Сознание

171

Традиционно - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит в контексте субъект-объектной оппозиции (см. БИНАРИЗМ) понятию Бытия (см.) как субъективное - объективному. В рамках материалистической традиции (см. ОТРАЖЕНИЕ) понятие 'С.' характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. Обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.

С. Представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. В этом онтологическом аспекте бытие, существование С. Выражается понятиями 'субъективная реальность', 'идеальное'. В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. В праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность С. Идеальное характеризует сущностное содержание С. Как субъективной реальности.

Определение С. В психологии связывается со способностью субъекта выделять себя из окружающего мира, со способностью к самоотчету и самонаблюдению, с существованием его не только в индивидуальной, но и надиндивидуальной форме ('Я' и 'Сверх-Я'). Социология изучает С. Как сферу духовной жизни общества, в которой осмысливаются, обосновываются, идейно оформляются и реализуются интересы и представления различных социальных групп, классов, наций и общества в целом. Социология раскрывает роль С. В организации общественного бытия человека, в исторической динамике его цивилизационного и культурного развития. В истории философии можно выделить различные традиции анализа С. Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, направляла теоретический поиск на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макрокосма (универсума) и микрокосма (человека).

Таким началом в древнегреческой философии выступал логос (слово, закон, сущность всех вещей), в древнекитайской философии дао (путь, закон), в древнеиндиийской философии - брахман (безличное духовное начало). Ценность человеческого разума, С. Определялась степенью приобщенности его к этому единому принципу и началу миропорядка. При этом на первых этапах развития философской мысли доминировало синкретичное представление о душе и теле, психическом и физическом, чувствах и разуме. Душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Свойства души связывались со свойствами космоса. Собственная активность человеческой души открыта еще не была. Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона.

В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Структура, трехкомпонентное, по Платону, строение человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствует структуре души космоса, изображаемого в виде совершенного живого существа. Признается возможность самодвижения души, ее переселения и бессмертия. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире. Аристотель впервые формулирует идею развития применительно к душе, трактуя ее как организующий принцип жизни. Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает С.

Как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Наряду с С. В структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный знанию. Признается спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям. В философии Нового времени формируется представление о С. Как замкнутом в себе внутреннем мире. С. Предстает как самосознание, саморефлексия. Для Декарта С. - субстанция особого рода. Лейбниц признает психически деятельными субстанциями монады - неделимые первоэлементы бытия.

Он вводит в философию понятие апперцепции, которое означает акт перехода бессознательных психических состояний и восприятий в отчетливо осознаваемые представления, в понимание, что они находятся в С. Индивида. Наряду с субстанциальным подходом в философии Нового времени формируется также натуралистически-функциональный подход к объяснению С. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие С. От других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической традиции не вскрывалась социальная детерминированность С., его связь с развитием и функционированием культуры.

Сложная многоуровневая природа С., значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании самосознания, воли, ценностей как феноменов индивидуального С. Были раскрыты немецкой трансцендентально-критической философией. Была выявлена органическая взаимосвязь индивидуальной, личностной и надиндивидуальной форм С. (Кант, Гегель). Диалектико-материалистическая традиция анализа С. Не признавала его субстанциональности и рассматривала С. Как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека. Предпосылками становления С. В марксизме выступают. Эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных.

Переход особой ветви гоминид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда. Развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в семиотических системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека. Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает С. И субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку 'Я' не может наблюдать самое себя со стороны. С. В феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности.

Совершается вычленение некоторого дорефлексивного уровня С. И описание последнего в его сущностной 'чистоте' и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр). Фиксирование жизни С. Осуществляется также через пласт бессознательного и через языковые структуры (психоанализ, структурализм, герменевтика). Вопрос о существовании внеземных форм С., разума, о возможности приобщения С. Человека к семантике космических полей философия в настоящее время оставляет открытым..

Значения в других словарях
Сознание

одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. С. Выступает в двух формах. Индивидуальной (личной) и общественной. В силу сложности феномена С. Каждая из комплекса изучающих его наук вносит определённую специфику в самый подход к определению С. В философии при материалистическом решении ее основного вопроса (см. Основной вопрос..

Сознание

СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах. Индивидуальной (личной) и общественной.. ..

Сознание

СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах. Индивидуальной (личной) и общественной.. ..

Сознание

см. Психология.. ..

Сознание

Взойти в сознание. 1. Ряз. То же, что войти в сознание 1. ДС, 83. 2. Курск. Образумиться. БотСан, 85.. ..

Сознание

См. Понимание. ..

Сознание

Одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах. Индивидуальной (личной) и общественной.. ..

Сознание

Ср.1) а) Процесс отражения действительности мозгом человека, включающий все формы психической деятельности и обусловливающий целенаправленную деятельность человека.б) Осознание общественной жизни человеком как представителем определенных общественных классов, слоев.2) а) Восприятие и понимание окружающего, свойственные человеку. Ум, разум.б) Способность осмысленно воспринимать окружающее (противоп. Беспамятство).3) Ясное понимание чего-л.4) Мысль о чем-л., чувство, ощущение чего-л.. ..

Сознание

См. СознаньеБольшой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е. СПб. Норинт С. А. Кузнецов. 1998. ..

Сознание

-я, ср. 1. См. Сознать, -ся. 2. Человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении. Психическая деятельность как отражение действительности. Бытие определяет с. Общественное с. 3. Состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах. Потерять с. Лишиться сознания. Прийти в с. Больной без сознания. До потери сознания (до полного изнеможения). 4. Мысль, чувство, ясное понимание чего-н. Его мучило с., что он ошибся. С. Собственно..

