Сократ

171

(около 470-399 до н.э.) - античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ. Полагая, что 'письмена мертвы', отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах. В силу отсутствия текстового авторского наследия философское учение С. Реконструируется на основе вторичных источников, в первую очередь - сократических диалогов раннего Платона, сократической апологии Ксенофонта, сведений из Диогена Лаэртского и Аристотеля. В историко-философской традиции фигура С. Занимает особое место. Если хронологически он является современником Демокрита, то семантически его учение открывает новую страницу в развитии древнегреческой философии. С. Подводит черту под прежним (отныне - 'досократическим'.

Термин 'досократики' введен в Новое время. Англ. Presocratics, нем. Vorsokratiker, франц. Presocratiques) периодом философствования, эпистемологически характеризовавшимся наивным реализмом (натурфилософские картины мироустройства от Фалеса до атомистов). Поставленный С. Вопрос о том, каким образом может строиться человеческое знание о мире, выступает важнейшим импульсом переосмысления самого предмета философского знания, фактически первым шагом в становлении и развитии рефлексивного потенциала философии. Если постижение мира досократиками осуществлялось практически в рамках стандартной субъект-объектной процедуры ('мир как объект', - неслучайно античная традиция именует натурфилософов 'физиками'), то именно с С.

Начинается оформление философии как рефлексивной теоретической дисциплины, основным предметом рассмотрения которой выступает сама система субъект-объектных отношений (пусть пока и не во всем комплексе своих аспектов, но в гносеологическом - бесспорно). Такая интерпретация предмета философии задает новые направления в разворачивании проблемных полей философского знания. Традиционная для натурфилософии онтолого-метафизическая проблематика дополняется гносеологической. (А поскольку процесс формирования знания рассматривается С. Весьма конкретно, т.е. На примере знания о том, что есть добродетель, справедливость или сам человек, постольку это в перспективе открывает семантические горизонты таких проблемных полей философии, как этика и антропология.) В целом, воспользовавшись дильтеевской терминологией, можно сказать, что как 'наука о духе' философия началась именно с С.

В области интерпретации гносеологической проблематики С. Занимает отчетливо выраженную позицию рационализма и интеллектуализма. В этом отношении он, с одной стороны, основывается на софистских способах рассуждения, полагая, что наиболее адекватным инструментом философского поиска является живой диалог. С другой же стороны, С. Выступает с резкой критикой софистики и, в первую очередь, ее релятивистских установок. Софистическая 'гибкость' понятий и демонстрация софистами на ее основе семантического 'тождества' противоположных суждений являются, по мнению С., безрезультатным процессом. С его точки зрения, это лишь начальный этап позитивного постижения истины ('сущности вещей'). Метод С. Базируется на имплицитной презумпции объективного существования интерсубъективного истинного знания, - вопрос лишь в том, как его достичь.

Признание диалогичности, т.е. Процессуальности, философствования - это только полдела. Процесс философствования должен быть еще и результативным, а результатом его выступает истинное знание. Важным шагом на пути к нему является, по мнению С., осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией было высказано мнение о том, что С. Превзошел всех своею мудростью. Философ, убежденный в том, что истина пока от него скрыта, был немало удивлен и, дабы утвердиться в своем убеждении, решил поговорить с теми, кого он считал умнее себя. К его еще большему изумлению, в ходе этих разговоров обнаружилось, что его собеседники столь же далеки от постижения истины, хоть и полны интеллектуального самодовольства.

С. Приписывают слова. 'Я по крайней мере знаю, что ничего не знаю, а они не знают даже этого'. Очищение сознания от излишней самоуверенности есть как бы нулевой цикл познавательной процедуры. Однако софистическое обнаружение противоречий в высказываниях собеседника, констатация несостоятельности всех предложенных мнений необходимы, но не достаточны для философского познания. Познавательный процесс должен разрешиться оформлением позитивного знания. Сын повивальной бабки, С. Называет свой метод майевтикой - искусством помочь родиться знанию. Таким образом, софистический негативный релятивизм и единственно возможный на его основе вывод - знаменитое сократовское 'я знаю, что я ничего не знаю' - есть лишь промежуточный продукт познавательной процедуры.

