Сущность

124

(лат. Haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории, обозначающие. С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С. В ряде философских систем С. ('сущее-в-себе') и Я. Жестко противопоставляются (например, в учении Шанкары). В христианстве противоположенность посю- ('Я.') и потустороннего ('С.') начал - несущая конструкция модели мировосприятия. По Канту, Я. - понятие-коррелят 'вещи-в-себе', посредством Я. Последняя предстает познающему субъекту (Я. Как представление, порожденное С. В трансцендентальном субъекте). С. У Канта объективна (как 'вещь-сама-по-себе') и неисчерпаема в собственном самобытном существовании.

Кант был убежден в том, что то, чем вещь является для нас ('феномен') и то, что она представляет собой на самом деле ('ноумен'), - это принципиально различные характеристики мира. Н.Гартман трактовал взаимосвязь С. И Я. Следующим образом. Сущее в себе есть являющееся в Я. В противном случае Я. Было бы правомерно сводимо к простой 'видимости'. Я. Же вещей - атрибут процесса познания человеком окружающего мира. В современных философских системах 'С.' и 'Я.' как понятийные средства отображения мира постепенно вытесняются такими категориями, как 'Смысл' и 'Текст' (герменевтика и феноменология) либо 'Структура' (структуралистские учения)..

Значения в других словарях
Сущность

В статье о субстанции (см.) было указано на отношение этого понятия к понятию С., насколько то нужно было для характеристики первого понятия. Там было выяснено, что отношение С. Предмета к его субстанции есть отношение постоянных предикатов к постоянному же субъекту и что, таким образом, по отношению к субстанции понятие С. Совпадает с понятием атрибутов. Но отношением к понятию субстанции не выясняется во всей полноте смысл понятия С. Постоянные предикаты предмета могут существовать при разной ..

Сущность

См. Вещество, главный, содержание, суть. ..

Сущность

1. Ж.Внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования (в философии).2. Ж.Главное, существенное в ком-л., чем-л., суть кого-л., чего-л. Существо.. ..

Сущность

СУ́ЩНОСТЬ -и. Ж.. ..

Сущность

-и, ас. 1. В философии. Внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования. С. И явление. 2. То же, что сутЫ. Вникнуть в с. Вопроса. * В сущности и в сущности говоря, вводи, ел. — касаясь самой сущности дела, в действительности. В сущности, он прав. В сущности говоря, дело это ясное. II прил. Сущностный, -ая, -ое (к 1 знач. Спец.).. ..

Сущность

Сущности, мн. Нет, ж. Внутреннее содержание, свойства кого-чего-н., открываемые, познаваемые в явлениях. Советское государство, по самой своей сущности, направлено к подавлению сопротивления эксплуататоров. Программа ВКП(б). Чтобы овладеть марксистско-ленинской теорией, нужно, прежде всего, научиться различать между ее буквой и сущностью. История ВКП(б). Маркс говорит, что если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня. Революционная сущность..

Сущность

1. Сердцевина вопроса, центральный, наиболее значимый аспект ситуации или коммуникации. 2. В метафизике — существенный характер предмета или события.. ..

Сущность

То, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего.. ..

Субъект И Объект

(лат. Subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе и objectura - предмет) - фундаментальные категории философии. С. - носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. - то, что находится в зависимости от С. И лишено самостоятельной сущности. Понятия С. И О. Не стоит ассоциировать с производными от них категориями 'субъективного' и 'объективного'. В данной связке более самодовлеющую природу имеет 'объективное', в то время как О., напр..

Судьба

1) универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. УНИВЕРСАЛИИ), фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия, характеризующейся телеологически артикулированной целостностью и законченностью. 2) философско-мифологическое понятие, содержание которого является продуктом экспликации и рефлексивного осмысления названной универсалии. 3) философско-мифологическая персонификация, моделирующая сакрального субъекта конфигурирования событийности жизни индивида или Космо..

Схоластика

(греч. Schola - ученая беседа, школа и лат. Scholastica - ученый) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. Проходит в своем развитии следующие периоды. I. Классическая (средневековая) С., в свою очередь распадающаяся на этапы. 1) ранняя С. (11-12 вв.). Представители. Петр Дамиани, Ансельм Кентерберий..

Творческая Эволюция

ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯпонятие и концепция философской системы Бергсона. Введены в работе 'Творческая эволюция' - см. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (БЕРГСОН). Изначально разрабатывались им в целях обоснования схемы соотношения интеллекта и интуиции (инстинкта) и впоследствии заложившие фундамент центральной для Бергсона и большинства философов 20 ст. Проблемной парадигмы соотношения философии и науки как различных стратегий человеческой деятельности и конституирования миропонимания. Противопоставляя свое виде..

Сущность

СУЩНОСТЬ (лат. Haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории, обозначающие. С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С. В ряде философских систем С. ("сущее-в-себе") и Я. Жестко противопоставляются (например, в учении Шанкары). В христианстве противоположенность посю- ("Я.") и потустороннего ("С") начал - несущ..

Сущность

(лат. Haecceitas — этовость и quidditas — чтойность) и ЯВЛЕНИЕ — философские категории, обозначающие. С. — совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. Я. — чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С. В ряде философских систем С. ("сущее-в-себе") и Я. Жестко противопоставляются (например, в учении Шанкары). В христианстве противоположенность посю- ("Я.") и потустороннего ("С.") начал — несущая конст..

Дополнительный поиск Сущность Сущность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сущность" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сущность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 8 символа