Трансцендентальная Аналитика
Часть трансцендентальной логики Канта, в которой излагается учение о рассудочном знании. ТА., по Канту, является трансцендентальной потому, что осуществляет не обычный анализ такой познавательной способности, как рассудок, а представляет собой 'расчленение всего априорного знания на начала чистого рассудочного знания', т.е. Те начала и принципы, без которых нельзя мыслить предмет. В качестве таких начал Кант выделил 'понятия' и 'основоположения', откуда и последующее деление ТА. На аналитику понятий и аналитику основоположений. В ТА. Кант осуществил мало применявшееся до него 'расчленение самой способности рассудка с целью изучить возможность априорных понятий, отыскивая их исключительно в рассудке как месте их происхождения и анализируя чистое применение рассудка вообще'.
Канта более всего интересовал вопрос о происхождении понятий, ибо само мышление понималось им как познание через понятие как исключительно дискурсивное, а не интуитивное познание. Считая единственным применением этих понятий то, что посредством последних 'рассудок судит', Кант рассматривает их в непосредственной связи с суждениями в качестве предикатов возможных суждений. Именно исследование сути предикатов в главных видах суждения и явилось для него основой поиска чистых рассудочных понятий, или категорий, к которым он предъявлял следующие требования. 1) они должны быть чистыми, а не эмпирическими. 2) они должны относиться к мышлению и рассудку, а не к наглядным представлениям и чувственности. 3) они должны быть элементарными.
4) их таблица должна быть полной, т.е. Единство понятий не может быть увеличено никаким последующим расширением нашего познания. Разделив суждения на четыре главные группы, каждая из которых включает в себя соответственно три вида суждений, Кант выделил четыре класса категорий. Количества, качества, отношения и модальности. Считая главной задачей аналитики понятий не просто их продуцирование, но и применение к предметам, Кант осуществляет так называемую трансцендентальную дедукцию, демонстрирующую сам процесс конституирования доступных познанию объектов благодаря применению категорий к созерцаниям. Итогом этой дедукции явилось утверждение об основополагающей роли в познании рассудка, являющегося по сути первоистоком всех возможных видов связей, выявляемых в предметном мире.
Особую роль в этом синтезе Кант придает факту единства сознания самого мыслящего субъекта (см. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ). Завершает Т.А. Аналитика основоположений или трансцендентальное учение о способности суждения, в которой определяются априорные правила образования суждений. Вычленив априорную структуру рассудка, Кант, таким образом, попытался ответить на вопрос о возможности естествознания как науки. Естествознание, по Канту, оказывается возможным в качестве науки потому, что в его основе лежат априорные понятия, а также правила их соединения в суждения и применения к явлениям, обусловливающие всеобщий и необходимый характер научных истин. (см. Также ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА.).
Дополнительный поиск Трансцендентальная Аналитика
На нашем сайте Вы найдете значение "Трансцендентальная Аналитика" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трансцендентальная Аналитика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 28 символа