Хаосмос

260

Понятие постмодернистской философии, фиксирующее особое состояние среды, не идентифицируемое однозначно ни в системе отсчета оппозиции хаос - космос (см. КОСМОС, ХАОС), НИ В системе отсчета оппозиции смысл - нонсенс, но характеризующееся имманентным и бесконечным потенциалом упорядочивания (смыслопорождения) - при отсутствии наличного порядка (семантики). Термин 'X.' был введен Д.Джойсом ('Поминки по Финнегану') как продукт контаминации понятий хаоса, космоса и осмоса. В классическом постмодернизме понятие 'X.' тесно связано с концептами 'нонсенса' и 'нестабильности'. Согласно рефлексивной оценке классиков постмодернизма, сам феномен постмодерна 'порожден атмосферой нестабильности'. Культура эпохи постмодерна ориентирована на осмысление именно нестабильности как таковой, - или, по Лиотару, 'поиск нестабильностей'.

Феномен 'нестабильности' осмысливается постмодернистской рефлексией над основаниями современной культуры в качестве фундаментального предмета интереса постмодерна. Собственно, по формулировке Лиотара, 'постмодернистское знание. Совершенствует. Нашу способность существовать в несоразмерности' (ср. С современным синергетическим видением мира, которое рефлексивно обозначается Пригожиным как 'Философия нестабильности'). И если синергетика рассматривает в качестве непосредственного предмета своего анализа неравновесные системы, характеризуемые таким течением процессов самоорганизации, при которых принципиально невозможно любое невероятностное прогнозирование будущих состояний системы, то постмодернизм демонстрирует практически изоморфную парадигмальную установку, ориентируясь на исследование принципиально непредсказуемых нелинейных динамик как способа бытия нестабильных хаотизированных систем (например, трактовка Делезом и Гваттари такого феномена, как 'тело без органов'.

Последнее интерпретируется как обладающее 'лишь интенсивной реальностью, определяющей в нем уже не репрезентативные данные, но всевозможные аллотропические вариации' - см. ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ). Именно исходя их презумпции креативного потенциала нестабильных (неравновесных) сред трактует постмодернизм и проблему источника самоорганизационных процессов. Например, в номадологическом проекте постмодернизма (см. НОМАДОЛОГИЯ) таковым источником выступает 'потенциальная энергия' системы, которая оценивается в качестве 'метастабильной' (Делез, Гваттари). Важно при этом отметить то обстоятельство, что хаос в постмодернистском контексте трактуется, как и в синергетике, в первую очередь, в аспекте своей креативности.

Отсутствие наличной организации понимается как открытость различным возможностям конфигурирования, - например, лишенный изначального смысла текст предстает как принципиально незамкнутое поле актуализации плюрально множащихся потенциальных семантик (см. ОЗНАЧИВАНИЕ, ПУСТОЙ ЗНАК, ХОРА). - Постмодернистский хаос трактуется в аспекте своей креативности. Акцент делается не на отсутствии наличной упорядоченности, но на потенциальной плюральной версифицированной космичности. 'Метастабильность' постмодернистски понятой предметности заключается в том, что последняя, строго говоря, не может быть интерпретирована ни в качестве просто хаотичной, ни в качестве космически упорядоченной (если понимать эту упорядоченность как окончательное обретение структуры и смысла).

Согласно постмодернистской версии видения реальности, налично данное бытие представляет собой 'имманентное тождество космоса и хаоса', 'некий хаос-космос', 'игру смысла и нонсенса' (Делез). Очевидно, что данная семантическая фигура не только семантически изоморфна базовому постулату синергетики - 'порядок из хаоса', - но и выражает зафиксированный синергетикой осцилляционный механизм осуществления процесса самоорганизации (см. СИНЕРГЕТИКА). Подобно тому, как в современном естествознании креативность хаоса связывается с пониманием последнего в качестве достигнутого , постмодерн также признает достижение хаоса' содержательно необходимым этапом процедур смыслопорождения. В частности, для постмодернизма характерна идея сознательного создания хаотичности, понимание хаоса как достигнутого в результате целенаправленной процедуры по отношению к семантическим средам.

От предложенного в свое время А.Жарри в контексте 'патафизики' принципа 'внесения хаоса в порядок' - до сформулированного Д.В.Фоккема принципа 'нонселекции' как преднамеренного создания текстового хаоса. В контексте постмодернистской номадологии понятие 'X.' обретает фундаментальный статус. Согласно Делезу и Гваттари, в современной картине мира 'хаосмос-корешок /подчеркнуто мною - М.М./ занял место мира корня' (т.е. Мира линейно выстроенных осей и линейно понятых закономерностей - см. РИЗОМА). В постмодернистском контексте понятие 'X.' интерпретируется уже не просто как контаминация 'хаоса', 'космоса' и 'осмоса', - хаос мыслится как чреватый космосом, и возможность этой космизации (упорядочивания) реализуется в актах переходов его из одного осмотического состояния в другое.

Бытие ризомы как реализующее себя посредством осцилляции между этими состояниями (по формулировке Делеза и Гваттари, 'меж-бытие, интермеццо')..

Значения в других словарях
Хаосмос

Понятие постмодернистской философии, фиксирующее особое состояние среды, не идентифицируемое однозначно ни в системе отсчета оппозиции хаос - космос (см. Космос, Хаос), ни в системе отсчета оппозиции смысл - нонсенс (см. Нонсенс), но характеризующееся имманентным и бесконечным потенциалом упорядочивания (смыслопорождения) - при отсутствии наличного порядка (семантики). Термин "X." был введен Д.Джойсом ("Поминки по Финнегану") как продукт контаминации понятий хаоса, космоса и осмоса. В классическ..

Хайдеггер

(Heidegger) Мартин (1889-1976) - немецкий философ, один из крупнейших мыслителей 20 в. Родился и воспитывался в небогатой трудовой католической семье. Такое происхождение в преимущественно протестантской Германии некоторые исследователи склонны рассматривать как сыгравшее принципиальную роль во всем философском становлении X. Принципиально неискоренимая провинциальность мышления, почвенничество, смесь католицизма с протестантизмом, критика метафизики, поиски идеального языка в языке мифа и диале..

Хаос

(греч. Chaos - зияние. От chasco - разеваю) - в современной культуре понятие, связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования нелинейных процессов. В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода, основанного на идее креативной самодостаточности X., заключающейся в способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые организационные порядки на уровне макроструктур (X. Как фактор самоструктурирования нелинейной ..

Хенгстенберг

(Hengstenberg) Ханс-Эдуард (р. В 1904) - немецкий философ, представитель теологической версии философской антропологии. Свою концепцию X. Определял как 'синтетическую антропологию'. В ней заметно влияние идей феноменологии, неотомизма и неоавгустинианства. Воспринял круг идей Шелера, но заявил о необходимости 'дистанционно-критического отношения к нему там, где этого требуют интересы дела'. С 1948 - профессор Педагогической академии в Оберхаузене. Основные работы. 'Между Богом и творением' (1948..

Хора

Понятие философии постмодернизма, фиксирующее в своем содержании феномен самодвижения семиотических сред, характеризующегося имманентными пульсационными версификациями своего направления и форм. Данное понятие было введено в философский оборот Платоном для обозначения перманентного круговорота бытия в себе самом. 'вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него возникающее' - вне выхода за собственные пределы ('Тимей'). В контексте постмодернистской концепции текста понятие X. Обрет..

Дополнительный поиск Хаосмос Хаосмос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хаосмос" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хаосмос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 7 символа