В итоге своем она должна объективироваться в формулировку общего определения, приближающего человека к постижению сущности вещей. Вопрос о соотношении таковых общих определений с определяемыми вещами выводит С. К постановке центральной для него философской проблемы. Проблемы соотношения родовых сущностей с частными явлениями. Разумеется, данная проблема не сформулирована С. Эксплицитно, более того - даже для дескриптивной ее фиксации у него еще нет адекватных категориальных средств. Тем не менее, мыслителем затронуты практически все важнейшие ракурсы ее интерпретации. Прежде всего, С. Пытается усмотреть универсальные основания за феноменологической вариативностью. Общий Закон за многообразием различных местных законов, единую Истину за многообразием индивидуальных мнений.

Нравственность как таковую за пестротой нравов и т.д. И, наконец, в максимальной напряженности этой интенции усмотреть общее, единое, универсальное основание бытия за его эмпирической калейдоскопичностью. Интерпретация С. Этого основания не имеет ничего общего с его натурфилософским толкованием в качестве субстанциальной стихии или иного телесно-вещественного начала (сын скульптора порывает с традицией пластического видения Космоса). В понимании С. Универсальное основание мироздания выступает как его всеобщая объективная родовая сущность, которая может быть рационально-логически выражена в определенных закономерностях происходящего. С. Ищет имя для этой объективной закономерности. Например, рассуждая об основах общественной жизни, он апеллирует к универсальному 'неписаному праву', говоря об индивидуальной человеческой жизни - к предопределению судьбы и т.п.

Однако, как правило, он использует для ее обозначения понятие Бога. Использование категории Бога в обрисованном контексте может быть оценено как поворотный пункт ее культурной истории. Прежде всего, это задало интеллектуальный вектор перехода от монолатрии к монотеизму, а, стало быть, положило начало традиции теизма, предполагающего оформление позитивной рациональной теологии. С другой стороны, фактическая деперсонификация Бога в сократической философии задает в европейской культуре тенденцию спекулятивно-рационалистического варианта развития теологии, приводящего в рамках схоластической программы к едва ли не логицистским эпистемам. Не менее важную роль играет в философии С. - наряду с понятием Бога - и понятие даймона (демона), которым философ обозначает индивидуальный рассудок, единично-конкретный здравый смысл.

И сколь важно для С. Соотношение Бога как универсальной основы миропорядка с эмпирически фиксируемыми гранями мироздания, столь же значимо и соотношение Бога как всеобщего разума с индивидуальным разумом - даймоном. И, наконец, С. Фиксирует еще один срез проблемы. Соотношение единичного здравого смысла (даймона) с его ограниченным индивидуально-опытным содержанием и общих понятий (определений). Именно этот аспект проблемы выдвигается С. На передний план. И как наиболее важный, и как вызывающий наибольшие затруднения. Дело в том, что, по свидетельству Аристотеля, С. Был далек от наивной мысли предшествующих (а если иметь в виду сторонников реализма в средневековом споре об универсалиях, - то и последующих) философов, полагавших будто бы общие понятия (определения) существуют в качестве объектов наряду с телесными предметами.

По оценке Гегеля, С. Был убежден, что сознание черпает из самого себя, т.е. Что дефиниции и общие понятия рождаются в индивидуальном сознании (в 'умном месте'). Но столь же очевидно для С. И то обстоятельство, что посредством ссылок на обобщение единичных фактов (сколь угодно многочисленных) невозможно объяснить возникновение общего понятия. Формулировка определения предполагает радикальный качественный сдвиг, прорыв индивидуального сознания к постижению всеобщей родовой сущности, что индуктивным путем принципиально недостижимо. Можно констатировать, что в сократовской философии впервые в рациональной форме была зафиксирована одна из центральных философских проблем, которая остается в фокусе актуальности вплоть до 20 в., порождая различные свои аранжировки в диапазоне от трансцендентального обоснования феномена интерсубъективности до трактовки в качестве ее гаранта соотнесенности субъективных интерпретаций с универсальными конструктами повседневности.

