Софистика
1) учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. До н.э. Школы софистов - философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин 'С.' происходит от греческого слова 'софист' (sophistes - мудрец), которым тогда называли платных учитилей ораторского искусства. Из сочинений софистов практически ничего не сохранилось. Изучение непрямых сведений усложняется тем, что софисты не стремились создать определенную цельную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями. Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике.
Поэтому значительный акцент производился на риторику. В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т.д. В античной С. Отсутствуют цельные течения. Учитывая историческую последовательность, можно говорить о 'старших' и 'младших' софистах. Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными.
Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Известный тезис Протагора 'Человек есть мера всех вещей' трансформировался в идею о том, что каждый человек имеет свою особую истину. Исходными метафизическими являются у Протагора установки, касающиеся характера и способа, каким человек является человеком, 'самостью'. Сущностного истолкования бытия сущего. Проекта истины как феномена познания. Смысла, в каком человек оказывается мерой по отношению к бытию и по отношению к 'истине'. Согласно представлениям Протагора, материя текуча и изменчива, а так как она течет и изменяется, то нечто приходит на место того, что уходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно но возрасту и прочему состоянию тел.
Сущность всех явлений скрыта в материи, а материя, если о ней рассуждать, может быть всем, чем она является каждому. Горгий (предположительно 483-375 до н.э.) в сочинении 'О несуществующем, или о природе' пошел дальше, объявив, что 'вообще ничто не существует', в том числе и сама природа. Он доказывал, что бытие не существует, что даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям. В гносеологической концепции 'старших' софистов абсолютизируются субъективный характер и относительность знания. У 'младших' софистов (Фразимах, Критий, Алкидам, Ликофрон, Полемон, Гипподам) С.
Вырождается в 'жонглирование' словами, в фальшивые приемы 'доказательства' истины и лжи одновременно. 2) (греч. Sophisma - измышление, хитрость) - преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил (софизмов). Словесные ухищрения, вводящие в заблуждение. Различают следующие виды софизмов. А) софизм 'учетверение термина' - силлогическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма. В каждом силлогизме должно быть только три термина. Умышленно ошибочное рассуждение строится с использованием нетождественных, но внешне сходных понятий. Например, 'Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее.
Следовательно, вор желает хорошего'. Б) софизм недозволенного процесса - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма. Термин, не распределенный (не взятый во всем объеме) в одной из посылок, не может быть распределен (взят во всем объеме) в заключении. Все птицы имеют крылья. Некоторые яйцекладущие имеют крылья. В) софизм собирательного среднего термина - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма. Средний термин должен быть распределен (взят во всем объеме) по крайней мере в одной из посылок. Некоторые люди умеют играть на скрипке. Все дипломаты - люди. Все дипломаты умеют играть на скрипке..
Дополнительный поиск Софистика
На нашем сайте Вы найдете значение "Софистика" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Софистика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 9 символа