Субъект

121

(лат. Subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectura - предмет) - фундаментальные категории философии. С. - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. - то, что находится в зависимости от С. И лишено самостоятельной сущности. Понятия С. И О. Не стоит ассоциировать с производными от них категориями 'субъективного' и 'объективного'. В данной связке более самодовлеющую природу имеет 'объективное', в то время как О., напротив, вторичен по сравнению с проецированными на него онтологическими, гносеологическими или праксеологическими характеристиками С. Понятия С. И О. Имели различную интерпретацию в историко-философской традиции. В античной философии понятие С.

Преимущественно использовалось как одно из обозначений материальной субстанции, субстрата, тогда как О. Соотносился с конкретным видимым предметом. Средневековая схоластика во многом воспроизвела античную трактовку С. И О., признав за С. Онтологические параметры материальных вещей, а за О. - производные человеческие образы С. Своеобразная гносеологизация С. Осуществляется в философия Нового времени. Декартовское 'мыслю, следовательно существую' в качестве наиболее безусловного и достоверного начала бытия провозгласило cogito, рациональное мышление. Именно разум выступает здесь в качестве гаранта внешней действительности, ее сущностных характеристик и объективности. При этом О. Задан через представление, в контексте которого С.

Наделяется безусловными полномочиями 'ставить перед собой' те феномены бытия, которые он считает безусловно истинными и которые могут выступать отправными точками для последующего философского или научного анализа. Особый онтологический и гносеологический статус С. В новоевропейской философии, тем не менее, был сопряжен с рядом парадоксов, обусловленных пониманием С. Как конкретного, эмпирического начала. Если человеческий разум субстанциален по отношению к эмпирической действительности, а человек как носитель разума - всего лишь ее отдельный фрагмент, то где же искать критерии его истинности. Если же разум, также как и сам человек, производен от опыта, то каким образом можно объяснить его всеобщий характер и тождество познающей личности (единство С.

И О. В самосознании). Попытку решения этих вопросов предпринял Кант, введя понятие 'трансцендентального С.', воплощающего в себе чистые, внеопытные формы познания и обусловливающие содержание знания отдельных эмпирических С. При этом трансцендентальный С. Изначально задан как единство апперцепции (самосознание), где тождество С. И О. Обусловливает одновременно и его творческие возможности в познании, в общезначимость диктуемых им истин. Проблему С. И О. По-новому рассматривал Гегель, который показал их культурно-историческую динамику, их процессуальность и взаимозависимость в познавательной деятельности. Основной лейтмотив неклассической философии связан в акцентировкой творческого статуса С., детерминирующего соответствующие структуры объективной действительности.

При этом С. Выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей и творческой деятельности. В марксизме понятие С. Предполагает прежде всего социально-исторического С. Практической деятельности, которая опосредует его отношения с объективной реальностью и в которой воплощается искомое тождество С. И О. Для феноменологической традиции С. Выступает как 'чистое сознание' в единстве его рефлексивных и дорефлексивных процессов, интенциональные установки которого вносят индивидуальный смысл в бытие объектов. И, наконец, своеобразие С. Познания в неклассической философии связано с представлением об его детерминированности целым рядом внерациональных и некогнитивных факторов (например, идеологии, языка, бессознательного и т.п.).

Если неклассическая философия некоторым образом абсолютизирует творческие возможности С., то постклассика и постмодерн предпринимают своеобразную попытку теоретической реабилитации О. Провозглашая 'смерть С.', постструктурализм характеризует его не столько как творца, сколько как комбинатора отдельных объективных элементов, растворяющего себя в контексте их процессов и соединений. (см. Также БИНАРИЗМ, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА, ТЕЛО, АЦЕНТРИЗМ.).

Значения в других словарях
Субъект

IСубъе́кт (от лат. Subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, от sub — под и jacio — бросаю, кладу основание) носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на Объект. Термин «С.» употреблялся в истории философии в различных смыслах. Например, Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие, и материю — неоформленную субстанцию. Средневековая схоластика понимает под С. Нечто реальное, существующее в самих вещах (то..

Субъект

СУБЪЕКТ (от лат. Subjectus - лежащий внизу - находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.. ..

Субъект

СУБЪЕКТ (от латинского subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект>.. ..

Субъект

Субъект федерации. Жарг. Мол. Шутл. Мужской половой орган. Елистратов 1994, 663. Щуплов, 53. ЖЭСТ-1, 142.. ..

Субъект

См. Факт. ..

Субъект

(лат. Subjectum, от subjicere - подвергать). В логике подлежащее суждение. Лицо действующее, в противоположность объекту. Предмет, лицо, о котор. Говорится. Это подозрительный субъект. В юрид. Знач. Лицо действующее. В музыке. Темы в двойных и более сложных фугах.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) подлежащее. 2) личность, "я", в противоположность всему остальному. 3) в противоположность объекту, действующее лицо, нпр., субъект преступле..

Субъект

(лат. Subjectum).. ..

Субъект

Лицо, личность, особа, персона, фигура. Подлежащее. Субчик, типик, типчик, штучка, фрукт, человек, существо, гусь, гаврик, джек, штука, тип, гусь лапчатый, хмырь, элемент, хмырик, молодчик, птица. ..

