Эпиктет

241

(греч. Epictetus - не имя собственное, а разговорное прозвище раба - 'приобретенный') (50- 125/135/138?) - античный философ, представитель позднего стоицизма. Родился рабом во Фригии. Вольноотпущенник (с 68). Учителями философии для Э. Явились стоики - Музоний Руф и Эфрат. Идеалом для профессионального подражания Э. Избрал Сократа, выступавшего в первую очередь как наставник и лектор, а не как сочинитель. После высылки всех философов из Рима императором Домицианом в 94, удалился в Никополь - крайне провинциальное место, дабы соблазны больших городов не отвлекали его учеников. Там Э. Создал свою философскую школу. Основные сочинения. 'Беседы или Рассуждения' (записи лекций слушателем Аррианом (96-180), сохранились 4 из 8 книг), 'Энхиридион' (учебник на основе бесед) и др.

Согласно мировоззрению Э., окружающий нас мир - это мир тел, являющих собой сочетание двух начал. 'логоса' (см. Логос) - разумного начала и 'фюсиса' (природы) - начала созидающего. Благодаря Логосу (предмета логики как научной дисциплины) люди способны усматривать связи окружающего мира, понимать законы, пользоваться языком. Бог у Э. - это природа. Логос - ответственен за единство и порядок мироздания, в результате чего природа оказывается разумной и доступной разумению (ибо управляема законами). Вселенная Э. Поэтому - 'наилучшая из возможных'. По Э., человеческие существа - единственные в мире, обладающие Логосом, задающим цель жизни - обретение добродетели, согласной с разумом. В пределе своем именно такую модель существования, согласно Э., и репрезентирует жизнь философов.

Хотя счастье доступно и не только им. По убежденности Э., 'бог создал всех людей для их счастья'. В духе традиционных максим стоицизма Э. Учил тому, что лишь часть душевных качеств индивидов (действия) находится в их власти. Желание, воля, отвращение, мнение. (Понимание этого, с точки зрения Э., приходит нам вместе с постижением истинной природы мира и подлинной природы человека. Такое понимание - считал Э., - предполагает постоянные упражнения в его обретении.) 'Внешними' же для нас выступают наши 'свойства' (у Э. - богатство, сила, репутация), которые нам неподконтрольны. Свобода людей, по Э., - в ограничении сокровенных желаний теми, которые находятся в нашей власти и почитание всех 'внешних' вещей и собственных характеристик - безразличными.

Поддаваясь влечению к последним, полагал Э., - человек утрачивает свою свободу. (Высказывание Э. О том, что 'людей мучают не вещи, а представления о них' было начертано на потолке библиотеки у Монтеня.) Добродетельная жизнь, по Э., есть совершенное осуществление человеческой природы. Нельзя желать, чтобы вещи существовали иначе, - надо, чтобы индивидуум обретал гармонию с Логосом вселенной. С точки зрения Э., 'главное - иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной. Повинуйся им, мирись со всем происходящим без ропота, следуй воле провидения'. Определяющая значимость в учении Э. Придавалась мотиву поступка, индивидуальному выбору или намерению, а не последствиям. 'Твое дело - хорошо исполнить возложенную на тебя роль.

Жить без лжи в словах и действиях. Выбор же роли - дело другого'. Именно поэтому Э. Учил никогда не горевать об утраченном, сколь бы значимым оно не являлось. Э. - традиционно оценивается как самый ортодоксальный из поздних стоиков, ближе всех подошедший к осуществлению стоического идеала, ибо его философия стала его жизнью. Подлинной новацией для культуры Европы было осмысленное и последовательное дистанцирование Э.-стоика от установки на достижение абстрактного идеала - он предпочел направление подлинно добродетельной повседневной жизни. После смерти Э. Был назван 'другом бессмертных'. ('Если бы тебя усыновил царь, - учил Э., - твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын божий?').

Значения в других словарях
Эпиктет

(Epíktetos — рабская кличка, буквально — «Прикупленный») (около 50 — около 138), греческий философ-стоик (см. Стоицизм). Был рабом одного из фаворитов Нерона, позднее отпущен на волю. Слушал лекции стоика Мусония Руфа. После изгнания философов из Рима Домицианом в 89 поселился в Никополе (Эпир), где проповедовал стоическую мораль в беседах и уличных спорах по примеру Сократа. Как последний, ничего не писал. Жил в крайней бедности. Философские проповеди Э. Сохранились в записи его ученика Флавия ..

Эпиктет

(ок. 55 - ок. 135), древнегреческий философ-стоик, уроженец Фригии. Подлинное имя философа неизвестно (греч. Эпиктет, "купленный"). В молодости Эпиктет попал в Рим в качестве раба, посещал лекции стоика Музония Руфа, а позднее был отпущен на свободу. Вместе с рядом других философов Эпиктет был изгнан из Рима по указу Домициана в 89, поскольку стоики зарекомендовали себя как противники тирании. Эпиктет поселился в Никополе (Эпир), где прожил до самой смерти. Он практиковал занятия философией в фо..

Эпиктет

(ок. 50 — ок. 140 гг.) греческий философ-стоик, родился в Гиерополе (Фригия), жил в Риме Свободный — это тот, у кого все происходит в соответствии с его свободой воли и кому никто не может помешать. Что же, сумасбродство ли свобода. Ни в коем случае. Ведь безумие и свобода несовместимы.Таких, которые толкуют о стоических рассуждениях, вы можете показать тьму. Да разве в эпикурейских они разбираются не с такой же обстоятельностью. (…) Покажите же мне кого-нибудь, кто болеет, и все же счастлив, кт..

Эпиктет

Эпиктет, Epiktetos, ок. 50- ок. 138 гг. Н. Э., греческий философ. Родился рабом в Гиерополе во Фригии. Впоследствии жил в Риме среди рабов Эпафродита, секретаря Нерона. Ок. 80 г. Слушал лекции известного стоика Музония Руфа. Освобожденный ок. 90 г., сам начал учить. Будучи изгнан из Рима императором Домицианом, осел в Никополе в Греции и там основал собственную философскую школу. Э. Не оставил ни одного произведения, но его ученик Арриан записал учение своего мастера. Также мы находим сентенции ..

Эпиктет

Эпиктет - греческий философ-стоик, живший в конце I и начале II века нашей эры. Главная задача философии заключается, по его мнению, в том, чтобы сделать человека свободным и счастливым. Для этого человек должен ясно различать между тем, что находится в его власти, и тем, что не зависит от него. В его власти внутренняя жизнь сознания, не зависят от него внешние обстоятельства. Только сосредоточение на своей внутренней жизни и полное равнодушие к внешнему миру может обеспечить человеку истинную с..

Эпиктет

Эпиктет (ок. 55-135) Фтософ-стоик из Фригии, вольноотпущенник, занимавшийся преподаванием в Риме, впоследствии – в Никополе, имел большой круг учеников. Среди последних был историк Арриан, опубликовавший заметки о лекциях Эпиктета – «Руководство морали», - которые оказали сильное влияние на императора- стоика Марка Аврелия. Сам Эпиктет имел глубокую религиозную веру в божественность принципов стоицизма и учил, что абсолютная вера в провидение и безразличие к внешнему миру – единственный путь к д..

Эпиктет

- греческий философ-стоик, живший в конце I и начале II века нашей эры. Главная задача философии заключается, по его мнению, в том, чтобы сделать человека свободным и счастливым. Для этого человек должен ясно различать между тем, что находится в его власти, и тем, что не зависит от него. В его власти внутренняя жизнь сознания, не зависят от него внешние обстоятельства. Только сосредоточение на своей внутренней жизни и полное равнодушие к внешнему миру может обеспечить человеку истинную свободу и..

Эпиктет

ЭПИКТЕТ. ..

Энциклопедия Философских Наук

('Encyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse', 1817) - третья после 'Феноменологии духа' и 'Науки логики' крупная работа Гегеля, излагающая его систему абсолютного идеализма. Ближайшим поводом к изданию данного 'всеохватывающего обзора философии' явилось стремление автора дать руководство для слушателей его философских чтений, которые он планировал начать в Берлинском университете в осенний семестр 1818. При жизни Гегеля 'Э.Ф.Н.' издавалась трижды - в 1817, 1827 и 1830. Впосле..

Эон

(греч. Aion - век) - понятие древнегреческой и современной философии. В античности обозначало 'век', 'путь жизни', время в ипостаси течения жизни человека и живых существ. Используемое Гомером в качестве обозначения 'века жизни', понятие 'Э.' приобретает впоследствии значение 'вечности' (Эмпедокл, Анаксимандр). У Платона 'Э. - вечность' окончательно противопоставляется 'времени'. Э. В своей неподвижности являет собой квазивременный способ существования 'идей' - о нем, согласно Платону, невозможн..

Эпикур

(341-270 до н.э.) - древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы 'Сад Э.'. Написал около 300 сочинений. Сохранились лишь три письма, в которых сжато изложены основные положения его учения, и ряд фрагментов. 'Э. Приветствует Пифокла' (письмо). 'Э. Приветствует Менекея' (письмо). 'Большой обзор' (предназначенный для начинающих). 'Малый обзор', или 'Письмо к Геродоту' (для более подготовленных последователей). '..

Эразм Роттердамский

(Erasmus Roterodamus), или Дезидерий Эразм (Desiderius Erasmus), (настоящее имя Герард Герардсон) (1469-1536) - нидерландский гуманист, незаконнорожденный сын голландского священника, получил образование в Париже, затем преподавал в Кембридже. Там знакомится с Мором и становится его близким другом. В 1499 в Англии встречает Дж.Колета, видного богослова того времени, который побуждает направить его знания древних языков и литературы на изучение библейских текстов. Э.Р. Сыграл важную роль в подгот..

Эпиктет

(греч. Epictetus — не имя собственное, а разговорное прозвище раба — "приобретенный") (50— 125/135/138?) — античный философ, представитель позднего стоицизма. Родился рабом во Фригии. Вольноотпущенник (с 68). Учителями философии для Э. Явились стоики — Музоний Руф и Эфрат. Идеалом для профессионального подражания Э. Избрал Сократа, выступавшего в первую очередь как наставник и лектор, а не как сочи- нитель. После высылки всех философов из Рима императором Домицианом в 94, удалился в Никополь — к..

Эпиктет

(Epictetus, Έπίχτητος). Философ — стоик. Он был сначала рабом любимца Нерона, Эпафродита, затем был изгнан из Рима по распоряжению Домициана и жил в Эпире в г. Никополисе. Учение его отличалось нравственной высотой и привлекло много последователей.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Эпиктет Эпиктет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эпиктет" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эпиктет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 7 символа