Достаточно упомянуть гуссерлианскую проблему связи абстрактных научных категорий с жизненным миром или проблему формирования общезначимых идеальных типов на фоне индивидуальных миров опыта в понимающей социологии и у Шюца. Важнейшей характеристикой учения С. Является то, что, будучи глубоко укорененным в культурной традиции античной классики, оно в полной мере наследует свойственный этой культуре семантико-аксиологический идеал калокагатии, т.е. Единства истины, добра и красоты. Это наглядно проявляется в том, что даймон понимается С. Не только как индивидуальный рассудок, но и как совесть. Когнитивная и этическая проекции сознания оказались слитыми в нерасчлененный континуум. В силу этого центральный тезис сократовской этики ('ничего сверх меры') акцентирует, прежде всего, проблему познания меры.

Нравственный, 'лучший' - тот, кто знает, что именно есть добродетель, ибо, по С., знающей благо поступает в соответствии с этим знанием. В этом смысле добродетель оказывается фактически тождественной мудрости, а наличие зла объясняется С. Как рассогласование благих целей с неадекватными средствами их реализации. Впоследствии аристотелевская критика этической концепции С. Отмечала очевидную спекулятивность данной теоретической конструкции. Коль скоро добродетель есть знание, значит, она может быть приложима к мыслящей стороне души и, напротив, не может иметь касательства к стороне не мыслящей (характер и страсти). Как отмечал Аристотель, если знание приложимо, т.е. Знающий медицину является лекарем, то и знающий добродетель автоматически должен быть добродетелен.

А поскольку это соотношение далеко не столь однозначно, постольку добродетель не является знанием, а знание о добродетели бесполезно. Этико-антропологические воззрения С. Дополняются воззрениями социально-политическими, причем в этой сфере обнаруживается практически изоморфный объяснительный гештальт. Так, по мысли С., государство выступает инструментом и гарантом воплощения в жизнь общего понятия о Справедливости. Своего рода политологический аристократизм С. Проявляется в том, что, как и в сфере морали, в сфере политики 'лучшим' является тот, кто знает, что есть Справедливость, и с этой точки зрения мнение одного мудреца несоизмеримо важнее непросвещенного мнения многочисленней толпы. (Раба С. Определял именно как того, кто не знает, а потому не может распознать справедливого, добродетельного и прекрасного.) Оценивая в данном контексте демократическую политическую систему, С.

Отмечал, что массовая выборная процедура античного полиса отнюдь не гарантирует формирования того, что позже Платон опишет как государство, управляемое мудрецами. В этой связи в политических воззрениях С. Была столь развита критическая составляющая. Социально-политические взгляды С. Сыграли не последнюю роль в том, что в возрасте 70 лет он был приговорен к смертной казни по обвинению в том, что он 'не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и развращает юношество'. Отказавшись от организованного учениками побега, С. Принял в тюрьме яд цикуты. Справедливости ради следует отметить, что главный из трех обвинителей С. Трагический поэт Мелет, принесший суду клятву в виновности С., был впоследствии осужден за эту клятву на смерть, и Афинами Лисиппу была заказана бронзовая скульптура С.

Значение С. В истории мысли трудно переоценить. Его философское учение оказало неизгладимое влияние не только на развитие античной философии, но и на развитие европейской культурной традиции в целом. Им впервые были использованы логические обоснования теоретических положений (в отличие от досократической традиции констатирования аксиоматических постулатов), введены в философский оборот формулировки определений многих общих понятий, осуществлено вовлечение в предметное поле философии гносеологической и этико-антропологической проблематики. Достоянием истории философии является не только философское учение С., но и его образ жизни, явивший собой пример бескорыстного служения поиску истины..

Значения в других словарях
Сократ

(Sokrates) (470/469 до н. Э., Афины, — 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля. Проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами (См. Софисты) и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. С. Не оставил после себя каких-либо сочинений. Важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников — Ксенофонта и Платона, в большинств..

Сократ

СОКРАТ (ок. 470-399 до н. Э.) - древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - т. Н. Сократического метода (см. Майевтика). Был обвинен в "поклонении новым божествам" и "развращении молодежи" и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Излагал свое учение устно. Главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага. Добродетель есть знание, ил..

Сократ

Представляет центральную фигуру в греческой философии. Его жизнь, согласовавшаяся с его учением, заслуживает такого же внимания, как и его философия. Несмотря на то, что С. Является лицом вполне типичным и, по-видимому, точно охарактеризованным, воззрения на него, на его жизнь и учение отличаются большим разнообразием. Происходит это оттого, что С. Сам ничего не писал, посему мы о его учении и о его целях узнаем из вторых рук, из источников, несогласных между собой во взглядах на роль, сыгранную..

Сократ

СОКРАТ(ок. 470/469-399 до н.э.), афинский философ, удостоившийся поистине вечного памятника - диалогов Платона, в которых Сократ выведен главным действующим лицом. Родителями Сократа были скульптор (или каменотес) Софрониск и Фенарета. Отец, вероятно, был довольно зажиточным гражданином (судя по тому, что Сократ воевал как гоплит, т.е. Тяжеловооруженный воин), однако сам Сократ нисколько не заботился о своем имуществе и к концу жизни чрезвычайно обеднел. Свое учение Сократ излагал только в устно..

Сократ

(470—399 гг. До н.э.) философ, ученик Анаксагора, из Афин Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.В молитвах он (Сократ) просто просил богов даровать добро, ибо боги лучше всех знают, в чем состоит добро.(Сократ) советовал избегать таких кушаний, которые соблазняют человека есть, не чувствуя голода. (…) Он шутил, что и Кирка (Цирцея), должно быть, превращала людей в свиней, угощая их такими кушаниями в изобилии. А Одиссей (…) держался от чрезмерного их употребления и отто..

Сократ

Сохраняющий власть. ..

Сократ

Сократ, Sokrates, 470–399 гг. До н. Э., греческий философ. Согласно древней традиции, Сократ сам ничего не писал. Зато он был мастером диалектического метода, и в этой роли выступает в диалогах Платона и Ксенофонта. Каждый из этих двух авторов рисует собственный образ С. Иной его образ (карикатурного характера) мы находим в Тучах Аристофана, который высмеивает С. Как тип софиста. С. Родился в Афинах, провел в них всю жизнь, выступал в их защиту. В разговоре он сначала разбивал аргументы противни..

Сократ

Сократ (469 - 399 до нашей эры) - великий греческий мыслитель. Сам Сократ ничего не написал, поэтому о его взглядах мы можем судить только на основании их отражений в сочинениях других греческих философов (главным образом в книгах его гениального ученика Платона). Центр тяжести философских размышлений Сократа заключался в стремлении твердо обосновать этические понятия (добродетели, справедливости, честности и т.д.). К возможности разрешить метафизические вопросы о начале и сущности мироздания он..

Сократ

Гравер на дереве. Его имя стоит на рамке (passe-partout), хранящейся в Киево-Печерской типографии. Вверху ее Троица, внизу Успение. По бокам разные лики. В лист.{Ровинский}. ..

Сократ

Сократ (470-399 до н. Э.) Афинский философ, сын камнереза и повивальной бабки, муж Ксантиппы, чье имя стало нарицательным из- за ее дурного нрава. В молодые годы Сократ служил в армии и принимал участие в борьбе с Тридцатью тиранами. Когда в 406 афинским военачальникам, проигравшим битву у Аргинузских островов, был вынесен антиконституционный смертный приговор, Сократ оказался единственным членом афинского совета, кто не признал его законность. Самого Сократа афинские демократические власти обви..

Сократ

- гениальный греческий философ. Родился в 469 году, сын афинской повивальной бабки. Благодаря сосредоточенности мышления приобрел некоторые странности. Мальчишки насмехались над ним, когда он стоял на улице, как бы в столбняке, задумавшись над поглотившей его мыслью. "Я знаю, что я ничего не знаю", скромно говорил о себе мудрец. "Все, что человек знает и что может понять, ничто по сравнению с тем, чего он не знает и не понимает". Однажды С. Побывал в Дельфах и задал тамошнему оракулу вопрос, что..

Сократ

(Sokratns) (470 или 469 - 399 до н. Э.) - др.-греч. Философ-идеалист. Род. И жил в Афинах. Свое учение проповедовал на улицах и площадях, сам ничего не писал. Его учениками были Платон, Ксенофонт, Алкивиад, Критий. Был обвинен в "безбожии" и "совращении молодежи". По приговору суда выпил яд и умер. Личность С., его философия, обстоятельства процесса, смерти известны из соч. Платона, Ксенофонта, Аристотеля. С. Исследовал общие понятия методом вопросов и ответов. С его именем связан перелом в исто..

Сократ

СОКРАТ. ..

Содержание И Форма

Философские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом организации вещи и собственно материалом, из которого данная вещь состоит. Платон полагал Ф. 'прообразом', идеалом вещи, существующим независимо от материального бытия последней (см. ЭЙДОС). Аристотель трактовал 'материю' (С.) как предпосылку, возможность вещи быть либо не быть, а Ф. - как внутреннюю цель вещи, обусловливающую их единство. В рамках традиционной 'донемецкой' философской классики фактически..

Сознание

Традиционно - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит в контексте субъект-объектной оппозиции (см. БИНАРИЗМ) понятию Бытия (см.) как субъективное - объективному. В рамках материалистической традиции (см. ОТРАЖЕНИЕ) понятие 'С.' характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. Обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и р..

Сократические Школы

Ряд философских направлений античности (4-3 вв. До н.э.), восходящих к учению Сократа и использующих сократический метод. К числу содержательно-генетических источников С.Ш. Относятся также софистика и философская концепция элеатов, в силу чего название 'С.Ш.' является достаточно условным. К С.Ш. Относятся. 1) киническая (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет, Менипп). 2) киренская (Аристипп, Феодор, Гегесий, Анникерид, Эвгемер). 3) мегарская (Евклид Мегарский, Евбулид, Диодор Крон, Стилпон). 4) эли..

Солипсизм

(лат. Solus ipse - только сам) - теоретическая установка, сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания (Я), которое - единственное, что дано несомненно, во всякое время тут. Несмотря на то, что античные скептики выдвигали сходную программу, о С. Речь может идти только в эпоху Нового времени - после мыслительного опыта Декарта по радикальному вытеснению из Я всего недостоверного, в результате чего одновременно рвутся все связи с миром и выставляется требование к Я - основываясь т..

Сократ

СОКРАТ (ок. 470-399 до н.э.) - античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ. Полагая, что "письмена мертвы", отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах. В силу отсутствия текстового авторского наследия философское учение С. Реконструируется на основе вторичных источников, в первую очередь - сократических диалогов раннего Платона, сократической апологии Ксенофонта, сведений из Диогена Лаэртского и Аристотеля. В историко-философской традиции фиг..

Сократ

(около 470—399 до н.э.) — античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ. Полагая, что "письмена мертвы", отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах. В силу отсутствия текстового авторского наследия философское учение С. Реконструируется на основе вторичных источников, в первую очередь — сократических диалогов раннего Платона, сократической апологии Ксенофонта, сведений из Диогена Лаэртского и Аристотеля. В историко-философской традиции фигура С..

Сократ

(Socrates, Σωχράτης). Великий афинский философ, род. В 469 г. До Р. X. Он был сын ваятеля Софрониска и повивальной бабки Фенареты. В юности он успешно занимался ремеслом отца. Сократ был очень некрасив и, по отзыву Зопира, походил лицом на старого сатира Силена. Но по сложению он был силен и здоров и отличался большой выносливостью. О жизни его известно весьма немногое. Большую часть своего времени он посвящал обучению своих сограждан, стараясь способствовать нравственному совершенствованию люде..

Дополнительный поиск Сократ Сократ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сократ" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сократ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа