Элиаде

163

(Eliade) Мирча (1907-1986) - румынский ученый, антрополог, историк религии. Изучал топику мифа и мифологизма в литературе 20 в. Доктор философии (1928). Подготовил диссертацию о йоге во время жизни в Индии (1928-1932). Преподавал в Бухарестском университете (1933-1940), в Парижской школе Высших исследований, в Сорбонне (1945-1956). Профессор кафедры истории религий Чикагского университета (1957-1986). Основные сочинения по истории религии, мифологии, философии. 'Эссе о происхождении индийской мистики' (1936), 'Техника йоги' (1948), 'Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторение' (1949), 'Очерки по истории религий' (1949), 'Йога. Бессмертие и свобода' (1951), 'Образы и символы' (1952), 'Шаманизм и архаическая техника экстаза' (1954), 'Запретный лес' (1955), 'Кузнецы и алхимики' (1956), 'Священное и мирское' (1956), 'Мифы, сновидения и мистерии' (1957), 'Рождение и новое рождение' (1958), 'Мистические рождения.

Очерк о некоторых типах посвящения' (1959), 'Мефистофель и Андрогин' (1962), 'Разновидности мифа' (1963), 'Патанджали и йога' (1965), 'Ностальгия по истокам' (1971), 'Инициации, ритуалы, тайные общества. Мистические рождения' (1976) и др. (только на французском языке опубликованы более 30 книг Э.). Не ограничивая круг своих интересов понятием 'история религии', Э. Подчеркивал, что религия 'не обязательно предполагает веру в Бога, богов или духов, но означает опыт священного и, следовательно, связана с идеями существования, значения и истины'. По мнению Э., '...деятельность бессознательного подпитывает неверующего человека современных обществ, помогает ему, не приводя его, однако, к собственно религиозному видению и познанию мира.

Бессознательное предлагает решение проблем его собственного бытия и в этом смысле выполняет функцию религии, ведь прежде чем сделать существование способным к созданию ценностей, религия обеспечивает его целостность. В некотором смысле даже можно утверждать, что и у тех наших современников, которые объявляют себя неверующими, религия и мифология 'скрыты' в глубине подсознания. Это означает также, что возможность вновь приобщиться к религиозному опыту жизни еще жива в недрах их 'Я'. Если подойти к этому явлению с позиций иудео-христианства, то можно также сказать, что отказ от религии равноценен новому 'грехопадению' человека, что неверующий человек утратил способность сознательно жить в религии, т.е.

Понимать и разделять ее. Но в глубине своего существа человек все еще хранит Память о ней, точно так же, как и после первого 'грехопадения'. Его предок, первый человек Адам, также духовно ослепленный, все же сохранил разум, позволивший ему отыскать следы Бога, а они видны в этом мире. После первого 'грехопадения' религиозность опустилась до уровня разорванного сознания, после второго она упала еще ниже, в бездны бессознательного. Она была 'забыта'. Этим завершаются размышления историков религий. Этим открывается проблематика философов, психологов, а также теологов'. 'Крипторелигиозность' (подсознательно присущая каждому человеку) - занимает важное место в творчестве Э. Прояснение неизбывности ее существования (даже в условиях активности показного атеизма и безбожия), ее связь с мифологией и культурой - выступили пафосом многих работ Э.

Согласно Э., космос - как миропорядок, установленный от века и организующий все отношения во вселенной, противостоящий хаосу, побежденному, но не уничтоженному актом миротворения, выступал для древнего человека доминирующим началом восприятия всего сущего. Космогония выступала для него камертоном и парадигмой для толкования любых значимых жизненных явлений. Космос конституировал непреходящее настоящее, автономное от прошлого и не предполагающее неизбежного будущего. Восприятие современным человеком самого себя как 'субъекта в истории', согласно Э., налагает на него непреходящий груз миросоразмерной ответственности, но при этом позволяет ощущать себя творцом истории. Изменения в восприятии людьми исторического времени, сопрягающиеся с эволюцией моделей их самоосознавания, Э., в частности, реконструирует посредством изучения соответствующих символов и ритуалов в философских, религиозных и мифологических системах.

Э. Был представлен целый комплекс идей традиционалистской метафизики и предпринята попытка внедрить в массовое сознание сопутствующие такой метафизике ценностные ориентации. Соотношение сакрального и профанного в контексте реальности как 'господствующего', так и 'преодолеваемого' времени - очертили и иное проблемное поле ряда исследований Э. Мифологическое время (в границах которого действуют боги и осуществляются мифы), сакрально и циклично, оно сохраняется и ретранслируется лишь на уровне коллективного бессознательного. Профанное время - исторично, линейно, необратимо, доступно для фиксации потенциалом индивидуальной памяти. Озвучивание мифа, по Э., - прорыв 'священного', своеобычное 'богоявление'. Э. Обрисовывает циклическое восприятие времени мифологическими народами (на материалах индийской йоги, древнееврейского олама, античного эона и др.).

При этом Э. Обращает внимание на то, что в контексте соотношения сакрального и профанного как 'пространственных' (а не временных) начал бросается в глаза принципиальная достижимость их соседства и 'рядомположенности' у архаических народов (Тигр и Евфрат, берущие начало на небесах, и надземное расположение идеальных 'форм' у Платона). Священное пространство, с точки зрения Э., непременно имеет некий Центр - место, где земля сообщается с небесами (раскрашенные столбы архаичных австралийцев, юрты шамана либо христианские церкви). Хотя в христианстве лишь в процедурах таинств литургии смыкание времени сакрального и профанного сближает потусторонние и посюсторонние миры. История, творящаяся в профанном времени, тем самым оказывается отлученной от 'вышнего' мира.

Иудаизм и христианство, стремясь узаконить историю как одну из ипостасей Божьего промысла, указали на наличие в ней конечной цели (концепция мессианизма) и особого, высшего смысла (направляющую Божью волю). Воздаяние Божественным милосердием - оно и только оно, по мнению Э., может придать истории тот смысл, который позволит человеческой психике преодолеть неизбывное отчаяние и страх перед вечностью бытия и конечностью индивидуального существования. '...Человек в традиционных обществах мог жить только в пространстве, 'открытом' вверх, где символически обеспечивался раздел уровней и где сообщение с иным миром оказывалось возможным благодаря обрядам'. Уже итальянские гуманисты, согласно Э., стремились универсализировать христианство, преодолеть его европейскую провинциальность, создав универсальный, внечеловеческий, космический, внеисторический миф.

Бруно у Э. - в первую очередь религиозный подвижник, бунтующий против периферийности христианских догматов, против парциальности предлагаемых папским Римом моделей мироустройства. Гелиоцентризм выступал для Бруно 'иероглифом божественной мистерии' вселенского масштаба. Современный же человек, с точки зрения Э., выходит из нечеловеческого ритма собственного существования посредством 'криптомифологических' сценариев поведения (театра и чтения). Э. Подарил европейским интеллектуалам 20 в. (подготовленным уже к этому открытию на собственно философском уровне идеями Ницше и Шпенглера) миф о Востоке - мире абсолютной духовной свободы и установившейся раз и навсегда гармонии. Посвятив ряд работ исследованию мифа, Э.

Сформулировал тезис о том, что миф являет собой 'священную историю' актов миротворения с участием сверхъестественных существ, конституируя тем самым единственно подлинную духовную реальность для первобытного человека. Миф, по Э., - прототип, образец любых людских обрядов и 'калька' подавляющего большинства видов 'профанной' деятельности. Доминируя в философии античности, в народном средневековом христианстве, мифологическое сознание, согласно Э., переживает ренессанс в философии и в искусстве 20 ст., в продукции современных средств массовой информации. Э. Обратил особое внимание на дух историцизма в 20 в. 'Историцизм, - отмечал он, - типичный продукт тех наций, для которых история не была непрерывным кошмаром.

Возможно, у них было бы другое мировоззрение, если бы они принадлежали к нациям, отмеченным фатальностью истории'. 'Запретный лес' для Э. - архаичная, латино-язычная Румыния, сложившаяся из даков и римских колонистов, забытая историей на долгие столетия и сохранившая свое национальное единство лишь благодаря объединявшим народ ритуалам (Н.Смарт). Для Э. Присуща попытка конструктивного преодоления традиционной эпистемологической оппозиции 'познаваемое - непознаваемое', для него в духе платоновского миропонимания существенна иная динамика. 'узнанное - неузнанное'. Единоборство памяти и беспамятства - основа существования людей как специфического творчества, находящего свое выражение, по мнению Э., в подлежащих расшифровке феноменах культуры.

Отдавая должное в рамках этой интеллектуальной традиции и психоанализу и структурализму, Э. Не принимал их ограниченности. Комментируя 'чисто сексуальную' трактовку Фрейдом образа влечения ребенка к своей матери, он указывал на то, что 'перевести образ в конкретную терминологию, ввести его в только один произвольно выбранный контекст - значит уничтожить образ как инструмент познания'. Имплицитная метафизика Э. Приняла облик эстетической онтологии, основанной на идее творчества, в которой воображение оказывается и способом познания, и способом существования. Только воображением можно постигнуть универсальность творчества, которая и составляет смысл жизнь человека (М.Калинеску). Структурализм же, пытаясь подчинить миф логике, уподобляется, по мнению Э., попытке 'растворить индивидуальное сознание в анонимном, а последнее - в природе, которую физика и кибернетика свели к 'основным структурам'.

Абсолютизм и 'самодержавность' жестких правил организации и эволюции форм языка и мышления были неприемлемы и непереносимы для Э. В своем творчестве Э. Оставался приверженцем идеи неустранимости мифа (веры в Вечное Возвращение) из совокупности атрибутов подлинной человеческой духовности. 'Периодическое возвращение в священное Время Начала' или 'онтологическая одержимость' - главная отличительная черта, по Э., архаичного и античного человека. Желание воссоздать Время, когда боги присутствовали на Земле, - это жажда священного, вечная 'ностальгия по Бытию'..

Значения в других словарях
Экхарт

(Eckhart) Иоганн, Майстер (нем. - мастер, учитель) Экхарт (1260-1327/1328) - немецкий схоласт и философ-мистик, доминиканец, из рыцарского рода Хохгеймов. Обучался в Кёльнской высшей школе доминиканского ордена. Приор ордена в Эрфурте, викарий Тюрингии (1303-1311). Глава Саксонского ордена. Профессор в Париже (1300-1303, 1312-1314), профессор в Страсбурге (1312-1320), учитель чтения в Кёльне (с 1320). Главное сочинение - 'Проповеди и рассуждения', а также 'Комментарий к 'Сентенциям' Петра Ломбар..

Элементы

(лат. Elementum - стихия, первовещество. Калька греч. Stoiheia, от stoihos - члены ряда, т.е. Первоначально буквы алфавита) - в ранней древнегреческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как 'пятый элемент' (лат. Quinta essentia - 'пятая сущность') - ночь либо эфир. Впервые в традиционном смысле употреблено Платоном (обозначение Э. Как правильных многогранников). Аристотель придал Э. Статус универсального понятия онтологии, космологии, гносеологии и др. В древ..

Эманация

(позднелат. Emanatio - истечение) - термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. Генетически восходит. 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соответствующие ощущения (Эмпедокл, Левкипп, Демокрит и др.). 2..

Эмпедокл Из Акраганта, Сицилия

Из Акраганта, Сицилия (490/487/482- 430/424/423) - древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. Согласно Аристотелю, создатель риторики. Основные сочинения. Ноэмы 'Очищения' и 'О природе' - сохранилась 1/10 стихов (порядка 350). Мировоззрение Э. Отличалось явным дуализмом (мировоззрения поэм противоречат друг другу). Профетическая религия спасения соседст..

Элиаде

ЭЛИАДЕ (Eliade) Мирча (1907-1986) - румынский ученый, антрополог, историк религии. Изучал топику мифа и мифологизма в литературе 20 в. Доктор философии (1928). Подготовил диссертацию о йоге во время жизни в Индии (1928-1932). Преподавал в Бухарестском университете (1933-1940), в Парижской школе Высших исследований, в Сорбонне (1945-1956). Профессор кафедры истории религий Чикагского университета (1957-1986). Основные сочинения по истории религии, мифологии, философии. "Эссе о происхождении индий..

Дополнительный поиск Элиаде Элиаде

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Элиаде" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Элиаде, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 6 символа