Субъект

(иронич. Пренебр.) - о человекеСр. Уморительные попадаются субъекты.А. Чехов. Хмурые люди. Скучная история. 3.Ср. Субъект тот наложил, по-видимому, на себя тяжелый искус развлекать публику балагурством, в котором было очень мало юмора, еще меньше веселья и уж вовсе не было смысла. Это было просто какое-то неприятное словоизвержение.Вл. Гал. Короленко. В последственном отделении.Ср. Не хотел я унижать себя протестами, выступать против такого субъекта, как господин Тихвинцев.Боборыкин. До/ма. 9.Ср..

Субъект

Лат. Предметы, всякое лицо, вещь, о коих говорится. Субъективный, противопол. Объективный. Личный, относящийся к лицу, предмету, к себе самому. Субъективное чувство, личное, свое, в которое не может проникнуть другой. -признаки болезни, кои чувствует больной, но врач не может признать. - человек, сосредоточенный в себе. -ное, состоянье по прилаг. Субъективность писателя, способность проникаться чужими мыслями и чувствами, ставить себя на место другого, со всеми свойствами его.. ..

Субъект

1. М.Тот, кто противостоит внешнему миру как объекту познания. Познающий и активно действующий человек (в философии).2. М.1) а) Человек как носитель каких-л. Свойств. Личность.б) разг. Человек (обычно с оттенком порицания, отрицательной оценки).2) Лицо, коллектив, организация, выступающие как активные деятели в каком-л. Процессе.3. М.1) То же, что. Подлежащее (1*) (в лингвистике).2) Любая грамматическая форма, обозначающая деятеля.4. М.Предмет суждения, определяемый предикатом. Подлежащее (2*) (..

Субъект

СУБЪЕ́КТ -а. М. [лат. Subjectum]. ..

Субъект

-а,,м. 1. В философии. Познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания. 2. Человек как носитель каких-н. Свойств (книжн.). С. Права (физическое или юридическое лицо как носитель юридических прав и обязанностей;спец.). 3. Вообще о человеке (обычно отрицательно характеризуемом) (разг.). Подозрительный, странный с. Болезненный с. 4. В логике. Предмет суждения. 5. В грамматике. Семантическая категория со значением производителя действия или носителя состо..

Субъект

Субъекта, м. (от латин. Subjectum-подлежащее). 1. То же, что подлежащее (грам.). 2. В логике - предмет суждения, к-рый определяется и раскрывается в своем содержании предикатом (филос.). 3. Тот (или то), кто (или что) познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, как того, на что направлены мысль и действие (филос.). Объект существует независимо от субъекта. 4. Человек как носитель каких-н. Свойств (мед., право). Болезненный субъект. Субъект права (лицо, физическое или юридическое, к-рому п..

Субъект

Латинское – subjectus (лежащий снизу, находящийся в основе).. ..

Субъект

1. Человек как носитель каких-либо свойств. 2. Действующий самостоятельно, прикладывающий к чему-либо свое воздействие.. ..

Субъект

(лат. Subjectum - подлежащее) - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности. Носитель активности.. ..

Субъект

(от лат. Subjectum. ..

Субъект

— лежащий внизу, находящийся в основе — индивид или социальная группа, источник активности, направленный на объект, носитель познания и практической деятельности. В праве — физическое или юридическое лицо, наделенное по закону способностью иметь права и принимать на себя юридические обязанности.. ..

Суарес

(Suarez) Франсиско (1548-1617) - испанский мыслитель, представитель поздней схоластики в истории средневековой философии и теологии. В 1564 становится членом ордена иезуитов и получает образование в иезуитской коллегии. Изучает философию. Позже - богословские дисциплины в университете г. Сала-манка. Читал курсы лекций в испанских университетах. Под давлением местных властей был вынужден уехать в Рим. Там С. Высоко оценили и предоставили право читать лекции в знаменитой Римской коллегии. С 1597 С..

Субстанция

(лат. Substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) - философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. Неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний. Она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. Трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например 'вода' Фалеса, 'огонь' Гераклита). В средние ве..

Субъект И Объект

(лат. Subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectura - предмет) - фундаментальные категории философии. С. - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. - то, что находится в зависимости от С. И лишено самостоятельной сущности. Понятия С. И О. Не стоит ассоциировать с производными от них категориями 'субъективного' и 'объективного'. В данной связке более самодовлеющую природу имеет 'объективное', в то время как О., напр..

Судьба

1) универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. УНИВЕРСАЛИИ), фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия, характеризующейся телеологически артикулированной целостностью и законченностью. 2) философско-мифологическое понятие, содержание которого является продуктом экспликации и рефлексивного осмысления названной универсалии. 3) философско-мифологическая персонификация, моделирующая сакрального субъекта конфигурирования событийности жизни индивида или Космо..

Субъект

См. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ.. ..

Субъект

( лат. Sub ectus лежащий в основе) - 1) человек, познающий внешний мир ( объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности. 2) человек как носители каких-л. Свойств. личность.. ..

Субъект

(от лат. Subjectus - лежащий в основе) - 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности. 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам. 3) человек как носитель к.-л. Свойств. Личность. 4) в юридическом смысле - носитель прав и обязанностей, физическое или юридическое лицо. 5) предмет суждения, логическое подлеж..

Дополнительный поиск Субъект Субъект

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Субъект" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Субъект, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа