Сковорода

231

Григорий Саввич (1722-1794) - украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками. С 1759 в течение 10 лет - преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 1770-х - странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что 'замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси'. Сформулировал открытый им закон 'элиминации трудности' - своеобычное 'лезвие С.' - 'нужность не трудна, трудность не нужна'. Главные сочинения, не издававшиеся при жизни С. И распространявшиеся в рукописных списках. 'Басня Эзопова' (1760), 'Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни' (1772), 'Дружеский разговор о душевном мире' (1775), 'Потоп змиин' (1791) и др.

Разделял основания миропонимания платонизма, стоицизма, Ломоносова, Лейбница, блестяще сочетая интеллектуальную стилистику сократических диалогов и озарения истинного пророка. (Практически никогда и никого не цитировал.) Признавал идеи о вечности и бесконечности материи, о господстве закономерностей в природе. Отождествлял в духе пантеизма понятия 'Природа' и 'Бог' (безусловное условие действительности, умозрительная и безличная 'форма', законоорганизующая 'материю', а также своеобычное личностное начало, заинтересованное в человеке). Как полагал С., 'истинный человек и Бог есть то же'. Создатель концепции всеобъемлющих 'трех миров'. 'макрокосм' (природа), 'микрокосм' (человек) и 'мир символов', связывающий и отображающий два предыдущих (Библия как идеальный образец).

Каждый из них состоит из двух ипостасий - 'внутренней' (духовной, невидимой, божественной) и 'внешней' (тварной, сотворенной, материальной). (Ср. С архитектоникой мира в романе М.Булгакова 'Мастер и Маргарита'.) Согласно С., человеческое познание бесконечно, ибо осуществляется в пафосе самопознания ('познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека - все сие одно значит'), в обнаружении 'единого, сердечного' человека, но должно основываться на постоянном самоанализе и созвучии 'миру символов'. Полемизировал с официальными религиозными доктринами, проповедовал учение Коперника, разрабатывал подходы к созданию новой религии 'добродетели и любви'. По С., счастье достижимо лишь для человека, самостоятельно либо при помощи социальной педагогики осознавшего собственную 'сродность', т.е.

Предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Социальная гармония, согласно С., достижима лишь для общества таких счастливых людей. Сформулировал гениальную догадку об относительности и абсурдности любой идеи равенства в имуществе, идею 'неравного всем равенства'. 'Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный'. На могиле С. Помещена его собственная эпитафия. 'Мир ловил меня, но не поймал'..

Значения в других словарях
Сковорода

Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, — 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750—53 (по др. Данным, 1747—1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.). По возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме...

Сковорода

Григорий Саввич (22.11.1722-29.10.1794), малороссийский философ, поэт, музыкант, педагог. Автор стихотворений, басен, песен, кантов, псалмов. Учился в Киево-Могилянской академии. Пел в придворном хоре в Петербурге. Преподавал в Харьковском колледже. Вел жизнь странствующего философа.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Сковорода

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722 - 1794), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. Вел жизнь> странствующего нищего-философа. Сочинения Сковороды распространялись в рукописях. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл> человеческого существования - подвиг самопознания. Автор> стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов.. ..

Сковорода

Григорий Саввич (1722—94) — украинский философ, сын простого казака. Учился в Киевской духовной академии, а потом был отправлен в СПб. В придворную певческую капеллу. В 1744 г. Получил увольнение от должности певчего с званием придворного уставщика и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, С. Решил побывать за границей, куда и отправился в качестве цер..

Сковорода

-ы́, вин. Сковороду́ и ско́вороду, мн. Ско́вороды, сковоро́д, -а́м, ж.. ..

Сковорода

..

Сковорода

Или сковородка ж. Сковрада церк. (см. Сквара), кухонная посуда, для жарения, пряжения. Железная и чугунная тарелка. Долгая сковорода, противень. Глиняная, латка, ладка. Соловарная, черен. Без закрайков, гладкая, на печенье. Лист. Сковородушка яичницы. Прогорелая сковородишка. Пудовая сквородища. Сковородочка серебряная. В лесу и сковорода звонка. Либо со сковороды отведать, либо (не то) сковородника. | заводск. Чугунный сосуд, для выпуска из плавильной печи лишка роштейна. | Типограф. Смывальный..

Сковорода

Ж.1) Круглая с загнутыми краями металлическая посуда для жарения.2) Количество пищи, находящееся в такой посуде.. ..

Сковорода

СКОВОРОДА́ -ы́, вин. Ско́вороду. Мн. Ско́вороды, сковоро́д, -а́м. Ж. Кухонная посуда круглой формы с загнутыми краями для жаренья. Чугунная, алюминиевая с. С. Для цыплят табака. Жарить, тушить на сковороде. Смазать сковороду жиром. // чего. Количество жареного, тушёного. Съесть сковороду картошки. Приготовить сковороду котлет.. ..

Сковорода

-ы, вин. Сковороду и (устар.) сковороду, мн. Сковороды, сковород, сковородам, ж. И (разг.). ..

Сковорода

Сковороды, мн. Сковороды, сковород, сковородам, ж. 1. Кухонная посуда для жаренья в виде круглого, вылитого из чугуна или толстого железа листа с загнутыми краями. 2. Чугунный сосуд для выпуска отходов из плавильной печи (тех.). 3. Ящик, в к-ром смывают набор (тип.). 4. Только мн. Род цимбал, медные тарелки в духовом оркестре (муз. Арго).. ..

