семиотика

(греч. Semeiotikon. Син. Семиология, симптоматология) в медицине учение о признаках (симптомах) болезней и патологических состояний.. ..

Семиотика

IСемио́тикав медицине (греч. Sēmeiōtikon, от sēmeion знак, признак. Синоним. Семиология, симптоматология) — учение о признаках (симптомах) болезней и патологических состояний. См. Также Симптом.IIСемио́тика (греч. Sēmeiōtikon. Син. Семиология, симптоматология)в медицине — учение о признаках (симптомах) болезней и патологических состояний.. ..

Семиотика

(греч. Semeiotikon. Син. Семиология, симптоматология) в медицине - учение о признаках (симптомах) болезней и патологических состояний.. ..

Семиотика

(от греч. Sema - знак) - наука о знаках и знаковых системах. Она распадается на 3 основные отрасли. А) семантику, исследующую соотношение знака и обозначенного (обозначаемого). Б) синтаксис, изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении. В) прагматику, исследующую закономерности употребления знаков в конкретной ситуации общения. Существует расширенное и более узкое понимание знака и, соответственно, С. При расширенном понимании в предмет С. Включают все физические явления, выступающие дл..

Семиотика

(греч. Semeiotikon). Учение о признаках (симптомах) болезней и патологических состояний.. ..

Семиотика

(греч. Semeiotikon). Учение о признаках (симптомах) болезней и патологических состояний.. ..

Семиотика

(мед.), учение о признаках болезней (симптомах) и характерных их сочетаниях (синдромах). ..

Семиотика

(гpeч. Semeiotike, от semeion - знак) - наука о св-вах знаковых систем и языков. С. Изучает структуру сочетаний знаков, естеств. И формализов. Языков и правила их образования (синтактика), отношение знака к выражаемому им смыслу (семантика) и к воспринимающему этот знак субъекту (прагматика). С. Занимается выявлением и описанием знаковых систем разл. Природы - естеств. Языками, естественнонауч. Языками (логич., хим. Символика и др.), алгоритмич. Языками (алгол, кобол и т. П.), системами сигнализ..

Семиотика

— знак, признак — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в обществе, природе или в самом человеке (зрительное, слуховое восприятие и др.).. ..

Семанализ

(semanalyse) - 'теория текстуального означивания'. Семиотическая концепция, разработанная Кристевой в качестве альтернативы соссюрианской семиологии и одновременно выступающая как форма 'перевода' психоаналитических идей З.Фрейда и Лакана на язык лингвистики и семиотики ('сем-анализ'). Кристева усматривала в С. Новую материалистическую теорию означивания, внутренняя логика которой изоморфна ее привилегированному объекту - поэтическому языку ('поэтический язык' понимается Кристевой как гетерогенн..

Семиозис

(греч. Sema - знак) - термин, принятый в семиотике. Обозначает 'процесс интерпретации знака', или процесс порождения значения. Термином 'С.' пользовались древнегреческие физиологи, в частности, Гален из Пергама (139-199) для постановки диагноза. С. Означал интерпретацию симптомов. Древние греки включали в С. (1) то, что выступает как знак. (2) то, на что указывает знак или к чему он отсылает (десигнат). (3) воздействие, в силу которого данный предмет оказывается для интерпретатора знаком (интерп..

Семь Мудрецов

В древнегреческой интеллектуальной традиции группа исторических лиц (главным образом государственных и исторических деятелей 7-6 вв. До н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе. Согласно Платону ('Протагор'), этими мудрецами были Фалес из Милета, Питтак из Митилены, Периандр из Коринфа, Клеобул из Линдоса, Биас из Приены, Хилом из Лакедемона, Солон из Афин. В исторических источниках варьируются в различных вариантах 17 имен. Наиб..

Сен-симон

(Sen-Simon) Клод-Анри де Рувруа (1760-1825) - французский мыслитель, социолог. Автор утопических социальных проектов - 'Промышленная система', 'Новое христианство'. Потомок старинного рода французских аристократов, ученик д'Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость северо-американских колоний против Великобритании. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 прибывает на ..

Семиотика

СЕМИОТИКА (греч. Semeion - знак) - научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. С. Играет заметную роль в методологии гуманитарных наук. Любые культурные феномены - от обыденного мышления до искусства и философии - неизбежно закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, чье назначение можно и нужно эксплицировать и рационально объяснить. В поле зрения С. Находятся естественные и искусственные я..

Семиотика

(греч. Semeion — знак) — научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. С. Играет заметную роль в методологии гуманитарных наук. Любые культурные феномены — от обыденного мышления до искусства и философии — неизбежно закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, чье назначение можно и нужно эксплицировать и рационально объяснить. В поле зрения С. Находятся естественные и искусственные языки (в то..

Семиотика

- общая теория знаковых систем, к числу кото­рых относятся как естественные языки, так и специальные язы­ки конкретных наук, искусственные языки, сигнальные систе­мы и т. П. Основы С. Были заложены в трудах швейцарского лингви­ста Ф. Де Соссюра и амер. Логика Ч. Пирса (конец XIX в.). Последующую разработку различных разделов С. Осуществляли Ч. Моррис, А. Тар­ский, Р. Карнап и др. С. Выделяет 3 аспекта (уровня) исследований любой знако­вой системы. 1) синтактика изучает формальную структуру знако..

Дополнительный поиск Семиотика Семиотика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Семиотика" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Семиотика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа