Буддизм
Философско-религ. Течение, начавшее проникать в Китай на р-же н.э. Из Индии.Процесс адаптации Б. К кит. Культуре продолжался несколько столетий и привел к возникновению самобытных форм буд. Философии и культовой практики.Согласно традиции, основателем Б. Считается инд. Принц Сиддхартха Гаутама (6-5 вв. До н.э.) из племени шакья (сакья), впоследствии получивший имя Будды - "Просветленного". Б. Зародился в Индии как ответвление от брахманизма или, по др. Версии, в противовес ему в среде небрахманистской культуры. Возможна связь раннего Б. С оппозиц. Брахманству идейными течениями, возникшими в сословии кшатриев (воинов и правителей), к к-рому свящ. История Б. Относит его основателя. В противоположность брахманизму Б. Декларировал равенство людей независимо от сословной и кастовой принадлежности, а также выступал против доктрины атмана - субстанциального "я", "души", всепроникающего и постоянного духовного начала.
Вместо него Б. Рассматривает поток последовательных состояний как источник иллюзии постоянной души. Предмет буд. Философии изначально составила психология, или теория сознания. Она опосредовала онтологич. Проблематику Б., в к-ром мир предстает как отраженный в сознании психокосм. Гл. Целью Б. Полагает выход из круга сансары (луньхуэй) - цепи смертей-рождений, в к-рой статус живого существа при каждом следующем рождении определяется соотношением положительной и отрицательной активности в предыдущем существовании - кармой (е). "Спасение" мыслится как погружение в нирвану (см. Непань) - "состояние Будды", абсолютного покоя, освобождения от страстей и желаний, а потому от имманентных им страданий. Нравств. Идеал Б. - ахичса, абсолютное непричинение вреда окружающему.
Филос. Проблематика Б. В целом сводится к анализу психики в связи с обоснованием путей "спасения", а религ. Практика - к их осуществлению.В 1-3 вв. Н.э. Б. Разделился на два осн. Направления. Хинаяну и махаяну. Хинаяна (кит. Сяо чэн - "малая колесница") - буд. Течение, сторонники к-рого называют его тхеравада ("учение старейших"). Хинаяна нацеливает на индивид., монастырский путь спасения. Она рассматривает нирвану, как абсолютную статику "непроявленного" состояния бытия, когда прекращается "волнение" реальных психофизич. Элементов - дхарм (см. Фа (1), п. 2), череда комбинаций к-рых образует нереальные "я" и мир в "проявленном" состоянии бытия. Наибольшее распространение получили в Китае школы махаяны (да чэн - "великой колесницы"), предполагающей возможность спасения в миру с помощью божеств - будд и бодхисаттв.
В учении одной из школ махаяны - мадхьямики (шуньявады) - Вселенная предстает как целостность, в к-рой наличествует только "пустота" - шунья (см. Кун). Шуньявада утверждает в качестве сущности дхарм "пустотность" - шуньяту, к-рая выступает в роли абсолюта и отождествляется с мистич. "телом Будды", или "телом Закона" (санскр. Дхармакайя, кит. Фа шэнь). "Тело Закона" в свою очередь объявляется тождественным нирване. Тезис о тождестве "проявленного" (сансара) и "непроявленного" (нирвана) бытия подкрепляет учение махаяны о необходимости положительной активности как деятельного служения, о бодхисаттвах - потенциальных буддах, отказывающихся от нирваны, чтобы помочь другим в ее обретении.Буд. Проповедники проникли в Китай по Великому шелковому пути еще в 1 в.
Н.э. Из Кушанского царства (на стыке Сев. Индии и Ср. Азии). Традиция считает первым центром Б. Монастырь Баймасы близ Лояна (пров. Хэнань). Первым переводчиком буд. Текстов на кит. Яз., имя к-рого сохранила история, был Ань Шигао, прибывший из Парфии в 14S. Посвящения кит. Послушников в монахи стали регулярными в 3 в. В монастыре Баймасы при Дхармакале - виднейшем деятеле кит. Б. Того времени. С кон. 3 в. Крупным центром Б. Стал Чанъань - резиденция Дхармаракши, выходца из Вост. Туркестана, переводчика и организатора перевода важнейших текстов махаяны. В 4 - нач. 5 в. При Кумарадживе переводческая деятельность иностр. Миссионеров достигла пика и в ней уже широко участвовали буддисты-китайцы.В условиях раздробленности страны и междоусобиц, уменьшения авторитета конфуцианства внимание образованных слоев об-ва в значит, степени переключилось на даос, и буд.
Доктрины. Росту влияния Б. В нар. Среде способствовала его религиозно-магич. Практика. Кроме того, в обстановке политич. Неустойчивости и смут буд. Монастыри могли обеспечить защиту членам монашеской общины - сангхи, крестьянам, обрабатывавшим монастырские земли и нередко отдававшим свои наделы монастырю в обмен на его покровительство.Расцвет Б. В Китае приходится на 6-8 вв., когда там насчитывалось несколько десятков тыс. Монастырей, миллионы монахов и послушников. Важнейшими социальными функциями Б., сохранившимися в последующие столетия, стали обеспечение погребальных церемоний, поминовение душ усопших, благотворительность - помощь голодающим, больным и т.п.Первоначально Б. Воспринимался в Китае как одна из форм даосизма.
Б. И даосизм выполняли сходные социальные функции (помощь в достижении идеала спасения или освобождения, ритуально-магич. "обеспечение" повседневной жизни и т.п.), ставили близкие филос. Проблемы и приходили к похожим решениям (невозможность выражения и описания истинно сущего, негативная оценка привязанности к профаническим объектам и т.п.), использовали психотехнику для достижения измененных состояний сознания, определяемых традицией как "совершенные". При переводе буд. Текстов использовались гл. Обр. Термины даосизма. Только с нач. 5 в. Во многом благодаря Даоаню и Кумарадживе метод толкования буд. Доктрин через реалии кит. Философии стал уступать место попыткам выражения исходного содержания санскр. Терминов, данных в транскрипции или переданных в виде кит.
Неологизмов. Среди первых кит. Буддистов получила распространение доктрина "просвещения варваров", согласно к-рой Б. Был проповедан в Индии прибывшим туда Лао-цзы. Позднее эта доктрина была заимствована даосами и стала средством критики самостоятельной ценности Б.Примерно с 3 в. Все более явным становится расхождение ряда буд. И присущих кит. Культуре установок. Напр., общепринятое в Китае отношение к жизни как высшему благу, дарованному человеку Небом, затрудняло восприятие буд. Доктрины сансары с ее отношением к жизни как цепи страданий. Исходный акцент Б. На улучшение личной кармы противоречил установке на процветание прежде всего семьи, рода, а также культу предков. В 3-6 вв. Одним из важных пунктов обвинений в адрес Б.
Была проповедь им аскетизма, в к-рой конф. Идеологи усматривали небрежение телом, дарованным человеку предками, и, т.о., неуважение к ним, к продолжению рода как социальному долгу. В вину Б. Ставилась также несостоятельность буд. Доктрин познания, в к-рых конфуцианцы видели проповедь субъективизма и произвола, абсолютизацию роли индивид, сознания - "сердца" (синь ( 1 )).Стержнем полемики представителей раннего кит. Б. Со сторонниками др. Идейных течений стала проблема "неуничтожимости души (духа)" (шэнь бу ме). Она стала следствием онтологизации проблематики Б. В Китае, результатом взаимопроникновения доктрин кармы, сансары и кит. Представлений о субстанциальности явленного и неявленного мира (см. Ю - у, Ци (1), Цзин (3), Шэнь (1)).
Трактуя психику как субстанциальный "дух" (шэнь (1)), а череду психич. Состоянии - как неизменную духовную сущность наподобие брахманистского атмана, кит. Б. Фактически встал на защиту отвергнутого инд. Буддистами учения о неизменности, вечности и самотождественности психики. Это встретило отпор со стороны конф. Мыслителей (см., напр., Фань Чжэнь), не допускавших мысли о посмертном существовании индивид, духовного "я" вне индивид, психосоматич. Единства - хунь по. Онтологизация буд. Философии в Китае проявилась также в обретении субстанциальности "пустотностью" - шуньятой (кун). Она стала рассматриваться в качестве "неоформленного" бытия, предшествующего миру "оформленных" вещей (см. Син (2)). В кит. Б. Появились пантеистич.
Мотивы. Будда в аспекте дхарма-кайя ("тело Закона") начал восприниматься как субстанция и основа всего сущего, источник и конечная цель мира. Напр. Сунь Чо (4 в.) определил Будду как "воплотившееся дао"."Китаизация" буд. Доктрин привела к возникновению самобытных школ Б., крупнейшие из к-рых развивали традиции различных направлений махаяны. Напр., Саньлунь школа, основателями к-рой считаются Саньлань (6 в.) и Цзицзан (6 - нач. 7 в.), продолжила учение мадхьямики, наиболее радикально отрицающее реальность и внеш., и внутр. Мира. Учение Вэйши школы восходит к реформированной в 7 в. Сюаньцзаном и его учеником Куйцзи традиции виджнянавады (йогачары), к-рая в отличие от мадхьямики признает реальность внутр. Мира. Ряд школ кит.
Б. Махаяны, напр. Хуаянь, Чань и Тяньтай, не имеют инд. - аналогов. Хуаянь школа, основы учения к-рой заложены Душунем (6-7 вв.) и систематизированы Фацзаном (7-нач. 8 в.), сочетала положения мадхьямики и виджнянавады, рассматривая мир как универсум, полностью присутствующий в каждом из составляющих его элементов. Хуаянь, акцентировавшая разработку филос. Проблем бытия, дополняла и подкрепляла теоретич. Основания Чань школы, делавшей упор на практику постижения высшей истины посредством интуитивного озарения. Ее создание приписывается полулегендарному инд. Миссионеру Бодхидхарме (кон. 5- нач. 6 в.), а оформление - ее осн. Доктрин связывается гл. Обр. С именем Хуэйнэна (7 в.). Одно из крупнейших ранних течений кит. Б. - Тяньтай школа, осн.
Доктрины к-рой разработал Чжии (6 в.), стремилась к синтезу учений др. Направлений махаяны и настаивала на идее присутствия "природы будды" во всем сущем. Интегрирующую роль в кит. Б. Играла Люй школа, восходящая к инд. Миссионеру Дхармакале (сер. 3 в.) и окончательно доктринально оформленная в 7 в. Даосюанем. Гл. Условием спасения ее учителя объявляли скрупулезное соблюдение монашеских уставов (винаи, кит. Люй), подкрепленное медитативным постижением их внутр. Смысла. Уставы школы Люй поныне приняты в крупнейших буд. Монастырях Китая.Проникал в Китай и тантрический Б. Ваджраяны, наиболее тесно связанный с магич. Практикой и учениями о половых энергетич. Началах. Он был представлен Ми школой, не выдержавшей конкуренции с даос, магией, но оказавшей глубокое влияние на культовую практику, психотехнику и иконографию даосизма и кит.
Б.Особое место в кит. Б. Занимает Цзинту школа, возникновение к-рой связывают с именем Хуэйюаня (кон. 4- нач. 5 в.). Популярная в народе идея "счастливой земли", где обитают божества и "святые-бессмертные", была сопряжена со схожими буд. Представлениями и культом будды ЗападаАмитабхи (амидизмом), нацеливавшим адептов на возрождение в "Чистой земле (Цзин ту) Предельной радости". В сочетании с культом Майтрейи - будды грядущего - амидизм лег в основание милленаристской идеологии многих нар. Сект буд. Толка и тайных обществ (см. Се цзяо).Кит. Б. Способствовал усилению про-идеалистич. Тенденций в кит. Философии, проявившихся в проблематике и понятийном аппарате даосизма и неоконфуцианства. Напр., в даосизме появились креационистские идеи (см.
"Гуань Инь-цзы"), не свойственные ни кит. Традиции, ни инд. Б. Центр, в неоконфуцианстве категории ли (1) ("принцип") и синь (1) ("сердце") были разработаны при участии буд. Мысли и т.п. Нек-рые даос, и конф. Мыслители сознательно обращались к буд. Идеям (напр., Сунь Чо, 4 в. Ван Янмин, кон. 15 - нач. 16 в. Ван Тинсян, 17 в.), но по преимуществу воздействие буд. Доктрин на кит. Идеологию проходило опосредованно и стихийно по мере адаптации Б. К кит. Культуре. На уровне "книжной" культуры дистанция между Б. И его идеологич. Оппонентами неизменно сохранялась.Б. Периодически подвергался гонениям, наиболее сильным - в сер. 9 в., во времена правления императора У-цзуна. Особенно пострадали школы Хуаянь и Тяньтай. В последующие годы, особенно в эпохи Юань (13-14 вв.) и Мин (14-17 вв.), Б.
Не раз переживал полосы расцвета, однако его школы уже никогда не достигали такого мощного интеллектуального подъема, как в 6 - 8 вв. Развитие теоретич. Наследия школ кит. Б. Имело продолжение в Японии и Корее. В Тибете и Внутр. Монголии преобладает Б. Т.н. Ламаистского толка - ти-бетско-монг. Версия поздней инд. Традиции махаяны.К нач. 20 в. Б. В Китае почти полностью растворился в синкрегич. Нар. Религии (см. Сань цзяо). Однако начавшееся в кон. 19 - нач. 20 в. Обновленческое движение в Б. Приостановило этот процесс. "Обновленцы" ставили перед собой задачу возрождения Б. В "первонач. Чистоте" и в то же время его модернизацию, с тем чтобы его идеология и практика больше соответствовали текущим потребностям страны. В 1912 была создана Ассоциация кит.
Буддистов, затем подобные орг-ции возникли в различных городах и провинциях Китая. Все они преследовали цели защиты собственности буд. Общин, объединения последователей Б., усиления его влияния на общественно-политич. Жизнь страны. Однако острые разногласия между их лидерами помешали ассоциации стать значительной обществ, силой.Ассоциация кит. Буддистов была воссоздана в 1953 и поныне является действующей орг-цией.Е.А. Торчинов, А.Г. Юркевич, Л.Е. Янгутов.
Дополнительный поиск Буддизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Буддизм" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Буддизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 7 символа