Схоластика

202

(греч. Schola - ученая беседа, школа и лат. Scholastica - ученый) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. Проходит в своем развитии следующие периоды. I. Классическая (средневековая) С., в свою очередь распадающаяся на этапы. 1) ранняя С. (11-12 вв.). Представители. Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский (ок. 1000-1088), Иоанн Росцелин (ок. 1050-1122), Гийом из Шампо (ок. 1068-1121), Петр Абеляр, Гийом из Конша (ок. 1060 - ок. 1154), Жильбер Порретанский (1080-1154), Алан Лилльский, Иоанн Солсберийский (ок. 1115-1180) и др.

2) зрелая или поздняя С. (13-14 вв.). Представители. Альберт фон Больштедт (ок. 1200-1280), Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот, Бонавентура, Сигер Брабантский (ок. 1240 - ок. 1281), Николай Орем (ок. 1320-1382), Уилльям Оккам, Жан Буридан, Раймунд Луллий (1235-1315) и др. II. Неосхоластика или 'вторая С.' - ряд течений католической философской мысли, ориентированных на возрождение С., осуществляемое в рамках. 1) контрреформации (15-16 вв.). Представители. Томмазо де Вио Гаэтанский (1469-1534), Франческо де Сильвестри Феррарский (1474-1528), Франческо де Виттория (1483-1515), Суарес, Габриэль Васкес (1550-1604) и др. 2) отчасти 'католической реставрации' (18-19 вв.) и 3) неотомизма. Теоретическими источниками формирования С.

Выступают. Византийская теология и патристика (прежде всего, сочинения Августина Блаженного), от которых была воспринята С. Основная проблематика. Античная философия, прежде всего, неоплатонизм в христианской переработке ('Ареопагитики' и августиновская редакция Прокла), от которых С. Унаследовала мировоззренческую ориентацию на соединение иррационально-мистических предпосылок с рассудочностью выводов, и методологическую установку на герменевтическую работу с текстом как типовую познавательную процедуру. 'вычитывание' ответов на все вопросы из соответствующих базовых текстов (Платон - для Прокла, Священное писание - для С.), воспринятых как замкнутый канон. А также в равной мере - аристотелизм (сначала в изложении.

'Введение' Порфирия к 'Категориям', латинский перевод с комментарием Боэция Датского и арабский перевод Ибн Рушда, затем - позднее - на базе знакомства с греческими оригиналами аристотелевских работ логико-метафизического цикла, во многом определивших системность и логицизм схоластического стиля мышления). Христианская теологическая традиция раннего средневековья, иногда рассматриваемая в качестве предсхоластики, своего рода нулевого цикла культурных усилий по концептуализации христианской веры, в рамках которого были сделаны первые шаги по направлению к систематизации и философскому обоснованию теологии. Систематизация патристики Иоанном Дамаскиным (ок. 675 - до 753), энциклопедическая системность произведений Иоанна Скота Эриугены, глобальные работы 'Источники, или Этимология' Исидора Севильского (ок.

560-636) и 'О природе вещей' Беды Достопочтенного (672-735), аналог 'О мире, или о природе вещей' Рабана Мавра (ок. 780-856) и 'Диалектика' его учителя Алкуина (ок. 735-804), главы сыгравшей значительную роль в истории средневековой образованности школы при дворе Карла Великого. От этой традиции С. Наследует основной жанр масштабных компилятивно-энциклопедических компендиумов-систематизаций, впоследствии развившийся в характерные для С. 'Суммы' (глобальная 'Сумма теологии' Фомы Аквинского, грандиозный логический трактат Н.Николетты Венецианского 'Великая логика' объемом - по современным меркам - более 90 авторских листов и др.). Эволюция С. Органично связана с эволюцией в средневековой культуре образования и образованности (равно как античная философия в своем возникновении сопряжена с формированием в европейской культуре института обучения как такового в рамках универсально-логического типа социализации, ориентировавшегося на возникновение рефлексии над культурными основаниями и формирования метакультуры).

Если оформление ранней С. Связано с возникновениями городских школ как центров образованности, то зрелая С. Связана с университетским образованием (прежде всего, Парижским и Оксфордским университетами). Понятая одновременно и как принадлежность к интеллектуальной элите ('ученость'), и как принадлежность к определенной интеллектуальной традиции ('выучка'), С. Предполагает специальную подготовку (школу), необходимо предваряющую самостоятельные занятия теологией, а именно - изучение 'семи свободных искусств', состоящих из первой ступени, тривиума (лат. Trivium - троепутье), включающего в себя освоение грамматики (предполагающей не только овладение латинским правописанием, но и чтение античных авторов), диалектикой (основами формальной логики), и риторикой (красноречием и стилистикой), и второй степени, квадриума (лат.

Quadrivium - четверопутье), охватывающего такие дисциплины, как геометрия (с включением элементов географии и космографии), арифметика, астрономия и музыка (главные образом - пение церковных гимнов). Развитие С. Осуществлялось на основе и в рамках концепции 'двойственной истины', предполагающей непротиворечивое и независимое сосуществование истины знания и истины веры при неоспоримом примате веры. В этой связи с точки зрения содержания С. Представляет собой интеллектуальное движение в сфере, которую можно обозначить как классический теизм, естественно подразумевающий креационизм и провиденциализм. Эта основополагающая принадлежность С. Обусловливает и характерную для нее проблематику, которая неизменно связана с христианским вероучением.

Предметом постоянного внимания в С. Выступают догматы о троичности Бога, о предопределении, о сотворении мира из ничего, о первородном грехе и воздаянии, о воскресении, о преосуществлении и т.д. Однако, несмотря на внешнюю заданность неизменно канонической проблематики, внутри С. Оформляются вариативные и зачастую глубоко оригинальные и яркие модели видения последней, порождая достаточно острые противостояния различных схоластических учений. Примером может служить обсуждение проблемы, совершаются ли деяния божьи на основе его свободной воли или на основе божественного разума, подчиняющего себе божественную волю. Последняя точка зрения при кажущейся ортодоксальности содержит неочевидную интенцию на толкование божественных деяний как сугубо рациональных, а потому вполне доступных человеческому разумению.

Дискуссия, таким образом, не только приходит в противоречие с каноническим тезисом о 'неисповедимости путей Господних', но и инспирирует оформление в контексте С. Глубоко оригинального выражения идей волюнтаризма в концепции Иоанна Дунса Скота, построенной в форме традиционно схоластической системы. При проявлении подобных противоречий в глобальном для С. Масштабе они задают своего рода базовые парадигматические оппозиции, детерминирующие основные тенденции развития С. На том или ином этапе ее истории. Так, центральной для ранней С. Была оппозиция 'реализм - номинализм', оформившаяся в ходе схоластического обсуждения проблемы природы универсалий. Наряду с реализмом (Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо и др.) и номинализмом (Беренгар Турский, Иоанн Росцелин, Уилльям Оккам, Николай Орем, Жан Буридан и др.) как экстремальными позициями в споре об универсалиях может быть выделен концептуализм как более умеренная промежуточная интерпретация данного вопроса (Петр Абеляр).

Иоанн Дунс Скот продвигается до интерпретации общего как имеющего основу в единичных вещах. Основным камнем преткновения в споре реализма, номинализма и концептуализма выступала проблема индивидуации, т.е. Проявления бытия как множества сходных в основе, но не тождественных индивидов (равно как индивидуальных предметов, так и человеческих индивидуальностей). Генетически идея индивидуации восходит еще к стоикам, но в рамках С. Приобретает критериальную остроту. Реализм видел основу качественной индивидуации в форме как источнике 'определенности' и 'отделенности' вещи (предвосхищение кантовских 'определенности' и 'границы' как проявлений качества). Концептуализм основывался на тезисе, что типологические различия вещей создает форма, а индивидуальные - материя.

