Субъект И Объект

158

(лат. Subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectura - предмет) - фундаментальные категории философии. С. - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. - то, что находится в зависимости от С. И лишено самостоятельной сущности. Понятия С. И О. Не стоит ассоциировать с производными от них категориями 'субъективного' и 'объективного'. В данной связке более самодовлеющую природу имеет 'объективное', в то время как О., напротив, вторичен по сравнению с проецированными на него онтологическими, гносеологическими или праксеологическими характеристиками С. Понятия С. И О. Имели различную интерпретацию в историко-философской традиции. В античной философии понятие С.

Преимущественно использовалось как одно из обозначений материальной субстанции, субстрата, тогда как О. Соотносился с конкретным видимым предметом. Средневековая схоластика во многом воспроизвела античную трактовку С. И О., признав за С. Онтологические параметры материальных вещей, а за О. - производные человеческие образы С. Своеобразная гносеологизация С. Осуществляется в философия Нового времени. Декартовское 'мыслю, следовательно существую' в качестве наиболее безусловного и достоверного начала бытия провозгласило cogito, рациональное мышление. Именно разум выступает здесь в качестве гаранта внешней действительности, ее сущностных характеристик и объективности. При этом О. Задан через представление, в контексте которого С.

Наделяется безусловными полномочиями 'ставить перед собой' те феномены бытия, которые он считает безусловно истинными и которые могут выступать отправными точками для последующего философского или научного анализа. Особый онтологический и гносеологический статус С. В новоевропейской философии, тем не менее, был сопряжен с рядом парадоксов, обусловленных пониманием С. Как конкретного, эмпирического начала. Если человеческий разум субстанциален по отношению к эмпирической действительности, а человек как носитель разума - всего лишь ее отдельный фрагмент, то где же искать критерии его истинности. Если же разум, также как и сам человек, производен от опыта, то каким образом можно объяснить его всеобщий характер и тождество познающей личности (единство С.

И О. В самосознании). Попытку решения этих вопросов предпринял Кант, введя понятие 'трансцендентального С.', воплощающего в себе чистые, внеопытные формы познания и обусловливающие содержание знания отдельных эмпирических С. При этом трансцендентальный С. Изначально задан как единство апперцепции (самосознание), где тождество С. И О. Обусловливает одновременно и его творческие возможности в познании, в общезначимость диктуемых им истин. Проблему С. И О. По-новому рассматривал Гегель, который показал их культурно-историческую динамику, их процессуальность и взаимозависимость в познавательной деятельности. Основной лейтмотив неклассической философии связан в акцентировкой творческого статуса С., детерминирующего соответствующие структуры объективной действительности.

При этом С. Выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей и творческой деятельности. В марксизме понятие С. Предполагает прежде всего социально-исторического С. Практической деятельности, которая опосредует его отношения с объективной реальностью и в которой воплощается искомое тождество С. И О. Для феноменологической традиции С. Выступает как 'чистое сознание' в единстве его рефлексивных и дорефлексивных процессов, интенциональные установки которого вносят индивидуальный смысл в бытие объектов. И, наконец, своеобразие С. Познания в неклассической философии связано с представлением об его детерминированности целым рядом внерациональных и некогнитивных факторов (например, идеологии, языка, бессознательного и т.п.).

Если неклассическая философия некоторым образом абсолютизирует творческие возможности С., то постклассика и постмодерн предпринимают своеобразную попытку теоретической реабилитации О. Провозглашая 'смерть С.', постструктурализм характеризует его не столько как творца, сколько как комбинатора отдельных объективных элементов, растворяющего себя в контексте их процессов и соединений. (см. Также БИНАРИЗМ, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА, ТЕЛО, АЦЕНТРИЗМ.).

Значения в других словарях
Субстанция

(лат. Substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) - философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. Неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний. Она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. Трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например 'вода' Фалеса, 'огонь' Гераклита). В средние ве..

Субъект

(лат. Subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectura - предмет) - фундаментальные категории философии. С. - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. - то, что находится в зависимости от С. И лишено самостоятельной сущности. Понятия С. И О. Не стоит ассоциировать с производными от них категориями 'субъективного' и 'объективного'. В данной связке более самодовлеющую природу имеет 'объективное', в то время как О., напр..

Судьба

1) универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. УНИВЕРСАЛИИ), фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия, характеризующейся телеологически артикулированной целостностью и законченностью. 2) философско-мифологическое понятие, содержание которого является продуктом экспликации и рефлексивного осмысления названной универсалии. 3) философско-мифологическая персонификация, моделирующая сакрального субъекта конфигурирования событийности жизни индивида или Космо..

Сущность

(лат. Haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории, обозначающие. С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С. В ряде философских систем С. ('сущее-в-себе') и Я. Жестко противопоставляются (например, в учении Шанкары). В христианстве противоположенность посю- ('Я.') и потустороннего ('С.') начал - несущая конст..

Субъект И Объект

СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ (лат. Subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectum - предмет) - фундаментальные категории философии. С. - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. - то, что находится в зависимости от С. И лишено самостоятельной сущности. Понятия С. И О. Не стоит ассоциировать с производными от них категориями "субъективного" и "объективного". В данной связке более самодовлеющую природу имеет "объективное", в то вр..

Субъект И Объект

(лат. Subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе и objectura — предмет) — фундаментальные категории философии. С. — носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. — то, что находится в зависимости от С. И лишено самостоятельной сущности. Понятия С. И О. Не стоит ассоциировать с производными от них категориями "субъективного" и "объективного". В данной связке более самодовлеющую природу имеет "объективное", в то время как О., напр..

Дополнительный поиск Субъект И Объект Субъект И Объект

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Субъект И Объект" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Субъект И Объект, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 16 символа