Сознание

Сознания, мн. Нет, ср. 1. Действие и Состояние по глаг. Сознать-сознавать в 1 знач. Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу. Ленин. Сознание своего долга. Сознание своей вины. 2. Действие по глаг. Сознаться-сознаваться в 1 знач. Сознание преступника в своем преступлении. 3. Мысль, чувство, ощущение. Неотразимое сознание, что без меня нет счастья ей. Некрасов. Его угнетало сознание невозможности спасти больного. Соз..

Сознание

Это слово является калькой с латинского conscientia, что в буквальном переводе означает "совместное знание". См. Также близкое по смыслу слово .. ..

Сознание

Созна́ние калька лат. Conscientia. Едва ли прав Унбегаун (RЕS 12, 39), объясняя это слово из нем. Gewissen "совесть".Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Сознание

— высшая форма психики, которая присуща человеку.. ..

Сознание

Высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.. ..

Сознание

IСозна́ниевысшая форма отражения действительности, характеризующая духовную активность человека. Понимание сущности С. Определяется решением основного вопроса философии. В противоположность идеализму и дуализму, для представителей которого С. Есть особая духовная субстанция, диалектический материализм рассматривает С. Как свойство высокоорганизованной материи, продукт ее развития. С. Неотделимо от психики человека, его социальной жизнедеятельности. Оно возникает в процессе антропогенеза, обуслов..

Сознание

Высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.. ..

Сознание

(Consciousness. Bewusstheit) - функция или деятельность, поддерживающая взаимоотношение психических содержаний с эго."Сознание для меня не тождественно с психическим - ибо психическое представляется мне целокупностью всех психических содержаний, из которых не все они непременно связаны с эго, т. Е. Связаны с ним в такой степени, что приобретают свойство сознания. Есть множество психических комплексов, из которых далеко не все по необходимости связаны с эго". (ПТ, пар. 807).В своем опред..

Сознание

(Consciousness. Bewusstheit) — функция или деятельность, поддерживающая взаимоотношение психических содержаний с эго. «Сознание для меня не тождественно с психическим — ибо психическое представляется мне целокупностью всех психич. ..

Сознание

Высшая форма отражения человеком окружающей действительности, представляет собой совокупность психических процессов, позволяющих носителю С. Ориентироваться в действительности, времени и собственной личности. Обеспечивает преемственность опыта, единство и многообразие поведения, непрерывность и последовательность психической деятельности.. ..

Сознание

Высшая форма отражения человеком окружающей действительности, представляет собой совокупность психических процессов, позволяющих носителю С. Ориентироваться в действительности, времени и собственной личности. Обеспечивает преемственность опыта, единство и многообразие поведения, непрерывность и последовательность психической деятельности.. ..

Сознание

Один из аспектов духовной жизни, совокупность чувственных и умственных образов, для которой характерно отчетливое знание того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания есть само переживание). Сознание может различаться по степени своей ясности и отчетливости. См. Также Рассудок, Разум.. ..

Сознание

— одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность человека воспроизводить действительность s мышлении. Выступает в двух основных формах. Индивидуальное и общественное.. ..

Содержание

Философские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом организации вещи и собственно материалом, из которого данная вещь состоит. Платон полагал Ф. 'прообразом', идеалом вещи, существующим независимо от материального бытия последней (см. ЭЙДОС). Аристотель трактовал 'материю' (С.) как предпосылку, возможность вещи быть либо не быть, а Ф. - как внутреннюю цель вещи, обусловливающую их единство. В рамках традиционной 'донемецкой' философской классики фактически..

Содержание И Форма

Философские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом организации вещи и собственно материалом, из которого данная вещь состоит. Платон полагал Ф. 'прообразом', идеалом вещи, существующим независимо от материального бытия последней (см. ЭЙДОС). Аристотель трактовал 'материю' (С.) как предпосылку, возможность вещи быть либо не быть, а Ф. - как внутреннюю цель вещи, обусловливающую их единство. В рамках традиционной 'донемецкой' философской классики фактически..

Сократ

(около 470-399 до н.э.) - античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ. Полагая, что 'письмена мертвы', отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах. В силу отсутствия текстового авторского наследия философское учение С. Реконструируется на основе вторичных источников, в первую очередь - сократических диалогов раннего Платона, сократической апологии Ксенофонта, сведений из Диогена Лаэртского и Аристотеля. В историко-философской традиции фигура С..

Сократические Школы

Ряд философских направлений античности (4-3 вв. До н.э.), восходящих к учению Сократа и использующих сократический метод. К числу содержательно-генетических источников С.Ш. Относятся также софистика и философская концепция элеатов, в силу чего название 'С.Ш.' является достаточно условным. К С.Ш. Относятся. 1) киническая (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет, Менипп). 2) киренская (Аристипп, Феодор, Гегесий, Анникерид, Эвгемер). 3) мегарская (Евклид Мегарский, Евбулид, Диодор Крон, Стилпон). 4) эли..

Сознание

СОЗНАНИЕ - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. Обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительно..

Сознание

- форма отражения реальной действительности, свойственная человеку. Сознание человека является функцией "того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека" (Л., 14, 215). Общественное сознание - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, отражающих условия материальной жизни общества, способ производства материальных благ. Сознание возникает у человека в процессе трудовой общественно-производственной деятельности и поэтому является продуктом общественного развития...

Сознание

— традиционно — одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит в контексте субъект-объектной оппозиции (см. Бинаризм) понятию Бытия (см.) как субъективное — объективному. В рамках материалистической традиции (см. Отражение) понятие "С." характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. Обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и..

Дополнительный поиск Сознание Сознание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сознание" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сознание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 8 символа