Я

189

Фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление Я в онтогенетическом плане понимается в философии как социализация, в филогенетическом - совпадает с антропосоциогенезом. И если для архаических культур характерна неразвитость Я как социокультурного феномена (наиболее яркое проявление которой - неконституированность в соответствующем языке местоимения первого лица единственного числа. Наличие нескольких неэквивалентных контекстно употребляемых терминов или его отсутствие вообще, как в древнекитайском языке вэньянь, носители которого обозначали себя именем конкретного социального статуса или выполняемой ситуативной роли), то в зрелых культурах феномен Я эксплицитно артикулируется и обретает приоритетный статус (англ.

'I', пишущееся с большой буквы). Важнейшими вехами становления идеи и феномена Я явились в европейской культурной традиции космокритериальная трактовка человека в античной культуре ('человек есть мера всех вещей' по Протагору), остро персоналистическая артикуляция индивида в христианстве, антропоцентризм культуры Ренессанса, антиавторитаризм идеологии Реформации, личностный пафос романтизма, гуманизм новоевропейского Просвещения, оформление индивидуализма в рамках индустриальной модернизации. Однако центральным моментом в этом процессе выступает характерный для Европы христианский теизм с его напряженной артикуляцией личностного и индивидуального начала (индивидуальная душа как 'образ и подобие' остро персонифицированного Бога, открытого для субъект-субъектного диалога).

Экспликация эволюции содержания категории 'Я' фактически была бы изоморфна реконструкции историко-философской традиции в целом. В качестве основных масштабных векторов этого процесса могут быть обозначены экзистенциально-персоналистское и объективистски-социальное направления трактовки Я, в контексте оппозиции которых разворачивается классическая традиция интерпретации данной категории. Экзистенциально-персоналистское направление фокусирует внимание на внутреннем и, в первую очередь, духовном мире индивида. От древнеиндийского Атмана (санскр. 'я-сам') до неклассических концепций Я в неофрейдизме (концепция 'индивидуальной психологии' А.Адлера), экзистенциализме ('фундаментальный проект' индивидуального существования в философии Сартра), персонализме (личность как высшая ценность бытия 'между Богом и миром') и др., что задает интроспекцию как основной метод изучения Я (Дильтей).

Интегральной характеристикой концепций этого рода является рассмотрение Я как самодостаточного, трансцендентного по сути по отношению к другим Я и монологизирующего. Объективистски-социальное направление, напротив, ориентировано на трактовку Я в качестве элемента объективно сложившейся социальной системы. От наивного социального реализма античности до социологизма, мыслящего Я в качестве комбинации объективных социальных параметров ('зеркальное Я' у И.Кули и в интеракционизме Дж.Г.Мида, 'личность как совокупность общественных отношений' у Маркса) или соответствующих тому или иному социальному статусу ролей (в социометрии Дж.Морено), что задает методологию дедуктивного и однозначного выведения индивидуального поступка из общих социальных условий (объяснение 'социального социальным' у Э.Дюркгейма).

Я мыслится в рамках этого направления как включенное в социальную структуру и взаимодействия внутри нее и, следовательно, диалогизирующее, однако, диалог в данном случае оказывается подмененным объективным функционально-формальным взаимодействием (интеракцией), конституируясь вне исконно-глубинной индивидуально-духовной сущности индивида. Противостояние этих подходов органично снимается в философии постмодерна, синтетически соединившей означенные антропологические парадигмы. (К транзитивным моделям Я, конституирующимся на стыке классической дуальности и неклассического синтетизма, относится теория социального сравнения и самовыражения Я.Д.Бема.) В рамках современной философии оформляется 'философия диалога', исходящая из того, что ни объективизм, ни субъективизм не оказались способны исчерпывающе корректно осмыслить фундаментальные основания 'личностного бытия', и стремящаяся отыскать эти основания в 'феномене общения' (Левинас).

В рамках хайдеггеровской аналитики 'Вот-бытия' бытие Я как 'бытие-в-мире' является принципиально коммуникативным по своей сути. 'бытие-с' (со-бытие с Другим). В заданном контексте фигура Другого оказывается конституирующе значимой. Сам способ бытия индивида артикулируется Сартром как 'быть видимым Другими' (ср. 'Бытие и время' Хайдеггера и 'Время и Другой' Левинаса). В целом Я не есть онтологическая (субстанциальная) данность, но конституируется лишь в качестве 'отношения с Ты' (Бубер). По формулировке Сартра, 'мне нужен другой, чтобы целостно постичь все структуры своего бытия', т.е. Индивидуальное бытие как бытие Я 'в своем бытии содержит бытие другого', и в этом отношении 'бытие-с-Пьером' или 'бытие-с-Анной' является, по Сартру, 'конститутивной структурой моего конкретного бытия', и при этом 'мое бытие-для-другого, т.е.

Мое Я-объект не есть образ, отрезанный от меня и произрастающий в чужом сознании. Это вполне реальное бытие, мое бытие как условие моей самости перед лицом другого и самости другого перед лицом меня'. Именно 'опыт Ты' как последовательное восхождение к открытости общения вплоть до признания Другого равным участником диалога и как основа 'открытости и свободного перетекания Я в Ты' (Гадамер) является основополагающим для становления подлинного Я. Таким образом, 'кто-нибудь, говорящий 'Я', направляется к другому человеку' (Левинас). В этом контексте важно, что коммуникация несводима к информационному обмену, - она может и должна быть истолкована как экзистенциально значимая, ибо 'является одновременно процессом достижения согласия' (Апель), а 'духовная реальность языка есть реальность духа, которая объединяет 'Я и Ты' (Гадамер).

И если для философской классики типична характеристика индивидуального сознания через его интенциональность как направленность на объект, то для философии второй половины 20 в. Центральной становится его характеристика через стремление к другому как фундаментальное 'Метафизическое Желание' (Левинас), воплощенное даже в векторности речевой практики ('говорить - это значит говорить кому-нибудь' у Гадамера) и внутренней структуре языка (Левинас о 'звательном падеже' как репрезентации 'Метафизического Желания'). Именно 'опыт Ты' задает возможность выхода индивидуальности за пределы собственного существования (трансценденция за пределы экзистенции), организует процесс интериоризации феномена 'мы' и формирования на этой основе как 'личности и человечности' ('иначе, чем быть'), так и рефлексивного 'распознавания Самости' (Левинас).

Рефлексия как основа и исток самотождественности личности (ее самость) 'происходит из интериорного измерения'. 'в бытии того же самого, - в бытии себя самого, в отождествлении интериорного мира' (Левинас). И на самом дне Другого - как финал и результат коммуникации - субъект обретает самого себя, 'игра речей и ответов доигрывается во внутренней беседе души с самой собой' (Гадамер), - коммуникация конституируется как рефлексивная. 'двойником. Является моя самость, которая покидает меня как удвоение другого' (Делез). Но и сам Другой конституируется в этом контексте как собственное бессознательное, понятое как 'голос Другого' (Лакан), артикулирующийся 'через конституирование самим Я' (Делез). Многократное зеркальное удвоение этой обоюдности задает ситуацию тотального квазидиалога, в котором находят свое разрешение и говорение бытия (как бытия Других) устами Я, и взаиморезонирующее конституирование параллельных Я, каждое из которых возможно лишь как оборотная сторона возможности быть Другим для другого Я.

Таким образом, атрибутивной и фундаментально конституирующей характеристикой Я выступает его самовыстраивание в контексте оппозиционного отношения с не-Я. Объектом (природным 'оно') или объективированной социальной средой в классической философии, зиждящейся на рефлексивном осмыслении субъект-объектной процедуры, и бытием Другого в постмодернизме, несущей семантической структурой которого выступает процедура субъект-субъектного отношения..

Значения в других словарях
Я

I тридцать третья и последняя буква русского алфавита. До реформы русского алфавита (1917—18) за буквой «Я» следовали ещё «. ..

Я

Я - последняя, тридцать третья буква русского алфавита. Восходит к юсу малому . (см. Юсы).. ..

Я

Последняя, тридцать третья буква русского алфавита. Восходит к юсу малому.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Я

Я, я [я], последняя, тридцать третья буква русского алфавита. Восходит к букве кириллицы ("юс малый").. ..

Я

Без меня меня женили. Разг. Шутл. О ситуации, когда кому-л. Поручено что-л. Без его ведома, согласия. БТС, 302. ФСС, 70. Жук. 1991, 39. СПП 2001, 83.. ..

Я

ЯАвторы по алфавиту - Я Якобс * Ли Якокка. Iacocca. * Ясперс Карл (Jaspers)(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru). ..

Я

Местоимение личное первого лица един. Ч., во мн. Ч. Мы. То же, что назвать самого себя по имени, стар. Яз, церк. Аз. Я-то я, да ты-то что ж. Я ли, не я ли. Похвальба. Мир вам, и я к вам. Послужи на меня, а я на тебя. Мне что до тебя. Я знаю себя. Где ты, где я (кой-где, мало, редко). Я не я, и котомка не моя. Не я бью, сам себя бьешь. Сперва ты меня повози, а там я на тебе поезжу. Сегодня мне, завтра тебе. Поживешь - увидишь, да и мне скажешь. Ни на себя, ни на людей. Ни себе, ни людям. Ни подо ..

Я

1. БукваТридцать третья буква русского алфавита.2. Ср. Нескл.1) Употр. При обозначении сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире как личности.2) Употр. При противопоставлении человека окружающей среде.3) Употр. При обозначении субъекта (в философии).3. Местоим.1) Употр. При обозначении говорящим самого себя.2) Употр. При обозначении одного, отдельного человека в противоположность нескольким, многим.. ..

Я

Меня, мне. Меня, мной(-ю), обо мне, мест. Личн. 1. Л. Ед. Ч. 1. Служит для обозначения говорящим самого себя. Я мыслю, следовательно, существую. Если не я, то кто же?. ..

Я

Нескл., ср. Название буквы "я", неточное обиходное название звука "а" с предшествующей мягкостью согласного или с йотацией и др. Значения. Ср. А 1.. ..

Я

(местоимение). Общеслав. Возникло из яз, представляющего собой йотированную форму азъ, см. А (1)}} (буква). Слово носит индоевропейский характер. Ср. Латыш. Es, арм. Es, англ. I и т. Д. Первоначальное азъ изменилось в я по аналогии с односложными ты, . ..

Я

I тридцать третья буква др.-русск. Алфавита, первонач. Писавшаяся как ɪа. То же самое сочетание звуков в др.-русск. Обозначалось с помощью ѧ, первонач. – знак для носового гласного ę, который уже в Х в. Совпал фонетически с ᾽а. В качестве числового обозначения ѧ употребляется наряду с ц начиная с конца ХIV в. Как знак для 900. См. Срезн. III, 1677 и сл.II в качестве приставки с ослабляющим или приблизительным оттенком знач. Ср. Русск.-цслав. Ябрѣдие ἀκρίδες, Экклезиаст (ХVI в.), наряду с цслав...

Я

Фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление Я в онтогенетическом плане понимается в философии как социализация, в филогенетическом - совпадает с антропосоциогенезом. И если для архаических культур характерна неразвитость Я как социокультурного феномена (наиболее яркое проявление которой - неконституированность в соответствующем языке местоимения первого лица единственного числа. Наличие нескольких неэквивал..

Я

Это был учебный проект московской рок-гимназии, в котором участвовали ее выпускники и педагоги. В первый состав вошли. Основатель рок-гимназии Сергей Задора (вокал, экс-"Страйкъ"), Андрей "Звездный" Голованов (гитара, экс-"Страйкъ". "Легион"), Алексей Харьков (бас-гитара. "Русская Америка"), Сергей Еранов (барабаны, "Агара"). Первый концерт был дан 23 октября 1998 года. Затем место гитариста занял учащийся рок-гимназии Сергей Бокарев, а барабанщик С. Еранов покинул "Агару" и полностью отдался пр..

Я

Тот аспект личности, который представляет знание о себе. Компонент, который, в терминологии Уильяма Джемса, "осознает "меня". См. Самость, особенно 2.. ..

Юнг

(Jung) Карл Густав ( 1875-1961) - швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры. Основатель аналитической психологии. Доктор наук (1902, тема исследования - 'О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов'), профессор университетов в Цюрихе (1933-1941) и Базеле (1942). В 1911-1914 - Президент Международного психоаналитического общества. Основные сочинения. 'О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов' (1902), 'О психологии. Dementia prae cox' (1907), 'Транс..

Юстин Философ

Философ (Ю.-мученик) (lustin) (умер около 165) - раннехристианский богослов и философ, представитель ранней патристики (см. ПАТРИСТИКА). Основные сочинения. 'Против всех ересей', 'Лирник', 'Первая и вторая апологии', 'Разговор с Трифоном-иудеем', а также 'Против Маркиона' (сохранилось во фрагментах), 'К эллинам', 'Обличение', 'О божественном единодержавии' (не сохранились). Родился в Сихеме, в семье греческого колониста, принадлежащей к состоятельной провинциальной аристократии, что позволило ем..

Я И Ты

('Ich und Du'. Berlin, 1923. Есть переиздания. Рус. Перев., 1993, 1995) - книга Бубера, в которой он впервые изложил свою основную интуицию, в той или иной степени присутствующую во всех его последующих работах. Суть этой интуиции, послужившей основанием для разработки одного из наиболее популярных вариантов диалогического принципа, заключается в уверенности, что между отношением к Богу и отношением к ближнему существует тесная связь. После выхода книги в свет имя Бубера стало едва ли не главным..

Язык

Сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность его интерсубъективности, процессуального разворачивания в пространственно-временных формах и рефлексивного осмысления. Я. Выполняет в системе общества такие функции, как. 1) экспрессивная. 2) сигнификативная. 3) когнитивная. 4) информационно-трансляционная. 5) коммуникативная. Аналитизм Я. (дискрет..

Я

Я - фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление Я в онтогенетическом плане понимается в философии как социализация, в филогенетическом - совпадает с антропосоциогенезом. И если для архаических культур характерна неразвитость Я как социокультурного феномена (наиболее яркое проявление которой - неконституированность в соответствующем языке местоимения первого лица единственного числа. Наличие нескольких неэкв..

Я

Фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление Я в онтогенетическом плане понимается в философии как социализация, в филогенетическом - совпадает с антропосоциогенезом. И если для архаических культур характерна неразвитость Я как социокультурного феномена (наиболее яркое проявление которой - неконституированность в соответствующем языке местоимения первого лица единственного числа. Наличие нескольких неэквивал..

Дополнительный поиск Я Я

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Я" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Я, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 1 символа