Скептицизм
(1) - античный - древнегреческое учение, впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. До н.э. Пиррон впервые придал систематически законченную форму издавна распространенным в Древней Греции сомнениям в познавательной ценности чувственности (Гераклит. 'глаза и уши - фальшивые свидетели'. Демокрит. 'результаты ощущений темны', 'это просто мнение, а не истинно существующее'. Софисты с их субъективизмом и т.п.). К скепсису подобного рода Пиррон добавил моральный и логический С., заявляя, что никогда не может быть рационального основания для того, чтобы предпочесть один порядок действия другому. Став философским учением, С. Превратился из простого сомнения в сомнение догматическое. Дело Пиррона продолжил его ученик Тимон, после смерти которого в Афинах в 235 до н.э.
Его доктрина была подхвачена и развита Академией, продолжившей свою работу и после кончины ее основателя - Платона (Аркесилай, Карнеад, Клитомах - все эти философы-скептики находились во главе Академии, которая только в 69 до н.э. Перестала быть скептической). Большой вклад в дело последующего возрождения С. В качестве самостоятельного философского направления в 1 в. До н.э. Внес уроженец Крита Энесидем, оказавший влияние на известного поэта Лукиана (2 в.) и Секста Эмпирика - единственного философа-скептика древности, труды которого дошли до наших дней. Согласно Диогену Лаэртскому, С. Отрицал возможность достоверного знания и не верил в возможность рационального обоснования нравственных норм. Не сомневаясь в существовании явлений, скептики считали, что только они и обладают достоверностью, однако при этом отвергали возможность выведения с достаточной долей обоснованности причин этих явлений.
Для позднего С. Была характерна резкая направленность против концепции истины, единственным критерием которой он считал видимость. 'все лишь кажется', - говорит скептик, противопоставляя друг другу ощущаемое (видимое) и мыслимое. Своего рода аргументами против возможности достоверного знания стали знаменитые тропы (или обороты) скептиков, выдвинутые Энесидемом и применявшиеся им ко всему мыслимому и ощущаемому с целью показать, что данная мысль (или ощущение) - не более чем просто видимость, что она такова 'не в себе', а лишь в отношении к чему-то другому. С. Добился больших результатов в искусстве обнаружения противоречий с помощью тропов, многие из которых были направлены против обыденной веры в непосредственную истинность вещей.
Что же касается более поздних тропов, приписываемых Диогеном Лаэртским Агриппе, то для них характерна направленность против мышления и используемых им научных понятий. Среди ранних тропов можно упомянуть такие, как троп о различии организации животных, из-за чего у них возникают самые различные представления об одном и том же предмете. Троп о различии между людьми, тесно связанный с предыдущим и продолжающий его основную идею. Троп о различном устройстве органов чувств. Троп о различии условий в одном и том же человеке в зависимости от переживаемого им состояния. Троп о занимаемых нами различных положениях, расстояниях и местах, из-за чего из каждого пункта предмет кажется иным. Троп, касающийся области этического, согласно которому нравственное одновременно и не нравственно, т.к.
В одном месте оно признается таким, а в другом нет. Среди поздних тропов можно назвать следующие. Троп о расхождении во мнениях философов. Сколько философов - столько философий, значит истинной философии нет и быть не может. Троп о впадении в бесконечный прогресс, показывающий что то, что приводится для обоснования какого-либо утверждения, само, в свою очередь, всегда нуждается в обосновании и так до бесконечности. Троп об относительности всех определений, согласно которому предмет нашего утверждения таков, как его мыслит субъект, а не таков, как он сам по себе. Троп о предположении, направленном против принятия какого-либо принципа без доказательств, т.е. В качестве аксиомы. Троп о взаимности или о круге в доказательстве и др.
Эти тропы С. Очень умело направлял против древних философов, называя их догматиками, т.е. Утверждавшими что-либо в качестве абсолютной истины. Они демонстрируют наличие высочайшей диалектической культуры мысли у философов-скептиков, которые вплоть до 3 в. Оказывали влияние на интеллектуальную мысль древнего мира. После этого С. Постепенно уходит со сцены европейской культуры (как потом окажется, не навсегда), уступая место более соответствующим духу времени школам и направлениям, ищущим более прочных - положительных - мировоззренческих ориентиров в обществе, постепенно усваивающем догматические религии и идеи спасения. (2) - Ренессансно-просветительский С. - установка на ментальное противостояние авторитету традиции (Монтень, П.Бейль, Декарт, Вольтер, Дидро, Руссо и др.).
В отличие от античного С. Фундирован пафосом рационализма. (3) - В философии Юма - сомнение в бытии объекта (в от- t личие от онтологически артикулированной 'вещи в себе' Канта)..
Дополнительный поиск Скептицизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Скептицизм" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Скептицизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 10 символа