Номинализм же все сущее (имеющее онтологический статус существования) полагает единичным и индивидуальным. Применительно к зрелой С., можно выделить две пары парадигмальных оппозиций, соотносящихся между собою по гегелевскому принципу 'разломанной середины'. Исходно - оппозиция 'августинизм - аристотелизм', затем, после установления доминанты последнего, оппозиция аверроистского и томистского его истолкований. Формирование оппозиции "августинизм - аристотелизм' связано с деятельностью соборной школы в Шартре (зрелый период), мыслители которой, ориентируясь (с позиций реализма) на онтологически данное общее, стремились возродить платоновскую концепцию в ее исходном, нехристианизированном виде (с опорой на 'Тимея', известного в латинском переводе Халкидия).

В этом контексте Шартрской школой (прежде всего, Тьерри и Гийомом из Конша) была актуализирована платоновская идея о самосущем бытии аморфной материи, пластическое преобразование которой Демиургом обеспечивает космизацию и оформление мира (классическая античная формула, развитая в контексте техноморфной модели космогенеза). Шартрская идентификация Духа Святого с платоновской 'мировой душой' деформировала понимание триединства божественных ипостасей и пришла в противоречие с христианским Символом Веры, задав пантеистическую и натуралистическую направленность С. Борьба с пантеизмом и натурализмом отстроилась в С. Как борьба с платонизмом, а, следовательно, с августинизмом. Платформой, с которой велась эта борьба, выступил аристотелизм, который сначала сам был воспринят ортодоксией в штыки (борьба с идеями Давида Динанского и Сигера Брабантского), однако после его фундаментальной христианской переработки Альбертом фон Больштедтом и особенно Фомой Аквинским, аристотелизм не только был ассимилирован С., но и вытеснил августино-платоновскую парадигму.

Ожесточенная борьба с мыслителями Шартрской школы (требование Бернара Клервоского публичного осуждения Гийома из Конша вынудили последнего отречься от своих взглядов) привела к практически тотальной переориентации С. С неоплатонической на аристотелевскую платформу. Однако становление ее завершилось развитием двух противоположных друг другу ее интерпретаций. Версий аверроизма и томизма. Аверроизм воспринял от арабского перевода и комментариев Ибн Рушдом Аристотеля идею вечности (и, следовательно, несотворенности) мира. Понимание души не как индивидуальной, но как единой безличной интеллектуальной, 'явленной в яви явлений'. Сигер Брабантский, интерпретируя с позиции аверроизма индивидуальную душу как функцию тела, истолковал ее в качестве смертной, а человечество - как несотворенное.

Развитие аверроизма вызвало резкую критику со стороны ортодоксальной церкви. В 1270 парижский епископ Тамье предал анафеме 12 аверроистских тезисов, в 1277 - по указанию папы Иоанна XXI совет теологов во главе с тем же Тамье осудил еще 219 тезисов, большая часть которых носила аверроистский характер. Сигер Брабантский был предан суду инквизиции. Вызванный для следствия к папскому двору, был убит своим секретарем. Стремясь противопоставить аверроистскому отдалению Бога от мира и человека реанимированный канон, Фома Аквинский разрабатывает свое учение о Боге как первопричине, действующей посредством вторичных причин в мире и в миру. Томизм (лат. Thomas - Фома) становится для С. Абсолютно доминирующей парадигмальной установкой, вытеснив иные (аверроизм, оккамизм и др.) за пределы легитимности и презентируя отныне единолично позицию ортодоксальной церкви.

Фома Аквинский не только получает титул 'Ангельского Доктора', но и официально признается 'князем схоластов', а в 1322 канонизируется. Если в 14-15 вв. Томизму как официальной доктрине доминиканского ордена противостоит скотизм как францисканское направление в С., расходясь с ним в истолковании проблемы индивидуации (Антуан Андре, Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн Редингский, Иоанн Рипский, Александр Александрийский), то позднее, в 1567, Фома признается одним из 'Учителей Церкви', томизм не только выступает основой неосхоластики, но и официально признан (энциклика папы Льва XIII 'Отцу вечному', 1879) 'единственно истинной философией католицизма', выступающей как неотомизм. С точки зрения формы. С. Демонстрирует выраженную интенцию к логицизму.

Как доктринальную, так и внешнюю. В рамках реализма, например, осуществляется основополагающая фундаментальная экстраполяция логической структуры высказывания (в частности, субъект-предикатное его членение) на онтологическую сферу, выделение в ней первичных непредикативных сущностей (универсалий) и вторичных индивидуальных (предикативных) сущностей. Огромное внимание отводится в С. И логической форме рассуждения, изложения и выводов, задавая возможность рассматривать эволюцию С. В ракурсе дисциплинарного развития логики. С. В целом демонстрирует очевидную общедедуктивную ориентацию и исходит из принципа жесткой определенности понятий, что соответствует общехристианскому нормативному требованию определенности (ср.

Православный принцип акривии - решения фундаментальных вопросов, касающихся догматической системы вероучения, с позиции строгой определенности и точности смысла, - в отличие от принципа икономии - снисхождения и практической пользы при решении недогматических вопросов, допускающих не подрывающие вероучения отклонения). Тонкий медиевист, Эко устами ортодоксального Хорхе дает следующую формулировку этой особенности средневековой С. 'Иисусом положено говорить либо да, либо нет, а прочее от лукавого. И. Следует называть рыбку рыбкой, не затуманивая понятия блудливыми словесами'. И, что особенно интересно, эта установка реализуется на основе естественного языка, ибо С. Строит свою логическую систему на базе неформализованных языковых средств (латыни), что позволяет ей учесть и использовать все богатство семантических и синтаксических аспектов естественного языка при неукоснительном соблюдении требования жесткой определенности объема и содержания понятий.

Эволюция логических изысканий в рамках С. Позволяет отнестись к последней как к значимому этапу исторического развития логики. Это совпадает и с рефлексивной самооценкой С. Своих логический штудий. В зрелой С. Была принята следующая периодизация развития схоластической логики. 1) 'древняя логика' (vetus logica), основанная на переводах и комментариях 'Категорий' Аристотеля Парфирием и Боэцием, - до середины 12 в. 2) 'новая логика' (logica nova), основанная на знакомстве с такими работами Аристотеля, как 'Аналитика', 'Топика', 'О софистических определениях', - конец 12 - конец 13 в. 3) так называемая 'современная логика' (logica modernorum), связанная с систематической разработкой логической проблематики и созданием масштабных логических компендиумов - 'Суммул' (Раймунд Луллий, Н.Николетта Венецианский, Петр Испанский и др.) - главным образом 14 в.

В рамках схоластической логики 2-го и 3-го периода были подняты и зачастую разрешены многие классические логические проблемы, фактически заложены теоретические и операциональные основания математической логики, внесен вклад в развитие логики высказываний. В целом в рамках С. Осуществлен значительней сдвиг в дисциплинарном развитии логики. Это и учение о синкатегоремах (логических категориях). И теория логического следования Иоанна Дунса Скота. И основы теории импликации Раймунда Луллия. И теория субпозиции (допустимых подстановок значения терминов). И теория семантических парадоксов Альберта Саксонского. И анализ роли функторов в формальной структуре высказывания. И вопросы силлогистики и аксиоматики (в частности, фундаментальное исследование аксиоматическо-дедуктивной процедуры).

