Субъект
(лат. Subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectura - предмет) - фундаментальные категории философии. С. - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. - то, что находится в зависимости от С. И лишено самостоятельной сущности. Понятия С. И О. Не стоит ассоциировать с производными от них категориями 'субъективного' и 'объективного'. В данной связке более самодовлеющую природу имеет 'объективное', в то время как О., напротив, вторичен по сравнению с проецированными на него онтологическими, гносеологическими или праксеологическими характеристиками С. Понятия С. И О. Имели различную интерпретацию в историко-философской традиции. В античной философии понятие С.
Преимущественно использовалось как одно из обозначений материальной субстанции, субстрата, тогда как О. Соотносился с конкретным видимым предметом. Средневековая схоластика во многом воспроизвела античную трактовку С. И О., признав за С. Онтологические параметры материальных вещей, а за О. - производные человеческие образы С. Своеобразная гносеологизация С. Осуществляется в философия Нового времени. Декартовское 'мыслю, следовательно существую' в качестве наиболее безусловного и достоверного начала бытия провозгласило cogito, рациональное мышление. Именно разум выступает здесь в качестве гаранта внешней действительности, ее сущностных характеристик и объективности. При этом О. Задан через представление, в контексте которого С.
Наделяется безусловными полномочиями 'ставить перед собой' те феномены бытия, которые он считает безусловно истинными и которые могут выступать отправными точками для последующего философского или научного анализа. Особый онтологический и гносеологический статус С. В новоевропейской философии, тем не менее, был сопряжен с рядом парадоксов, обусловленных пониманием С. Как конкретного, эмпирического начала. Если человеческий разум субстанциален по отношению к эмпирической действительности, а человек как носитель разума - всего лишь ее отдельный фрагмент, то где же искать критерии его истинности. Если же разум, также как и сам человек, производен от опыта, то каким образом можно объяснить его всеобщий характер и тождество познающей личности (единство С.
И О. В самосознании). Попытку решения этих вопросов предпринял Кант, введя понятие 'трансцендентального С.', воплощающего в себе чистые, внеопытные формы познания и обусловливающие содержание знания отдельных эмпирических С. При этом трансцендентальный С. Изначально задан как единство апперцепции (самосознание), где тождество С. И О. Обусловливает одновременно и его творческие возможности в познании, в общезначимость диктуемых им истин. Проблему С. И О. По-новому рассматривал Гегель, который показал их культурно-историческую динамику, их процессуальность и взаимозависимость в познавательной деятельности. Основной лейтмотив неклассической философии связан в акцентировкой творческого статуса С., детерминирующего соответствующие структуры объективной действительности.
При этом С. Выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей и творческой деятельности. В марксизме понятие С. Предполагает прежде всего социально-исторического С. Практической деятельности, которая опосредует его отношения с объективной реальностью и в которой воплощается искомое тождество С. И О. Для феноменологической традиции С. Выступает как 'чистое сознание' в единстве его рефлексивных и дорефлексивных процессов, интенциональные установки которого вносят индивидуальный смысл в бытие объектов. И, наконец, своеобразие С. Познания в неклассической философии связано с представлением об его детерминированности целым рядом внерациональных и некогнитивных факторов (например, идеологии, языка, бессознательного и т.п.).
Если неклассическая философия некоторым образом абсолютизирует творческие возможности С., то постклассика и постмодерн предпринимают своеобразную попытку теоретической реабилитации О. Провозглашая 'смерть С.', постструктурализм характеризует его не столько как творца, сколько как комбинатора отдельных объективных элементов, растворяющего себя в контексте их процессов и соединений. (см. Также БИНАРИЗМ, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА, ТЕЛО, АЦЕНТРИЗМ.).
Дополнительный поиск Субъект
На нашем сайте Вы найдете значение "Субъект" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Субъект, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа