Эрос И Цивилизация

165

('Eros and Civilization', 1955) - работа Маркузе. Опираясь на концепцию Фрейда (подзаголовок книги - 'Философское исследование учения Фрейда'), Маркузе анализирует стратегию развития западной цивилизации и выявляет ее репрессивный характер. Имея фундаментом подавление инстинктов и питаясь отнятой у них энергией, культура делает индивида несчастным. На социальном уровне репрессия усилена многократно господствующей властью и становится тотальной. По мнению Маркузе, репрессивность как основополагающая черта западной культуры неизбежно ведет к краху цивилизации. Атомная бомба, концентрационные лагеря, массовое истребление людей при высоком уровне развития индустриального общества - предвестники ставшей реальной угрозы самоуничтожения человечества.

Единственный путь спасения для западного мира - переход к альтернативному типу культуры - 'нерепрессивной цивилизации'. Претендуя на роль теоретического исследования, 'Э.иЦ.' не лишена драматической напряженности в диагностике болезненных проблем современности. В середине 1960-х 'Э.иЦ.' и 'Одномерный человек' Маркузе явились теоретическим фундаментом идеологии 'новых левых' в США. Как отмечает Маркузе, согласно Фрейду, история человека есть история его подавления. Принуждению подвергается не только общественное, но и биологическое существование индивида. Свободное удовлетворение инстинктивных потребностей человека (сексуальных и деструктивных - Эрос и Танатос) несовместимо с цивилизованным состоянием человечества, т.к.

Инстинкты стремятся к целостному и немедленному удовлетворению, которое культура предоставить не способна. Цивилизация начинается с отказа от стремления к целостному удовольствию и базируется на подавлении и переориентации энергии инстинктов. Принцип удовольствия трансформировался в принцип реальности. Сдерживание удовлетворения и тяжелый труд выступают платой за безопасное существование и отсроченное, но гарантированное удовольствие. Под воздействием принципа реальности в человеке развилась функция разума. Принцип удовольствия вытеснен в бессознательное. Данный процесс явился травматическим событием и был воспроизведен на родовом (в первобытной орде - монополия отца на удовольствие и принуждение к отказу от него сыновей) и индивидуальном (воспитание ребенка как навязывание повиновения принципу реальности) уровнях.

Однако победа принципа реальности не является окончательной. Принцип удовольствия продолжает существовать внутри культуры и воздействует на реальность ('возвращение вытесненного' в цивилизации). Подавление инстинктов осуществляется в культуре путем сублимации и репрессивной организации сексуальности (Эрос), переориентации на внешний мир (труд) и внутренний мир человека (совесть) - Танатос. Итогом репрессии инстинктов являются подавленный индивид (сверх-Я как интроекция господства в психике. Чувство вины за неповиновение) и репрессивная цивилизация (исторически - в первобытной орде бунт братьев против отца и отцеубийство. Чувство вины, раскаяние в содеянном и восстановление господства. Возвращение образа отца в религии.

По Маркузе, любая революция обречена на провал. После свержения господства и освобождения вскоре будет установлено новое господство). Основное подавление (базис культуры) усилено прибавочным - дополнительным принуждением со стороны социальной власти (господство). Рациональным основанием господства выступает факт нужды. Мир беден для полного удовлетворения человеческих потребностей, необходим труд как комплекс мер по приобретению средств удовлетворения. Согласно Маркузе, господство направлено на возвышение привилегированного положения определенной социальной группы и с этой целью поддерживает неравномерное распределение нужды и подавление. В индустриальном обществе контроль над индивидом осуществляется продолжительностью и содержанием труда, организацией досуга (манипулирование сознанием через СМИ и индустрию развлечений), материальными благами, внушением чувства вины и т.п.

Особую роль играет репрессивная организация сексуальности. Эрос ограничен подчинением функции произведения потомства (моногамный брак, табу на перверсии) и десексуализацией тела (приоритет генитальности, превращение тела в инструмент труда). В западной цивилизации репрессивны все сферы культуры, включая такую 'сопротивляющуюся' область, как философия (разум в философской традиции агрессивен, завоевывает и упорядочивает мир, главенствует над чувственностью). По мнению Маркузе, данная стратегия культуры фатальна. Прогресс цивилизации оборачивается увеличением подавления и организацией господства (иерархизация общества, господство представлено как рациональное и универсальное, власть приобретает черты безличности, увеличение отчуждения).

Репрессивная цивилизация в основном питается энергией, отнятой у Эроса (сублимация). Ослабляя инстинкт жизни, она тем самым усиливает и высвобождает деструктивные силы. Культура, основанная на подавлении, склонна к разрушению и агрессии и движется к самоуничтожению. В отличие от Фрейда, Маркузе считает репрессию не сущностной чертой цивилизации, но характеристикой существующей, исторически преходящей формы принципа реальности (принципа производительности). На современном этапе развития общества сложились предпосылки для перехода к лучшему типу цивилизации. Побеждена нужда, высокий уровень развития науки и техники отменяет необходимость изнурительного труда, господство устарело и стало иррациональным. Чтобы избежать гибели, западная цивилизация должна стать нерепрессивной - ликвидировать прибавочное подавление при удовлетворении человеческих потребностей.

В 'Э.иЦ.' Маркузе намечает основные контуры будущей модели культуры. На смену Прометею - символу принципа производительности - придут культурные герои 'нерепрессивного принципа реальности' Орфей и Нарцисс. Они гармонизируют отношения человека и природы, олицетворяют собой удовлетворение, игру, созерцание, радость, творчество и т.д. В них примирены Эрос и Танатос, преодолена противоположность между субъектом и объектом. Фантазия и искусство ('островки' принципа удовольствия в рамках репрессивной цивилизации, хранящие в себе память о счастливом доисторическом прошлом) выражают 'Великий Отказ' - протест против угнетения и несвободы. По Маркузе, в нерепрессивной цивилизации будут примирены принцип реальности и принцип удовольствия.

Ее основа - нерепрессивная сублимация. В условиях преодоления нужды и уничтожения господства сексуальность превратится в Эрос, труд станет свободной игрой человеческих способностей (либидозный труд). Появится новая мораль и установятся нерепрессивные общественные отношения. Эрос будет многократно усилен и ослабит разрушительные силы. Средства перехода к новой культуре - освобождение Эроса (новая чувственность и сексуальная мораль как победа над агрессией и виновностью) и полное отчуждение труда (автоматизированный труд освободит время для самореализации личности). Движущую силу грядущей революции, которая способна осуществить Великий Отказ, Маркузе видит в людях, стоящих 'вне системы' - маргиналах, протестующей молодежи, неангажированных интеллектуалах ('Политическое предисловие 1966 года')..

Значения в других словарях
Эразм Роттердамский

(Erasmus Roterodamus), или Дезидерий Эразм (Desiderius Erasmus), (настоящее имя Герард Герардсон) (1469-1536) - нидерландский гуманист, незаконнорожденный сын голландского священника, получил образование в Париже, затем преподавал в Кембридже. Там знакомится с Мором и становится его близким другом. В 1499 в Англии встречает Дж.Колета, видного богослова того времени, который побуждает направить его знания древних языков и литературы на изучение библейских текстов. Э.Р. Сыграл важную роль в подгот..

Эристическая Диалектика

Трактат Шопенгауэра, предметом которого выступает 'учение о свойственной человеку от природы страсти к спору'. Автор разграничивает понятия 'логика' и 'диалектика'. В его понимании логика предстает как наука о мышлении, т.е. Применении чистого разума, диалектика - как искусство беседы, в процессе которой сообщаются факты, высказываются мнения. Предметность логики определяется формами предложений, предметность диалектики -материей, или содержанием знания. При таком подходе логика конструируется a..

Этика

(греч. Ethika. От ethos - нрав, обычай, характер, образ мысли) - 1 ) на уровне самоопределения - теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни. 2) практически - на протяжении всей истории Э. - обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду (см. УНИВЕРСАЛИИ}. Добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д. В силу этого в традиционной культуре Э. Как те..

Юм

(Hume) Дэвид (1711-1776) - британский дипломат, историк, философ, публицист эпохи Просвещения. Сформулировал главные принципы новоевропейского агностицизма. Один из предтечей позитивизма. Основные философские сочинения. 'Трактат о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам' (1739-1740), 'Опыты' ('Эссе', 1741), 'Исследование о человеческом познании' (1748), 'Исследование о принципах морали' (1752), 'Диалоги о естественной религии' (опубликованы в ..

Дополнительный поиск Эрос И Цивилизация Эрос И Цивилизация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эрос И Цивилизация" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эрос И Цивилизация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 18 символа