И теория беспредпосылочности ('независимости') предположений как 'обстоятельств' (obligatio), т.е. Сознательных формулировок аксиом апологетируемой системы таким образом, чтобы из них не выводились противоречащие системы исследования. И методология сопоставления взаимоисключающих высказываний (идущая от 'Да и нет' Петра Абеляра). И анализ Раймундом Луллием логического характера вопросительных предложений и соотношений конъюнктивных и дизъюнктивных логических констант. Раймундом Луллием предложен метод изображения логического характера вопросительных операций посредством системы кругов, каждый из которых репрезентирует определенную группу понятий (вошел в культуру под названием 'кругов Эйлера'), изобретена первая 'логическая машина' для такого моделирования, высказан ряд идей, впоследствии легших в основу комбинаторных методов в логике.

В обшекультурном плане феномен С. Является уникальным продуктом равно глубинных н альтернативных друг другу установок европейской культуры. Христианской системы с презумпцией веры как аксиологического максимума, с одной стороны, и базисного инструментализма, операционализма мышления - с другой. И если патристика демонстрирует первую попытку систематизации христианства, то С. Представляет собой попытку его рационализации и концептуализации. Воплощая своим возникновением концепцию 'двойственной истины', параллелизма разума и веры, реально С. Культивирует спекулятивное рассуждение как доминантный стиль мышления, в рамках которого таинство веры и апостольская керигма выступают предметом формально-рассудочных умозаключений.

В схоластических апориях (может ли Бог убить самого себя или сформулировать для себя неразрешимую задачу?) происходит практически тотальная десакрализация содержания веры. Однако еще меньше сакральной трепетности в тех, казалось бы фиксированно проортодоксальных схоластических рассуждениях, которые ставят своей целью именно обоснование Божьей сакральности. Например, у Иоанна Дунса Скота. Знание не есть ни чистая активность (от субъекта к объекту), ни чистая восприимчивость (от объекта к субъекту), но возникает на стыке их взаимодействия и зависит как от субъекта, так и от объекта, - однако пропорция этой зависимости не всегда одинакова. Так, при богопознании посредством откровения зависимость знания от познаваемого объекта наиболее велика.

В теистском контексте описание видения Бога, которое в силу остро личностной его персонификации есть не что иное, как 'взгляд в очи Божьи', встреча с его 'взыскующим и огненным взором' - в категориях субъект-объектной процедуры не может не выглядеть кощунственно. Строго говоря, при наличии эксплицитно презентированной установки С. На использование философии в целях теологических концептуализации (знаменитое 'философия есть служанка теологии', предложенное еще в рамках патристики), в контексте С., тем не менее, практически невозможно дистанцировать между собою философию и теологию, поскольку ни один общепризнанный критерий их дифференциации применительно к С. Вообще не срабатывает. Прокламируя примат богооткровенной истины над истиной позитивного знания и непререкаемый авторитет Священного Писания и Священного Предания, в своем реальном интеллектуальном усилии С.

По всем параметрам фактически остается чисто рациональной деятельностью логико-спекулятивного плана, а тезис о 'богодухновенности' Священного Писания и конституирование последнего в качестве канона остро прорезонировали в С. С трактовкой логики как 'каноники'. Кроме того, по отношению к феномену веры С. Демонстрирует сколь не сформулированную эксплицитно, столь же и ощутимую презумпцию 'понимаю, дабы уверовать' (позиция, в сущности, кощунственная для вероучения теистического типа с их идеей безусловного доверия к Богу и однозначно оцененная ортодоксией в качестве еретичной). Иначе говоря, формально выступая официально признанным институтом ортодоксии, С. На деле фундируется методологическим принципом, к которому ортодоксальная церковь всегда относилась чрезвычайно осторожно.

В данном аспекте С. Лишь репрезентирует общую для теологии амбивалентность оснований, выражающуюся в установке на концептуализацию принципиально иррационального. В качестве типовой познавательной процедуры для С. Выступает работа с текстом. Теория 'двойственной истины' задает параллелизм текстов-репрезентатов. Священных Писания и Предания (истина веры), с одной стороны, и Аристотеля с сопровождающим массивом комментариев (истина знания) - с другой. Феномен веры оказывается практически выведенным за пределы процесса богопознания. Вечная истина уже представлена в текстах (как в тех, так и в других), нужно лишь интерпретировать, раскрыть герметичный текст, сделать явленным его содержание, что осуществимо на основе чисто логических процедур, ибо актуализация истины предполагает силлогистическое выведение из текста всей полноты его содержания, т.е.

Всех возможных следствий с последующей их интерпретаций. В этой системе отсчета вера как принципиально алогичный, не рационализируемый и не могущий быть формализованным в тексте феномен фактически не дается С. В качестве объекта. Парадокс и трагедия С. Заключается в том, что признание этого обстоятельства столь же губительно для нее, как и его отрицание (подобно абеляровскому тезису о рациональной доказуемости догматов). На протяжении всей своей истории С. Подвергалась нападкам со стороны поборников 'чистой веры' (Лафранк, Бернар Клервоский), и на протяжении всей ее истории каждая усмотренная в ее разнообразии ересь были ни чем иным, как чуть боле сильным или - чаще. - чуть более явным креном в рационализм.

Так, например, Уилльям Оккам, высказывавший в духе номиналистической критики реализма четкие логико-рациональные требования к теоретическому рассуждению (известный принцип 'бритвы Оккама'. Не множь сущности сверх необходимого) приходит на этом основании к выводу о противоразумности догматов (при канонической томистской 'сверхразумности'), за что и был привлечен к суду папской курии по обвинению в ереси, четыре года провел в заточении в Авиньоне. Оккамизм, распространивший требования логической безупречности на канонические доказательства бытия Божьего (в частности, телеологическое и космологическое), неоднократно осуждался папством (1339, 1340, 1346, 1474). Таким образом, не одобряя 'книжников', христианство породило традицию книжной учености, спохватившись лишь в 13 в.

- в лице Франциска Ассизского, вновь выступившего против книжников, живущих ради книжной мудрости, а не любви Божьей. Неспроста Эко задает монастырское пространство как пространство 'людей, живущих среди книг, в книгах, ради книг'. Для христианского Средневековья в целом характерен образ мира как книги Божьей, общая напряженная семиотизация мировосприятия. Божественные знаки, знамения, предзнаменования (ср. Более поздние отголоски у Симеона Полоцкого. 'Мир сей преукрашенный книга есть великая'). Описанная ситуация дает основания для сформулированной в рамках неотомизма идеи, что христианской философии как таковой никогда не существовало, что само понятие христианской философии является внутренне противоречивым, ибо его объем и содержание принципиально несопоставимы, - правомерно говорить лишь о философах-христианах (Ф.

Ван Стеенберген). Относительно роли и места С. В традиции европейской ментальности можно сказать, что С. В полной мере заслуживает право на апологию ее как культурного феномена. От эпохи Возрождения, выступившего с резкой критикой медиевальных традиций, само слово 'С.' стало использоваться в качестве инвективы, приобретя значение пустого умствования, бессодержательной словесной игры (между тем как именно языковые игры сделали Европу Европой. См. 'Игру в бисер' Гессе). Классическая западная культура немыслима вне схоластического средневековья по меньшей мере, по трем причинам. Во-первых, благодаря С. В истории европейской культуры не 'прервалась связь времен'. Именно она явилась звеном преемственности, сохранив и транслировав в медиевальной культуре на фоне аксиологически акцентированного иррационализма интеллектуальные навыки рационального мышления и многие аспекты содержания античного философского наследия.

Во-вторых, заданная С. Традиция понимания школы, канона как ценности явилась необходимым противовесом (вектором здорового консерватизма и эволюционизма) для новоевропейской установки на тотальную оригинальность и безудержное ниспровергание основ. В-третьих, С. Внесла серьезный содержательный вклад в развитие европейской интеллектуальной традиции как в области логики (становление европейского стиля мышления), так и содержательно. Вплоть до эпохи Просвещения и немецкой философской классики философия пользовалась категориальным аппаратом, во многом разработанным именно в рамках и усилиями С., многие схоластические термины вошли в обиход в неклассических формах современного философствования, как, например, понятие интенциональности (через Брентано).

(см. Также РЕАЛИЗМ, НОМИНАЛИЗМ, КОНЦЕПТУАЛИЗМ, ТЕРМИНИЗМ, ТОМИЗМ, СКОТИЗМ, СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.).

Значения в других словарях
Схоластика

(лат. Scholastica, от греч. Scholastikós — школьный, учёный, schole̅́ — учёная беседа, школа) тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в средние века. Истоки С. Восходят уже к позднеантичной философии, прежде всего к Проклу (установка на вычитывание ответов на в..

Схоластика

СХОЛАСТИКА (от греч. Scholastikos - школьный - ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века. Ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а ..

Схоластика

СХОЛАСТИКА (от греческого scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Получила наибольшее развитие> в Западной Европе в средние века. Ранняя схоластика (11 - 12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм> Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм> ..

Схоластика

Слово "С." происходит от лат. Schola (греч. Σχολή), школа, или, ближе, от производного "Scholasticus" — школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Слово "Scholasticus", употребляемое в качестве существительного, прилагалось сначала к учителям одной или нескольких наук, преподававшихся в основанных Карлом Великим монастырских школах, а также к учителям богословия. Впоследствии оно было перенесено на всех, кто занимался науками, особенно ф..

Схоластика

Термин "схоластика" этимологически связан с заимствованным из греческого языка словом schola (школа). В образовательных центрах эпохи раннего христианства схоластами называли учителей учрежденных церковью школ, поэтому термином "схоластика" стали со временем обозначать целый комплекс явлений, характеризовавших интеллектуальную жизнь главным образом Римско-католической церкви на протяжении нескольких веков. Эпоху схоластики можно разделить на несколько периодов.Пять периодов схоластики. Первый из..

Схоластика

-и, ж.. ..

Схоластика

(от лат. Scholasticus - принадлежащий школе). Смешение философии и теологии, характеризующее собою направление человеческой мысли в средние века.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)лат. Scholasticus, принадлежащий школе, от schola, школа, греч. Schole. Направление философии в средние века, имевшее тесную связь с богословием. Теперь схоластика есть сухое школьное направление науки.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в упо..

Схоластика

Начетничество, догматизм, калам, гелертерство, умствование, талмудизм. ..

Схоластика

Ж. Греч. Философия внешности, основанная на логике или на диалектике. Вообще, школярство, школярное направленье, сухое, тупое, безжизненое. -тик, человек -тического духа. Педанту, сухой школяр.. ..

Схоластика

1. Ж.Средневековая философия, характеризующаяся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.2. Ж.Бесплодное умствование.. ..

Схоластика

СХОЛА́СТИКА -и. Ж. [от греч. Scholastikos - учёный]. ..

Схоластика

-и, ж. 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом. И прил. Схоластический, -ая. -ое.. ..

Схоластика

Схоластики, мн. Нет, ж. (греч. Scholastike от schole-школа). 1. Общее название средневековой идеалистической философии, строившей философскую систему не на анализе действительности, а на догматах церкви (филос., истор.). 2. Знание, оторванное от жизни и практики, основывающееся на формальных рассуждениях без проверки их на опыте, бесплодное умствование, начетничество, буквоедство (книжн.).. ..

Схоластика

Заимств. В XIX в. Из лат. Яз., где scholastica «школьные диспуты, риторические упражнения» — суф. Производное от schola «ученое собеседование, диспут, лекция» <. «школа» — <. Греч. Scholē «школа» <. «досуг». См. Школа.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Схоластика

Схола́стика Книжное заимств. Из лат. Scholastica, напротив, схола́стик представлено уже в цслав., ст.-слав. Схоластикъ (Супр.). Из греч. Σχολαστικός.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Схоластика

— школа — средневековая философия в Европе XI—XIV вв., стремившаяся дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению. Отличалась бесплодными логическими ухищрениями и беспредметными рассуждениями. Характерен авторитаризм мышления, исходящий из непреложных истин откровения и выдвигающий на первое место авторитет священного Писания, творения отцов церкви. В широком значении С. — бесплодное умствование, формальные знания, оторванные от жизни и практики, начетничество.. ..

Схоластика

(лат. Scholastica, от греч. Sxolastixos - ученый, sxoln - ученая беседа, школа) - официальная христианская философия средневековья. В противоположность мистике, С. Видела путь постижения бога и религиозных догматов в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. Если патристич. Период (особенно до сер. 5 в.) был периодом оживленного творчества, выработки основных догматов на базе священного писания и антич. Филос. Мысли, то схоластич. Период - время систематизации на базе патр..

Судьба

1) универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. УНИВЕРСАЛИИ), фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия, характеризующейся телеологически артикулированной целостностью и законченностью. 2) философско-мифологическое понятие, содержание которого является продуктом экспликации и рефлексивного осмысления названной универсалии. 3) философско-мифологическая персонификация, моделирующая сакрального субъекта конфигурирования событийности жизни индивида или Космо..

Сущность

(лат. Haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории, обозначающие. С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С. В ряде философских систем С. ('сущее-в-себе') и Я. Жестко противопоставляются (например, в учении Шанкары). В христианстве противоположенность посю- ('Я.') и потустороннего ('С.') начал - несущая конст..

Творческая Эволюция

ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯпонятие и концепция философской системы Бергсона. Введены в работе 'Творческая эволюция' - см. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (БЕРГСОН). Изначально разрабатывались им в целях обоснования схемы соотношения интеллекта и интуиции (инстинкта) и впоследствии заложившие фундамент центральной для Бергсона и большинства философов 20 ст. Проблемной парадигмы соотношения философии и науки как различных стратегий человеческой деятельности и конституирования миропонимания. Противопоставляя свое виде..

Тейяр Де Шарден

ШАРДЕН (Teilhard de Chardin) Пьер (1881-1955) - французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Т. Автор концепции 'христианского эволюционизма'. Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925). Член Парижской академии наук (1950). Основные сочинения. 'Божественная Среда' (1927), 'Феномен человека' (издана посмертно в 1955) и др. Теория Т. Вызывала и продолжа..

Схоластика

СХОЛАСТИКА (греч. Schola - ученая беседа, школа и лат. Scholaslica - ученый) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. Проходит в сроем развитии следующие периоды. I. Классическая (средневековая) С, в свою очередь распадающаяся на этапы. 1) ранняя С. (11-12 вв.). Представители. Петр Дамиани, Ансельм К..

Схоластика

1) Господствующее направление религиозной идеологии и философии средневекового феодального общества, служившее целям теоретического оправдания богословских догматов и защиты церковного "священного писания". Философия в эту эпоху была служанкой богословия. Характерные черты С.- абстрактность, отрыв от опыта и жизни, пустое умствование, лишенное научного содержания. 2) (Пе-рен.) бесплодное, абстрактное умствование. Формальное знание, оторванное от жизни и практики. Начетничество.. ..

Схоластика

(греч. Schola — ученая беседа, школа и лат. Scholastica — ученый) — интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. С. Проходит в своем развитии следующие периоды. I. Классическая (средневековая) С., в свою очередь распадающаяся на этапы. 1) ранняя С. (11—12 вв.). Представители. Петр Дамиани, Ансельм Кентерберий..

Дополнительный поиск Схоластика Схоластика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Схоластика" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Схоластика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа