Эпиктет
(греч. Epictetus - не имя собственное, а разговорное прозвище раба - 'приобретенный') (50- 125/135/138?) - античный философ, представитель позднего стоицизма. Родился рабом во Фригии. Вольноотпущенник (с 68). Учителями философии для Э. Явились стоики - Музоний Руф и Эфрат. Идеалом для профессионального подражания Э. Избрал Сократа, выступавшего в первую очередь как наставник и лектор, а не как сочинитель. После высылки всех философов из Рима императором Домицианом в 94, удалился в Никополь - крайне провинциальное место, дабы соблазны больших городов не отвлекали его учеников. Там Э. Создал свою философскую школу. Основные сочинения. 'Беседы или Рассуждения' (записи лекций слушателем Аррианом (96-180), сохранились 4 из 8 книг), 'Энхиридион' (учебник на основе бесед) и др.
Согласно мировоззрению Э., окружающий нас мир - это мир тел, являющих собой сочетание двух начал. 'логоса' (см. Логос) - разумного начала и 'фюсиса' (природы) - начала созидающего. Благодаря Логосу (предмета логики как научной дисциплины) люди способны усматривать связи окружающего мира, понимать законы, пользоваться языком. Бог у Э. - это природа. Логос - ответственен за единство и порядок мироздания, в результате чего природа оказывается разумной и доступной разумению (ибо управляема законами). Вселенная Э. Поэтому - 'наилучшая из возможных'. По Э., человеческие существа - единственные в мире, обладающие Логосом, задающим цель жизни - обретение добродетели, согласной с разумом. В пределе своем именно такую модель существования, согласно Э., и репрезентирует жизнь философов.
Хотя счастье доступно и не только им. По убежденности Э., 'бог создал всех людей для их счастья'. В духе традиционных максим стоицизма Э. Учил тому, что лишь часть душевных качеств индивидов (действия) находится в их власти. Желание, воля, отвращение, мнение. (Понимание этого, с точки зрения Э., приходит нам вместе с постижением истинной природы мира и подлинной природы человека. Такое понимание - считал Э., - предполагает постоянные упражнения в его обретении.) 'Внешними' же для нас выступают наши 'свойства' (у Э. - богатство, сила, репутация), которые нам неподконтрольны. Свобода людей, по Э., - в ограничении сокровенных желаний теми, которые находятся в нашей власти и почитание всех 'внешних' вещей и собственных характеристик - безразличными.
Поддаваясь влечению к последним, полагал Э., - человек утрачивает свою свободу. (Высказывание Э. О том, что 'людей мучают не вещи, а представления о них' было начертано на потолке библиотеки у Монтеня.) Добродетельная жизнь, по Э., есть совершенное осуществление человеческой природы. Нельзя желать, чтобы вещи существовали иначе, - надо, чтобы индивидуум обретал гармонию с Логосом вселенной. С точки зрения Э., 'главное - иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной. Повинуйся им, мирись со всем происходящим без ропота, следуй воле провидения'. Определяющая значимость в учении Э. Придавалась мотиву поступка, индивидуальному выбору или намерению, а не последствиям. 'Твое дело - хорошо исполнить возложенную на тебя роль.
Жить без лжи в словах и действиях. Выбор же роли - дело другого'. Именно поэтому Э. Учил никогда не горевать об утраченном, сколь бы значимым оно не являлось. Э. - традиционно оценивается как самый ортодоксальный из поздних стоиков, ближе всех подошедший к осуществлению стоического идеала, ибо его философия стала его жизнью. Подлинной новацией для культуры Европы было осмысленное и последовательное дистанцирование Э.-стоика от установки на достижение абстрактного идеала - он предпочел направление подлинно добродетельной повседневной жизни. После смерти Э. Был назван 'другом бессмертных'. ('Если бы тебя усыновил царь, - учил Э., - твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын божий?').
Дополнительный поиск Эпиктет
На нашем сайте Вы найдете значение "Эпиктет" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эпиктет, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 7 символа