Сковорода

У этого слова нет общепринятой этимологии. Возможно, оно восходит к звукоподражательной основе сквар (напоминает звук масла на раскаленной сковороде) и родственно слову шкварки.. ..

Сковорода

Общеслав. Происхождение неясно. Скорее всего, является суф. Производным от звукоподражат. Основы сквар- (ср. Ст.-сл. Скваръ «жар, огонь», польск. Skwarzyć «жарить» и т. Д.).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Сковорода

Сковорода́ укр. Сковорода́, др.-русск. Сковорода, ст.-слав. Сковрада ἐσχάρα, τήγανον (Супр.), др.-чеш. Skravada, skrovada (*skovrada), польск. Skowroda, в.-луж. Škorodej, н.-луж. Škórodej, škórodwej, род. П. Škórodwe. Праслав. *skovorda, *skovordy, -ъvе. Дальнейшее родство неясно (Мi. ЕW 305. Торбьёрнссон 2, 80 и сл.). Сравнивают с д.-в.-н. Scart-îsan "котелок, сковорода", ср.-в.-н. Scharte ж., schart м., ср. Р. (Клюге-Гётце 509. Торп 456. Брандт, РФВ 24, 176). Согласный -в- объясняют из с..

Сковорода

СКОВОРОДИН СКОВОРОДА СКОВОРОДНИК СКОВОРОДНИКОВВ старину были известн имена образованные от названий посуды, кухонной утвари. Сковорода, Сковородник - имена из этой группы. (Э) Но имеют различное значение сковорда - кроме того что, кухонная приндлежность, еще и амбала, плоский камень, часть русской печи. Сковородник - длинный шест с приспосбление для удержания сковороды, им работают около печи. ПОлучается, что люди с похожими фамилиями, могли быть потомками совершенно противоположных по внешнему ..

Складка

(фр. - pli) - понятие классической и современной философии (Лейбниц, Хайдеггер, Мерло-Понти, Делез, Деррида, Фуко), обретающее категориальный статус в границах философии постмодернизма. Выступило значимым терминологическим средством фрагментарного конструктивного преодоления и дальнейшей парадигмальной разработки 'философии Другого', а также 'различающего' подхода. Системную семантическую разработку понятия 'С.' как многозначной словоформы осуществил Делез. С., по Делезу, есть 'различие', 'сгиб,..

Складывание

Понятие постмодернистской философии, фиксирующее новый способ артикуляции соотношения внутреннего и внешнего, конституирующий внутреннее как имманентную интериоризацию внешнего. Данная установка представляет собой спецификацию общей парадигмальной установки постмодернизма на снятие жестко линейных оппозиций, традиционно фундировавших собою стиль мышления классической западно-европейской рациональности. Субъект-объектная оппозиция (см. СМЕРТЬ СУБЪЕКТА), оппозиция внешнего и внутреннего, мужского ..

Скотизм

Схоластическое направление средневековой философии 14-15 вв., противостоящее в качестве официальной доктрины францисканского ордена томизму как доктрине доминиканцев, принятой церковью в качестве ортодоксии. Основоположник - Иоанн Дунс Скот. Основные представители. Антуан Андре, Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн из Рединга, Иоанн Рипский, Жан Каноник, Александр Александрийский и др. Центральной проблемой школы С. Явилась проблема индивидуации (лат. Individuatio - индивидуализация), т.е. Проявле..

Скриптор

('пишущий') - понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное понятие 'автор' (см. СМЕРТЬ Автора') и фиксирующее отказ философии постмодернизма от наделения субъекта письма. 1) причиняющим статусом по отношению к тексту. 2) личностно-психологическими характеристиками и даже 3) самодостаточным бытием вне рамок пишущегося текста. Согласно постмодернистской текстологии, в принципе 'не существует субъекта письма' (Деррида). По формулировке Р.Барта, С. 'рождается одновременно с тексто..

Сковорода

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) - украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками. С 1759 в течение 10 лет - преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 70-х - странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что "замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси". С..

Сковорода

Евр. Слово махават (Лев 2:5. 6:21. 7:9. 1Пар 23:29 - в Синод. Пер. - "печеное") обозначает лист железа, предназнач. Для выпечки или зажаривания продуктов питания (см. Хлеб). Кр. Того, для обозначения С. Употреблялось и евр. Слово каллахат (1Цар 2:14).. ..

Сковорода

Григорий Саввич (1722-94), укр. Философ и поэт. Род. В с.Чернухи Полтавской губ. В семье малоземельного казака. Учился в Киево-Могилянской Академии (1738-42, затем 1744-50). Был одним из образованнейших людей своего времени, хорошо знал древние и новые языки, писал поэмы, басни, филос. Диалоги. Много странствовал по Европе. После неск. Лет преподавательской работы С. В 70-х гг. Окончательно избрал путь независимости и стал странствующим мудрецом. Почти все его произведения были опубликованы посм..

Сковорода

(Лев.2:5 , Лев.7:9 , 1Цар.2:14 , 2Цар.13:9 и ·др.) - металлический или глиняный сосуд, глубокий, а иногда плоский, с загнутыми краями, употребляемый для приготовления разных печений и жарения мяса. До нас не дошли образцы сковород, какие были в употреблении у Иудеев и мы можем только предполагать, что они имели сходство с подобными же сосудами, употребляемыми в древней и новой Азии и в Египте. Об сковородах для жарения неоднократно упоминается в ·Ветх. Завете, как то видно из указанных выше цита..

Дополнительный поиск Сковорода Сковорода

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сковорода" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сковорода, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа