Bah говэй
Ван Цзинъань, Ван Гуаньтан.1877, уезд Хайнин пров. Чжэцзян,- 1927, Пекин.Историк, филолог (один из первых дешифровщиков древних гадательных надписей), лит. Критик, философ, поэт, первый историк кит. Театра.В нач. Века сотрудничал в изданиях реформаторов, критиковал утилитаризм в просвещении, выступал за введение в школах и ун-тах курса европ. Филос. Мысли. До антимонархич. Синьхайской революции 1911 - 12 находился под влиянием нем. Философии 18 - 19 вв. Предмет философии, по В.Г.,- поиски смысла жизни, универсальных и вечных истин, в раскрытии к-рых философия и искусство равноценны. Подвергал критике ориентацию философии на политику и нац. Проблемы (Янь Фу, Лян Цичао), выступал против попыток реформаторов (Кан Ювэп, Тань Сытун и др.) превратить конфуцианство в общекит.
Религию. Констатировал "инструментальность" традиц. Кит. Культуры, отсутствие в ней "чисто" филос. Традиций (метафизики, логики, гносеологии). Подчеркивал "практич. Уклон" кит. Философии (значит, внимание к проблемам этики и политики) в отличие от "теоретичности" зап. Филос. Мысли. Полагал, что, подобно тому как в эпоху Хань (3 в. До н.э. - 3 в. Н.э.) кит. Культура была оживлена буд. Философией, в 20 в. Она должна быть оживлена европейской. В.Г. - первый в Китае исследователь и переводчик трудов Шопенгауэра и Ницше. Вклад Канта в мировую философию видел в установлении критерия истинности, доказательстве формальной субъективности знания об объекте. С позиций Шопенгауэра критиковал Канта за антиметафизичность, скептицизм, противоречивость в разделении рассудка и разума, "чистого" и "практич." разума, за "беспорядочность употребления терминов".
Шопенгауэра рассматривал как центр, фигуру европ. Философии, усматривая сходство его учения с буддизмом и Упанишадами. Восхищался его концепцией мира как "представления" и "воли к жизни", предпочтением искусства науке, теорией интуиции, определением жизни как страдания из-за временности удовлетворения человеч. Желаний. С этих позиций рассматривал роман Цао Сюэцина (13 в.) "Сон в красном тереме" ("Хун лоу мэн") и произведения юаньской драмы как трагедии, в к-рых жизнь предстает страданием, а освобождение обретается через аскетизм и самоотрицание. После 1907 В.Г. Критиковал учение Шопенгауэра с т. Зр. Ницше - как служащее не истине, а самоутешению и противостоящее жизни. Усматривал противоречие между этикой и эстетикой Шопенгауэра, между апологией "самоотрицающегося" аскета и "самоутверждающегося" гения, обладающего сверхъестеств.
Способностями. В ницшеанской теории сверхчеловека видел экстраполяцию "доктрины гения" Шопенгауэра на сферу этики.Эстетич. Воззрения В.Г. Сформировались под влиянием нем. Философии. Искусство, по В.Г.,- форма реализации "избыточной" энергии, "взрослый" аналог детской игры. Его цель - "разъяснение идеи", познание. Если альтернативой "вульгарному времяпрепровождению" для "средних людей" является общая религия, предназначенная для нравств. Воспитания, то для элиты - искусство. В.Г. Выделял три типа красоты. "два первых, определения к-рых заимствованы у Канта, априорны ("прекрасное"- дающее бескорыстную радость созерцания. "возвышенное"- вызывающее восхищение), третье - апостериорно ("утонченное" – мяо как красота природы, преобразованная творческим сознанием).
"Прекрасное" и "возвышенное" доступны только гению, "утонченное" как вторичная форма - просто талантливому человеку. В филос. Лирике В.Г. Традиц. Темы кит. Поэзии переосмыслены в русле зап. Философии.После Синьхайской революции В.Г. Отказался от прежних увлечений нем. Философией, предостерегал против гибельного влияния зап. Идей. В центр его науч. Интересов встали древняя история, конф. Этика, проблемы чести и достоинства, долга и морального выбора, непознаваемости человеч. Природы.*Хайнин Ван Цзинъань сяньшэн ишу (Творческое наследие г-на Ван Цзинъаня из Хайнина). Т. 1 -48. Чанша, 1940;**В.Г. Сюэшу яньцзю (Сб. Статей, посвященный науч. Наследию В.Г.). Шанхай, 1983. Banner J. Wang Kuo-wei. An Intellectual Biography. Camb. (Mass.)-L., 1986. Kogelschatz H.
Wang Kuo-wei. And Schopenhauer, eine philosophisch Begegnung. Stuttg., 1986. Rickett A.A. Wang Kuo-wei's Jen-chien tz'uhua. A Study in Chinese Literature Criticism. Hong Kong, 1977.В.И. Россман.
Дополнительный поиск Bah говэй
На нашем сайте Вы найдете значение "Bah говэй" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Bah говэй, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "B". Общая длина 9 символа