Швейцер

218

(Schweitzer) Альберт (1875-1965) - немецко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, общественный деятель. 'Негритянский доктор' в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка) (1913-1917, 1924- 1965). Доктор философии (тема диссертации 'Философия в постановке задач очищения религии И.Канта', 1899). Доктор теологии (1900). Доктор медицины (тема диссертации 'Психиатрическая оценка Иисуса. Характеристика и критика', 1913). Лауреат Нобелевской премии Мира (1952) и франкфуртской премии Гёте (1928). Основные сочинения. 'Проблема Тайной вечери на основании научных исследований 19 столетия и исторических сообщений' (1901), 'Тайна мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса' (1901), 'И.С.Бах' (1908), 'Упадок и возрождение культуры.

Философия культуры. Часть I' (1923), 'Культура и этика. Философия культуры. Часть II' (1923), 'Христианство и мировые религии' (1924), 'Отношение белых к цветным расам' (1928), 'Мистика апостола Павла' (1930), 'Религия в современной культуре' (1934), 'Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика' (1935), 'О положении нашей культуры' (1947), 'Гёте. Четыре речи' (1950), 'Философия и движение в защиту животных' (1950), 'Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую' (1953), 'Проблема мира в современном мире' (1954), 'Проблема этического в развитии человеческой мысли' (1954-1955), 'Гуманность' (1961, опубликована в 1966) и др. Человек, согласно Ш., приближает к себе и осваивает мир не на основе его познания, а благодаря переживанию его, которое трагично.

'Два переживания омрачают мою жизнь, - писал Ш. - Первое состоит в понимании того, что мир предстает необъяснимо таинственным и полным страдания. Второе - в том, что я родился в период духовного упадка человечества'. Существование людей в исторической перспективе обусловливается не столько их мышлением, сколько осознанием того, что любой из нас 'есть жизнь, желающая жить среди жизни'. Стремясь сформулировать (в европейской интеллектуальной традиции вслед за Шопенгауэром) путь к избавлению от страданий, Ш. Усматривал его в акцентированно свободном и осмысленном волеизъявлении человека. 'Благоговение перед жизнью', согласно философскому миропредставлению Ш. (самообозначение - 'новый рационализм'), должно выступать основанием универсальной, космической этики и мировоззрения вообще человека и человечества.

(Согласно Ш., 'свободное и глубокое мышление не подвержено субъективизму. Мышление по самой своей природе особым образом побуждает благоговение перед жизнью вступить в бой со скептицизмом'.) 'Благоговение перед жизнью' содержит в себе, по мысли Ш., смирение, миро-и жизнеутверждение и соответствующую этику. Последняя у Ш. 'не подчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью'. 'Благоговение перед жизнью' постулирует безграничную ответственность за все живое на Земле. 'Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло - есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей'. Мировоззрение миро- и жизнеутверждения способно стать истинной культуротворящей силой лишь в гармонии с подлинными этическими ценностями.

Для осуществления принципа 'благоговения перед жизнью' (этот принцип - ядро, несущая конструкция антинормативистской по сути этики Ш.), не допускающего парциальных решений, '...сознательно и по своей воле я отдаюсь бытию. Я начинаю служить идеалам, которые пробуждаются во мне, становлюсь силой, подобной той, которая так загадочно действует в природе. Таким путем я придаю внутренний смысл своему существованию'. Лишь в границах такого подхода, по Ш., возможно преодолеть пагубный характер воздействия современной цивилизации на человека. Конкретно-личностное начало в человеке не должно подавляться интересом 'всеобщего'. Воля, олицетворяющая свободное и нравственное начало в человеке, безусловно, значимее знания и понимания, обосновывающих неизбежность подчинения людей репертуарам объективации закономерностей внешнего мира.

'Организованные государственные, социальные и религиозные объединения нашего времени пытаются принудить индивида не основывать свои убеждения на собственном мышлении, а присоединяться к тем, которые они для него предназначили. Человек, исходящий из собственного мышления и поэтому духовно свободный, представляется им чем-то неудобным и тревожащим, - отмечал III., - ...сверхорганизация нашей общественной жизни выливается в организацию бездумья'. Смысл бытия человека, полагал Ш., - непрестанное самосовершенствование с целью гармонизации и улучшения собственной природы. Иной путь не является достойным человека, его духа, освященного божественным происхождением. По мнению Ш., именно уровень гуманизма, достигнутый обществом в целом, адекватно отражает степень его зрелости и человекосоразмерности..

Значения в других словарях
Швейцер

IШве́йцер (Schweitzer) Альберт [14.1. 1875, Кайзерсберг, Эльзас,—4.9.1965, Ламбарене (Габон)], немецко-французский мыслитель, близкий философии жизни (См. Философия жизни). Богослов, врач, музыковед и органист. Всемирно известен антивоенными выступлениями. Образование получил в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1899 доктор философии (диссертация «Философия религии Канта», 1899), с 1900 доктор теологии, с 1913 доктор медицины. В начале 20 в. Завоевал известность как концертирующий орга..

Швейцер

ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович (род. 1920), кинорежиссёр, народный артист СССР (1990). В кино с 1949. Режиссёрской манере Швейцера свойственны драматизм, романтическая приподнятость, острая наблюдательность, юмор, выразительность актёрских работ. Фильмы "Чужая родня" (1956), "Мичман Панин" (1960), "Время, вперёд!" (1965, совместно с С. А. Милькиной), "Золотой телёнок" (1968), "Бегство мистера Мак-Кинли" (1975), "Какживёте, караси?" (1992), "Послушай, Феллини!.." (1993, совместно с Милькиной) и др. Осо..

Швейцер

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875 - 1965), мыслитель, представитель философии жизни, протестантский теолог и миссионер, врач, музыковед и органист. Родился в Эльзасе. В 1913 организовал больницу в Ламбарене (Габон>), которая стала для Швейцера главным делом жизни и трибуной проповеди его идей. Исходный принцип мировоззрения Швейцера - благоговение перед жизнью, ее сохранение и совершенствование как основы нравственного обновления человечества, выработки универсальной космической этики. Критерие..

Швейцер

(Schweitzer), Иоганн Баптист (12.VII.1833 - 28.VII.1875) - деятель герм. Рабочего движения. Адвокат. Ш. Увлекался идеями Ф. Лассаля и вступил в основанный последним Всеобщий германский рабочий союз. Стал одним из руководителей союза, в 1867-1871 возглавлял его. Поддерживал Бисмарка в вопросе объединения Германии под главенством Пруссии и был тайно связан с ним. Политика Ш. Вызывала растущую оппозицию в союзе. Значит. Часть членов вышла из него и, порвав с лассальянством, вошла в созданную в 1869..

Чтение

Совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации 'здесь-и-сейчас' взаимодействия. Изначально конституируется как стратегии перевода письма в устную речь, с одной стороны, как его буквальное озвучивание, а с другой - как истолкование закрепленного в нем инвариантного (надвременного и надпространственного) содержания в конкретных..

Что Такое Философия?

('Qu'est-ce que la philosophie?', Les Editions de Minuit, 1991) - книга Делеза и Гваттари. По мысли авторов, обозначенной во Введении, 'что такое философия' - это такой вопрос, который 'задают, скрывая беспокойство, ближе к полуночи, когда больше спрашивать уже не о чем. (...) Мы и раньше все время его ставили, и у нас был на него неизменный ответ. Философия - это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты'. Концепты, по мысли авторов, нуждаются в концептуальных персонажах, которы..

Шелер

(Scheler) Макс (1874-1928) - немецкий философ и социолог, один из основоположников аксиологии, культур-социологии и социологии знания, философской антропологии. Учился в Мюнхене, Берлине и Йене, изучал философию и медицину. Ученик Р.Эйкена, неофихтеанца, близкого к философии жизни, и неокантианца О.Либмана. Первоначально неокантианец. Диссертацию защищал под руководством Эйкена - 'Попытка установления отношений между логическими и этическими принципами' (1899). С 1900 по 1907 - приват-доцент в Й..

Шеллинг

(Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) - один из виднейших представителей немецкой трансцендентально-критической философии. В 1790 в 15-летнем возрасте становится студентом богословия Тюбингенского университета (вместе с Гегелем и Гёльдерлином). В 1798, в 23 года, - профессор в Йене. Здесь Ш. Сближается с кружком романтиков (братья А. И Ф.Шлегели, Новалис, Шлейермахер и др.). В Мюнхене (1806-1820) становится членом Академии наук и генеральным секретарем академии изящных искусств. 1820-1..

Швейцер

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875-1965) - немец-ко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, общественный деятель. "Негритянский доктор" в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка) (1913-1917, 1924-1965). Доктор философии (тема диссертации "Философия в постановке задач очищения религии И. Канта", 1899). Доктор теологии (1900). Доктор медицины (тема диссертации "Психиатрическая оценка Иисуса. Характеристика и критика", 1913). Лауреат Нобелевской..

Швейцер

(Schweizer) Эдуард (р.1913), швейц.-нем. Протестантский богослов и экзегет. Род. В Базеле. Окончил ун-т в Майнце. С 1938 доктор богословия. В 1936-38 исполнял должность пастора в Базеле. Орд. Проф. По НЗ в ун-тах Майнца (с 1947), Бонна (с 1949) и Цюриха (1949). В ряде работ, используя подходы *"истории форм" школы, *"истории редакций" школы, а также применяя *"истории Прeдания" метод, пытался определить особенности тех конкретных общин, в лоне к-рых создавались канонич. Евангелия. В частн., он с..

Дополнительный поиск Швейцер Швейцер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Швейцер" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Швейцер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа