Азербайджан

122

Азербайджанская Республика(Azərbaycan Respublikasi) — гос-во на Юж. Кавказе. Столица — Баку. Офиц. Яз. — азербайджанский. Терр. 86,6 тыс. Кв. Км. Нас. 7,9 млн. Чел. Мусульмане — 93,4% (из них 60% шиитов, 40% суннитов), православные — 2,5%, иудаисты — 0,3%. Существуют катол. И протест. Общины, а также др. Рел. Движения.А., в настоящее время являющийся ареалом распространения ислама, исторически прошел этапы офиц. Принятия в качестве гос. Религий зороастризма, а затем христианства.На территории совр. А. В древности существовало гос-во Албания (Агвания) Кавказская. В первых веках н.э. В Албании Кавказской появились христ. Миссионеры из Иерусалима и Сирии и были созданы первые христ. Общины. Второй период христианизации А. Связан с именами Григория Просветителя и албан.

Царя Урнайра (IV в.). Быстрое распространение христианства было приостановлено с возвышением Сасанидской династии в Персии, офиц. Религией которой был зороастризм. В 313 албан. Царь Урнайр объявил христианство гос. Религией, рассчитывая объединить разноплеменное гос-во и противостоять зороастрийской Персии. Эту политику продолжали и его преемники. По свидетельству историка X в. Моисея Каланкатуйского албан. Цари Аршакиды — Урнайр, Ваче II, Вачаган III — вели борьбу с различными местными языческими верованиями. Монарх и феодальная знать Албании Кавказской создали материальную базу Албанской Церкви, к клиру которой перешла значительная часть земель и богатств языческих храмов. В пользу Церкви также взималась церк. Десятина со всего населения.

Албан. Правители пытались уравнять христ. Духовенство со светской знатью, создав наряду со светским судом церковный. К кон. IV в. В Албании Кавказской уже сложилась церк. Иерархия и Церковь стала независимой (автокефальной).После Халкидонского собора (451) произошел окончательный отход Албан. Церкви от Византии и сформировалось монофизитское направление (монофизитство) ее богословия. Патриархи албан. Католикосата с 551 носили титул католикосов Албании, Лпинии и Чола. Центром Албан. Церкви в IV в. Была столица Кабала, а с V в. — новопостроенная столица Партав (Барда). В кон. VI — нач. VII в. В связи с усилением в Закавказье полит. Влияния Византии Албанская Церковь приняла халкидонское вероучение. После завоевания Закавказья арабами в нач.

VIII в. Албан. Церковь при активном содействии Армян. Церкви (Армения) порвала с халкидонским вероучением. Арабский халифат подчинил Албан. Церковь Армянской Церкви. После падения Албанского гос-ва (705) началась деэтнизация населения. Принявшие ислам ассимилировались тюркоязычными племенами, исповедующие христианство монофизитского толка сближались с армянами, а последователи халкидонского вероучения — с грузинами. Сохранившиеся албаны — удины (проживающие в горных районах) сумели противостоять этим процессам и сохранить свою самобытность.С нач. XIV в. Усилиями многочисл. Миссий доминиканцев, францисканцев, кармелитов и августинцев в А. Стало распространяться католичество. В 1320 Баку и др. Города А. Посетил франц. Миссионер Журден Катали де Северак, а чуть позже — францисканец Одорик Порденонский.

Именно в это время начинают появляться в регионе многочисл. Катол. Миссии. В самых крупных городах А. — Баку, Шемахе, Гяндже, Нахичевани — были основаны катол. Монастыри, миссии и школы. В одной только Нахичевани того периода было 12 катол. Монастырей. Особую роль в распространении католичества в Юж. И Сев. А. Сыграл франц. Король Людовик XIV, обратившийся к шаху Султан-Хусейну со специальным посланием, в котором призывал шаха милосердно относиться к христ. Подданным. Аналогичные послания были отправлены шаху и Папой Климентом XI. В результате были подписаны два франко-перс. Договора (1708 и 1715). Согласно первому из них, катол. Миссионерам и их пастве из числа местного населения разрешалось свободно исповедовать и проповедовать католичество на терр.

Ирана и А., катол. Миссии также брались под защиту местных властей. В ист. Документах сохранились многочисл. Примеры благотворительной, переводческой и врачебной деятельности катол. Миссионеров. Вместе с тем миссион. Деятельность часто наталкивалась на противодействие мусульм. Населения и представителей Армян. Церкви, усматривавших в католиках своих основных конкурентов. Известны случаи избиения и даже убийств катол. Миссионеров. В 1680-х вслед за франц. И нем. Миссионерами в регионе появились миссии польск. Иезуитов (первая из них — в Гяндже).В XVI–XVII вв. Терр. А., входившего в состав Персии, периодически подвергалась нападениям со стороны Османской империи. В эту же эпоху началась рус. Экспансия в прикаспийских странах. Борьба России за влияние в Закавказье продолжалась два столетия, пока по Туркманчайскому договору (1828) терр.

Совр. А. Не вошла в состав Российской империи. В 1836 Россия упразднила самостоятельность Албан. Церкви на терр. А. И подчинила ее Армянской Апост. Церкви Эчмиадзина. Наследники албан удины проживают до наст. Времени в Огузском и Кабалинском районах А. (оставшись верными древним традициям и не приняв вероучения Армян. Церкви) и в с. Октембери в Грузии.В нач. XIX в. Под влиянием хилиастических (хилиазм) пророчеств (в частности, Юнг-Штиллинга) тысячи нем. Протестантов устремились на Кавказ, где они собирались основать Новый Иерусалим и ожидать Второго пришествия Иисуса Христа. В 1816 сорок семей протест. Общины по приглашению имп. Александра I двинулись на Кавказ и были размещены в Елизаветпольской губ. Недалеко от г. Гянджи. В 1819 вюртембергские колонисты основали в А.

Первую нем. Колонию Еленендорф (ныне Ханлар), а в 40 км от нее другую — Анненфельд (ныне Шамкир). В 1897 в Бакинской губ. Проживало уже 3430, а в Елизаветпольской — 3194 немцев.После завоевания А. Россией поселение в этом регионе представителей русского и др. Народов, исповедующих христианство, стало причиной возведения здесь правосл. Храмов и молитвенных домов. После заключения в 1813 Гюлистанского договора в Баку и других районах А. Начался рост числа христиан, особенно русских, за счет военных, чиновников, их семей и переселяемых из центр. Районов России старообрядцев, а также молокан и др. Сектантов. 1.01.1815 главнокомандующий рус. Войсками в Шемахинской губ. Генерал Н.Ф. Ртищев принял решение открыть в Баку первую рус.

Правосл. Церковь, освященную в честь св. Николая. Кроме собора Св. Николая и самой большой правосл. Церкви Закавказья — храма Св. Александра Невского — в Баку имелось 7 приходских правосл. Церквей и часовен. До 1920 Рус. Правосл. Церковь А. Подчинялась экзархату Грузии.Во 2-й пол. XIX в. В Баку в связи с развитием нефтяной промышленности и притоком рабочей силы началось сооружение новых христ. Храмов различных конфессий. По некоторым сведениям, катол. Община существовала в Баку с 1860-х. К дек. 1894 был построен приходский дом, в котором разместилась квартира священника и была устроена часовня Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии. Однако из-за отсутствия офиц. Регистрации прихода здание было сочтено возведенным незаконно и конфисковано.

Ок. Года свящ. Конрад Келлер совершал богослужения в арендуемой квартире, пока они не были запрещены властями. После того как в 1900 власти дали согласие на создание бакинского катол. Прихода, был начат сбор средств на постройку церкви Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии. В 1909–12 была построена катол. Церковь в неоготическом стиле. К 1917 в единственном катол. Приходе А. (в Баку) насчитывалось 2550 верующих, большинство из которых были иностранцами.После большевистского апрельского переворота 1920 и установления сов. Власти в А. Все рел. Организации стали подвергаться постоянно нараставшему давлению со стороны властей. В 1920–30-е прошли массовые репрессии против духовенства, были закрыты многие храмы, репрессированы и высланы десятки тыс.

Священнослужителей и простых верующих. В 1931 катол. Церковь в Баку была разрушена, а администратор прихода свящ. Стефан Демуров (1871–1938) в 1937 арестован. В А. Остались лишь 4 правосл. И одна армян. Церковь.В 1991 А. Провозгласил независимость. В 1992 в Баку были предприняты попытки возродить катол. Приход. В 1995–96 бакинскую катол. Общину посещал секретарь Представительства Св. Престола в Грузии о. Тымон Хмелецкий. В авг. 1997 в Баку прибыл о. Ежи Пилусь, ставший настоятелем местной катол. Общины, насчитывавшей в 1998 ок. 50 чел., и капелланом общины иностранцев-католиков, проживающих в Баку. В нояб. 2000 в А. Основана миссия sui iuris, которую возглавил салезианец о. Й.Д. Правда.Лит-ра. Каганкатваци М. История Агван. СПб., 1861. Орманиан М. Армянская Церковь.

М., 1913. Гош Мхитар. Албанская хроника. Баку, 1960. Шанидзе А.Г. Язык и письмо кавказских албанцев // Вестник Отдела обществ. Наук АН Груз. ССР 1 (1960). Ашурбейли С.Б. Католические миссионеры в Азербайджане в XVIII в. // Средневековый Восток. М., 1980, с. 20–28. Актуальные проблемы изучения и создания письменных исторических источников. Тбилиси, 1982. Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании. Баку, 1984. Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. Мамедова Ф. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986. Dowsett C.I. The History of the Caucasian Albanians by Movses Dasxuranci. L., 1961. Swietochowski T., Collins B.C. Historical Dictionary of Azerbaijan. L., 1999..

Значения в других словарях
Азербайджан

IАзербайджа́н см. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.IIАзербайджа́н («Азербайджа́н»,) ежемесячный литературный и общественно-политический журнал. Орган СП Азербайджанской ССР. Издаётся в Баку с 1923. Менял название. В 1923 — 27 «Маариф вэ мэдэниjjэт» («Просвещение и культура»), в 1928—36 (№ 1—5) «Ингилаб вэ мэдэниjjэт» («Революция и культура»), в 1936—41 «Ревоаjycnja вэ культура» («Революция и культура»), в 1941—46 «Вэтэн угрунда» («За родину»), в 1946—52 «Ингилаб вэ мэдэниjjэ..

Азербайджан

АЗЕРБАЙДЖАН (Азербайджанская республика - Азербайджан Республикасы), государство в восточной части Закавказья. На востоке омывается Каспийским м. 86,6 тыс. Км². Население 7398 тыс. Человек (1993), городское 54%. Азербайджанцы (5805 тыс. Человек. 1989, перепись), армяне, русские и др. Официальный язык - азербайджанский. Верующие в основном мусульмане-сунниты. Столица - Баку. Глава государства президент. Высший законодательный орган - парламент (меджлис). В составе Азербайджана - Нахичеванская..

Азербайджан

АЗЕРБАЙДЖАН (Азербайджанская республика>), государство> в восточной части Закавказья, омывается Каспийским морем. Площадь> 86,6 тыс. Км2. Население> 7136,6 тыс. Человек>, городское 53%. Азербайджанцы> (82,6%), армяне> (5,6%), русские> (5,6%) и др. Официальный язык - азербайджанский. Большинство верующих - мусульмане. Глава> государства - президент>. Законодательный орган> - парламент> (милимеджлис). Столица> - Баку. 61 район>, 65 городов, 122 поселка городского типа. В составе Азербайджана - Нах..

Азербайджан

Азербайджанская Республика, государство на западе Азии, в Закавказье. Площадь - 86,6 тыс. Кв. Км. Граничит на севере с Россией, на северо-западе с Грузией, на западе с Арменией, на юге с Ираном, на востоке омывается Каспийским морем. Азербайджаном называется также историческая область Ирана, расположенная к югу от р.Аракс, по которой проходит граница между двумя государствами. Население по обе стороны границы говорит на одном и том же тюркском языке, исповедует одну и ту же религию - ислам, а та..

Азербайджан

Страна огней. ..

Азербайджан

Азербайджа́н ист. Область, прилегающая к Каспийскому морю и занимающая часть Кавказа и сев.-зап. Часть Ирана [ныне на территории этой области расположена Азербайджанская ССР и северо-западная часть Ирана. – Ред.]. Азербайджа́нцы (мн.) – тюркское население этих областей. Из нов.-перс. Aðarbaðegān, др.-араб. Azerbeidžân, сир. Āðorbāigān, откуда ср.-греч. 'Αδαρβιγάνα, арм., ср.-перс. Āturpātakān. См. Хюбшман, Pers. Stud. 189, 239. Маркварт, Szinnyei-Festschr. 83. Андреас у Паули-Виссова. Adarbig..

Азербайджан

(Азербайджанская Республика)в соответствии с Конституцией, принятой 12 ноября 1995 г. Путем референдума, - демократическая, правовая, светская, унитарная республика. Государственным языком является азербайджанский язык. А. Обеспечивает свободное использование и развитие других языков, на которых говорит население. Столица - г. Баку. Единственным источником государственной власти в А. Является его народ. Он состоит из граждан А-, проживающих на территории А. И за его пределами, рассматривающихся ..

