Азербайджан
Азербайджанская Республика(Azərbaycan Respublikasi) — гос-во на Юж. Кавказе. Столица — Баку. Офиц. Яз. — азербайджанский. Терр. 86,6 тыс. Кв. Км. Нас. 7,9 млн. Чел. Мусульмане — 93,4% (из них 60% шиитов, 40% суннитов), православные — 2,5%, иудаисты — 0,3%. Существуют катол. И протест. Общины, а также др. Рел. Движения.А., в настоящее время являющийся ареалом распространения ислама, исторически прошел этапы офиц. Принятия в качестве гос. Религий зороастризма, а затем христианства.На территории совр. А. В древности существовало гос-во Албания (Агвания) Кавказская. В первых веках н.э. В Албании Кавказской появились христ. Миссионеры из Иерусалима и Сирии и были созданы первые христ. Общины. Второй период христианизации А. Связан с именами Григория Просветителя и албан.
Царя Урнайра (IV в.). Быстрое распространение христианства было приостановлено с возвышением Сасанидской династии в Персии, офиц. Религией которой был зороастризм. В 313 албан. Царь Урнайр объявил христианство гос. Религией, рассчитывая объединить разноплеменное гос-во и противостоять зороастрийской Персии. Эту политику продолжали и его преемники. По свидетельству историка X в. Моисея Каланкатуйского албан. Цари Аршакиды — Урнайр, Ваче II, Вачаган III — вели борьбу с различными местными языческими верованиями. Монарх и феодальная знать Албании Кавказской создали материальную базу Албанской Церкви, к клиру которой перешла значительная часть земель и богатств языческих храмов. В пользу Церкви также взималась церк. Десятина со всего населения.
Албан. Правители пытались уравнять христ. Духовенство со светской знатью, создав наряду со светским судом церковный. К кон. IV в. В Албании Кавказской уже сложилась церк. Иерархия и Церковь стала независимой (автокефальной).После Халкидонского собора (451) произошел окончательный отход Албан. Церкви от Византии и сформировалось монофизитское направление (монофизитство) ее богословия. Патриархи албан. Католикосата с 551 носили титул католикосов Албании, Лпинии и Чола. Центром Албан. Церкви в IV в. Была столица Кабала, а с V в. — новопостроенная столица Партав (Барда). В кон. VI — нач. VII в. В связи с усилением в Закавказье полит. Влияния Византии Албанская Церковь приняла халкидонское вероучение. После завоевания Закавказья арабами в нач.
VIII в. Албан. Церковь при активном содействии Армян. Церкви (Армения) порвала с халкидонским вероучением. Арабский халифат подчинил Албан. Церковь Армянской Церкви. После падения Албанского гос-ва (705) началась деэтнизация населения. Принявшие ислам ассимилировались тюркоязычными племенами, исповедующие христианство монофизитского толка сближались с армянами, а последователи халкидонского вероучения — с грузинами. Сохранившиеся албаны — удины (проживающие в горных районах) сумели противостоять этим процессам и сохранить свою самобытность.С нач. XIV в. Усилиями многочисл. Миссий доминиканцев, францисканцев, кармелитов и августинцев в А. Стало распространяться католичество. В 1320 Баку и др. Города А. Посетил франц. Миссионер Журден Катали де Северак, а чуть позже — францисканец Одорик Порденонский.
Именно в это время начинают появляться в регионе многочисл. Катол. Миссии. В самых крупных городах А. — Баку, Шемахе, Гяндже, Нахичевани — были основаны катол. Монастыри, миссии и школы. В одной только Нахичевани того периода было 12 катол. Монастырей. Особую роль в распространении католичества в Юж. И Сев. А. Сыграл франц. Король Людовик XIV, обратившийся к шаху Султан-Хусейну со специальным посланием, в котором призывал шаха милосердно относиться к христ. Подданным. Аналогичные послания были отправлены шаху и Папой Климентом XI. В результате были подписаны два франко-перс. Договора (1708 и 1715). Согласно первому из них, катол. Миссионерам и их пастве из числа местного населения разрешалось свободно исповедовать и проповедовать католичество на терр.
Ирана и А., катол. Миссии также брались под защиту местных властей. В ист. Документах сохранились многочисл. Примеры благотворительной, переводческой и врачебной деятельности катол. Миссионеров. Вместе с тем миссион. Деятельность часто наталкивалась на противодействие мусульм. Населения и представителей Армян. Церкви, усматривавших в католиках своих основных конкурентов. Известны случаи избиения и даже убийств катол. Миссионеров. В 1680-х вслед за франц. И нем. Миссионерами в регионе появились миссии польск. Иезуитов (первая из них — в Гяндже).В XVI–XVII вв. Терр. А., входившего в состав Персии, периодически подвергалась нападениям со стороны Османской империи. В эту же эпоху началась рус. Экспансия в прикаспийских странах. Борьба России за влияние в Закавказье продолжалась два столетия, пока по Туркманчайскому договору (1828) терр.
Совр. А. Не вошла в состав Российской империи. В 1836 Россия упразднила самостоятельность Албан. Церкви на терр. А. И подчинила ее Армянской Апост. Церкви Эчмиадзина. Наследники албан удины проживают до наст. Времени в Огузском и Кабалинском районах А. (оставшись верными древним традициям и не приняв вероучения Армян. Церкви) и в с. Октембери в Грузии.В нач. XIX в. Под влиянием хилиастических (хилиазм) пророчеств (в частности, Юнг-Штиллинга) тысячи нем. Протестантов устремились на Кавказ, где они собирались основать Новый Иерусалим и ожидать Второго пришествия Иисуса Христа. В 1816 сорок семей протест. Общины по приглашению имп. Александра I двинулись на Кавказ и были размещены в Елизаветпольской губ. Недалеко от г. Гянджи. В 1819 вюртембергские колонисты основали в А.
Первую нем. Колонию Еленендорф (ныне Ханлар), а в 40 км от нее другую — Анненфельд (ныне Шамкир). В 1897 в Бакинской губ. Проживало уже 3430, а в Елизаветпольской — 3194 немцев.После завоевания А. Россией поселение в этом регионе представителей русского и др. Народов, исповедующих христианство, стало причиной возведения здесь правосл. Храмов и молитвенных домов. После заключения в 1813 Гюлистанского договора в Баку и других районах А. Начался рост числа христиан, особенно русских, за счет военных, чиновников, их семей и переселяемых из центр. Районов России старообрядцев, а также молокан и др. Сектантов. 1.01.1815 главнокомандующий рус. Войсками в Шемахинской губ. Генерал Н.Ф. Ртищев принял решение открыть в Баку первую рус.
Правосл. Церковь, освященную в честь св. Николая. Кроме собора Св. Николая и самой большой правосл. Церкви Закавказья — храма Св. Александра Невского — в Баку имелось 7 приходских правосл. Церквей и часовен. До 1920 Рус. Правосл. Церковь А. Подчинялась экзархату Грузии.Во 2-й пол. XIX в. В Баку в связи с развитием нефтяной промышленности и притоком рабочей силы началось сооружение новых христ. Храмов различных конфессий. По некоторым сведениям, катол. Община существовала в Баку с 1860-х. К дек. 1894 был построен приходский дом, в котором разместилась квартира священника и была устроена часовня Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии. Однако из-за отсутствия офиц. Регистрации прихода здание было сочтено возведенным незаконно и конфисковано.
Ок. Года свящ. Конрад Келлер совершал богослужения в арендуемой квартире, пока они не были запрещены властями. После того как в 1900 власти дали согласие на создание бакинского катол. Прихода, был начат сбор средств на постройку церкви Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии. В 1909–12 была построена катол. Церковь в неоготическом стиле. К 1917 в единственном катол. Приходе А. (в Баку) насчитывалось 2550 верующих, большинство из которых были иностранцами.После большевистского апрельского переворота 1920 и установления сов. Власти в А. Все рел. Организации стали подвергаться постоянно нараставшему давлению со стороны властей. В 1920–30-е прошли массовые репрессии против духовенства, были закрыты многие храмы, репрессированы и высланы десятки тыс.
Священнослужителей и простых верующих. В 1931 катол. Церковь в Баку была разрушена, а администратор прихода свящ. Стефан Демуров (1871–1938) в 1937 арестован. В А. Остались лишь 4 правосл. И одна армян. Церковь.В 1991 А. Провозгласил независимость. В 1992 в Баку были предприняты попытки возродить катол. Приход. В 1995–96 бакинскую катол. Общину посещал секретарь Представительства Св. Престола в Грузии о. Тымон Хмелецкий. В авг. 1997 в Баку прибыл о. Ежи Пилусь, ставший настоятелем местной катол. Общины, насчитывавшей в 1998 ок. 50 чел., и капелланом общины иностранцев-католиков, проживающих в Баку. В нояб. 2000 в А. Основана миссия sui iuris, которую возглавил салезианец о. Й.Д. Правда.Лит-ра. Каганкатваци М. История Агван. СПб., 1861. Орманиан М. Армянская Церковь.
М., 1913. Гош Мхитар. Албанская хроника. Баку, 1960. Шанидзе А.Г. Язык и письмо кавказских албанцев // Вестник Отдела обществ. Наук АН Груз. ССР 1 (1960). Ашурбейли С.Б. Католические миссионеры в Азербайджане в XVIII в. // Средневековый Восток. М., 1980, с. 20–28. Актуальные проблемы изучения и создания письменных исторических источников. Тбилиси, 1982. Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании. Баку, 1984. Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. Мамедова Ф. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986. Dowsett C.I. The History of the Caucasian Albanians by Movses Dasxuranci. L., 1961. Swietochowski T., Collins B.C. Historical Dictionary of Azerbaijan. L., 1999..
Дополнительный поиск Азербайджан
На нашем сайте Вы найдете значение "Азербайджан" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Азербайджан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 11 символа