Анархизм в китае

371

Идейное и общественно-политич. Течение, популярное в Китае первой пол. 20 в. Орг-ции кит. Сторонников анархизма появились за пределами страны в 1907. В Токио анархисты основали журн. "Тяньи бао" ("Естеств. Закон"), в Париже объединились вокруг газеты "Синь шицзи" ("Новый век"). Пропагандистами кит. Анархизма в Японии стали Лю Шипэй, Чжан Цзи, Хэ Чжэнь. Во Франции - Ли Шицзэн, У Чжихуэй. Анархисты ориентировались на зап. Антиавторитарные учения. Наибольшей популярностью пользовались теории П.-Ж. Прудона, М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, Э. Малатесты, В. Черкезова, публицистич. Статьи Л.Н. Толстого. Анархисты выступали против системы принуждения и ограничения индивидуума, проявлениями чего, по их мнению, были гос-во, прав-во, армия, семья, традиц, мораль и т.д.

Зап. Идеи индивидуализма и антиавторитаризма переплелись в Китае с традиц. Представлениями. Нигилизмом даосов, прежде всего с учением Бао Цзинъяня (3 - 4 вв.), видевшего в правителях источник зла. Принцип "взаимопомощи" Кропоткина кит. Анархисты сближали с принципом "всеобщей любви" Мо Ди (5 - 4 вв. До н.э.), доказывали, что "студенчество получило свое первое анархистское крещение еще пару тысяч лет тому назад в учении Лао-цзы".Идея социальной справедливости, занимавшая важное место в теоретич. Построениях кит. Анархистов, имела во многом традиц. Основу. Она обусловила их повышенный интерес к тем направлениям анархизма, в к-рых мысль о личной свободе связывалась с вопросами переустройства об-ва, к европ. Социалистич.

Учениям. Анархисты первыми в Китае начали систематич. Изучение и пропаганду социализма. Они публиковали отрывки из произв. К. Маркса, Ф. Энгельса. В 1907 усилиями анархистов в Токио были открыты Курсы по изучению социализма. Анархисты увязывали теорию классов с неприятием власти, полагая, что "возникновение классового неравенства в об-ве началось с подчинения авторитетам", считали, что наряду с классами капиталистов и рабочих, землевладельцев и крестьян существуют также антагонистич. Классы "правителей и подданных".Социальную справедливость кит. Анархисты ассоциировали с "равенством". В их трактовке понятия равенства прослеживается влияние философии буддизма. Однако непосредств. Их идейным предшественником, видимо, был Тань Сытун.

Сами они своим учителем называли философа 4 в. До н.э. Сюй Сина. Влиянием отечеств, традиции можно объяснить тот факт, что для издателей "Тяньи бао" идея полного и абс. Равенства оказалась более значимой, чем идея свободы. "абс. Свобода невозможна без абс. Равенства". Наиболее полное выражение идеал социального равенства получил в учении об об-ве "уравненных физич. Сил" Лю Шипэя. Подобное об-во является конечной целью развития человечества, но на пути к нему предстоит пройти еще два этапа - "анархистский", на к-ром будет ликвидировано прав-во, и "коммунистич.", когда произойдет обобществление частной собственности. В об-ве "уравненных физич. Сил" будут полностью уничтожены различия в условиях жизни людей, в образовании, воспитании, но главное - в мере труда и характере деятельности.Кит.

Анархисты во Франции объясняли свою приверженность зап. Культуре тем, что в ее основе лежит наука. Накануне Синьхайской революции 1911 они наиболее резко критиковали отжившие нормы и обычаи. Позднее эта тенденция была подхвачена участниками "движения за новую культуру".Анархисты предсиньхайского времени принадлежали к антиманьчж. Революц. Лагерю. В отличие от большинства кит. Революционеров борьбу с маньчжурами они рассматривали не как акт нац. Мести, но как борьбу с тиранией.На территории Китая орг-ции анархистов возникли во время Синьхайской революции. Антиавторитарные теории находили сочувствие среди многих членов созданной в 1911 Кит. Социалистич. Партии. В 1912 вышедшие из нее анархисты создали свою Социалистич.

Партию. Их признанным вождем был Лю Шифу, возглавлявший сначала орг-цию в Гуанчжоу, позднее - Товарищество анархо-коммунистов в Шанхае и считавший, что "анархизм - это цель, синдикализм - способ, и их нельзя разделить".После Синьхайской революции А. В К. Продолжал развиваться как социалистич. Учение. Его сторонники ратовали за создание "свободного коммунистич. Об-ва" на основании принципа "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Др. Социалистич. Теории казались им непоследовательными и слишком умеренными. Лю Шифу осуществил подробный разбор программ возрождения Китая Сунь Ятсена и основателя Кит. Социалистич. Партии Цзян Канху. Завязалась полемика, к-рая фактически стала дискуссией о социализме в Китае.

Анархисты довольно точно определяли нек-рые слабости учений своих оппонентов, отмечая, в части., что экономич. Проекты Сунь Ятсена имеют мало общего с социализмом. "Сунь Ятсен,- писал Лю Шифу, - ошибается, принимая передачу предприятий гос-ву, характерную для социальной политики, за обобществление капитала, свойственное социализму. Он не знает, что обобществление капитала - это передача всех средств производства в руки трудящихся для того, чтобы сами трудящиеся распоряжались ими".Пик политич. Активности А. В К. Приходится на пер. "движения 4 мая" 1919 и нач. 20-х гг. Идеи зап. И кит. Анархистов находили отклик среди широкого и крайне неоднородного круга представителей левых сил. Чрезвычайно популярны были идеи П.А. Кропоткина.

Осн. Направлениями А. В К. В то время были анархо-коммунизм, синдикализм и так наз. Философия "борьбизма" Чжу Цяньчжи. Часть анархистов выступала с проповедью идей мирного преобразования об-ва путем самосовершенствования, внедрения в социальную практику различных форм взаимопомощи. Они активно помогали созданию первых марксистских кружков и нередко сами налаживали в них издательскую и профсоюзную работу. Возрастание в кит. Об-ве интереса к марксизму и создание в 1921 Коммунистич. Партии Китая поставили анархистов перед необходимостью определить свое отношение к идеям и делам коммунистов. В новой дискуссии о социализме, к-рая развернулась на р-же 20-х гг. Между анархистами, гильдейскими социалистами и сторонниками марксизма, наметились две тенденции.

К сохранению единства кит. Сторонников социализма и к окончат, размежеванию марксистов и представителей др. Идейных течений. Победила вторая тенденция. В 20-е гг. Пути кит. Коммунистич. Движения и А. Разошлись.На р-же 20 - 30-х гг. В правящей партии Гоминьдан существовала сильная фракция анархистов, к-рую возглавляли У Чжихуэй и Ли Шицзэн. С лета 1927 они выпускали журн. "Гэмин" ("Революция"). Их изд-во "Цзыю" ("Свобода") публиковало произв. П.А. Кропоткина, М.А. Бакунина, П.-Ж. Прудона, Э. Реклю и Ж. Грава, Осуги Сакаэ, А. Беркмана, Н.И. Махно. Основу идейных позиций этой фракции составляло совмещение национализма и анархизма. Фактич. Ревизия прежней идеологии обосновывалась формулой У Чжихуэя. "Анархистская революция совершится. Самое малое через 500 лет, самое большее - через три тыс.

Лет". С ней перекликалось утверждение Ли Шицзэна. "Так как 100% свободы в настоящее время невозможны, то следует добиваться по крайней мере 50% свободы". Периферийные орг-ции анархистов в большинстве были оппозиционны Гоминьдану.Анархисты не прекращали пропагандистскую деятельность также в 30 - 40-е гг. Во время войны с Японией 1937 - 45 анархисты, считавшие себя наследниками Лю Шифу, разделяли патриотич. Взгляды.*Синь шицзи (Новый век). Париж, 1907 - 10. Гэмин (Революция), Шанхай, 1927 - 8. Синь Тайвань (Новый Тайвань). Б.м., 1938. **Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае. 1900 - 1921. М., 1983. Ее же. Утопии кит. Анархистов // Кит. Социальные утопии. М., 1987. Ее же. Анархисты в нанкинском Гоминьдане (1927 - 31 гг.) // 8-я НК ОГК. Ч. 3. М., 1977.

См. Также лит-ру к ст. Лю Шипэй, Лю Шифу, Чжу Цяньчжи..

Значения в других словарях
Bah фу

Ван Цзесинь76 ( - 85), Линьцзин (совр. Уезд Чжэньюань пров. Ганьсу),- 157( -167)Философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), политич. Мыслитель. Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни и занимался лит. Творчеством, в к-ром выражал позицию анахоретствующего интеллектуала. Отсюда название его гл. Соч., написанного в середине или в конце жизни, "Суждения сокровенного человека" ("Цянь фу лунь"). Состоит из 36 глав, последняя из к-рых резюмирует предыдущие (..

Абсолют

ДАО "Путь" ("подход", "график", "функция", "метод", "закономерность", "принцип", "класс", "учение", "теория", "правда", "мораль", "абсолют").Одна из важнейших категорий кит. Философии. Этимологически восходит к идее главенства (шоу) в "движении/поведении" (сын (3)). Ближайшие коррелятивные категории - дэ (1) ("благодать") и ци (2) ("орудие"). В совр. Яз. Бином даодэ означает мораль, нравственность. Термином Д. Передавались буд. Понятия "марга" и "патха", выражающие идею пути, а также "бодхи" ("п..

Апокрифы

См. Вспомогательные книги. ..

Байлянь цзяо

См. Учение белого лотоса. ..

Дополнительный поиск Анархизм в китае Анархизм в китае

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Анархизм в китае" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Анархизм в китае, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 16 символа