Азербайджан

Государство на В. Закавказья, на побережье Каспийского моря. Пл. 86,6 тыс. Км², население ок. 7,8 млн. Чел. (2001), делится на 61 район. Столица – г. Баку. В составе – Нахичеванская Автономная Республика и де-юре Нагорный Карабах. Глава гос-ва – президент, парламент – Милли Меджлис. Республика Нагорный Карабах фактически вышла из состава А. В древности б. Ч. Территории А. Называлась Албанией. В сред. Века неоднократно подвергалась вторжениям, в конце XVI в. – объект борьбы между Ираном и Турцией..

Азербайджан

Азербайджанская Республика, гос-во в Закавказье Впервые упоминается у др.-греч. И латин. Авторов как Атропатена. В Иран, источнике III в. Атурпатакан. У более поздних перс, географов Адарбадаган (Азарбадаган), в араб, источниках Адарбаиджан или Азарбаиджан. Последний вариант названия объясняют из перс, как 'собирающий огонь'. (азар - 'огонь', бадаган - 'собирающий') и связывают с древним культом поклонения огню.. ..

Адриан VI

(Hadrianus), Адриан Флóренс (Adrian Florensz) — Папа Римский (9.01.1522–14.09.1523). Род. 2.03.1459, Утрехт (Голландия), ум. В Риме.В 1474 поступил на филос. Ф-т Лувенского ун-та, после окончания которого продолжил обучение на ф-тах богословия и канон. Права. Защитив докторскую диссертацию в 1491, он начал преподавать в Лувенском ун-те. Будучи проф. Богословия, а затем ректором, А. Учредил на собственные средства стипендии для бедных студентов. Среди его учеников были Эразм Роттердамский и др. И..

Адриан Никомидийский

(греч. Άδριανός, лат. Hadrianus), св. Род. Во 2-й пол. III в., ум. В нач. IV в., Никомидия (совр. Измит, Турция).Претерпел мученическую смерть за Христа при имп. Максимиане (286–305), соправителе имп. Диоклетиана. Согласно Мартирологу Иеронима, А. Был рим. Офицером. Став свидетелем мужественного исповедания веры 23 христианами, сам принял христианство, за что вместе с ними был брошен в тюрьму, а потом казнен. Жена А., Наталия, в тюрьме поддерживала своего мужа и стала свидетельницей его кончины...

Азия

Самая большая часть света. Терр. 43,4 млн. Кв. Км. Нас. 3593 млн. Чел. А. — колыбель всех крупнейших религий мира — индуизма, буддизма, иудаизма, христианства и ислама, а также зороастризма, джайнизма, сикхизма, даосизма, конфуцианства, синтоизма и др. Миллионы жителей А. До сих пор принадлежат к примитивным, анимистическим религиям (анимизм). Несмотря на то что христианство возникло в А., его рост в этой части света был медленным и поздним (за исключением стран Ближнего Востока). Причины этого ..

Азов

Город в РФ, районный центр в Ростовской обл., речной и морской порт. Нас. 80,7 тыс. Чел. (1996).В X–XII в. На месте А. Существовало слав. Поселение в составе Тмутараканского княжества. В XIII–XV вв. А. Являлся одним из главных пунктов венецианской и генуэзской торговли с Персией, Индией и Китаем и одновременно центром Танcкой епархии (Тана). Через этот город проходили пути миссионеров, направлявшихся в столицу Золотой Орды и далее в Китай. В 1395 А. Был разрушен войсками Тимура, в 1471 захвачен ..

Азербайджан

Азербайджанская Республика, гос-во в Закавказье. В составе А. — Нахичеванская Авт. Республика. С 1923 в состав А. Входила Нагорно-Карабахская авт. Обл. В нояб. 1991 ВС республики принял решение о ликвидации статуса ИКАО. Пл. 86,6 тыс. Кмг. Нас. 7038 тыс. Чел. (1989). Столица — Баку.В 1989 на 1000 чел. В возрасте от 15 лет и старше приходилось 878 чел. С высш. И средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 770 чел.). В нар. Х-ве республики в 1989 занято 608 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 32..

Дополнительный поиск Азербайджан Азербайджан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Азербайджан" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Азербайджан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 11 символа