Ван би

428

Ван Фусы226, Шаньян (Цзяоцзоши совр. Пров. Хэнань), - 249Философ, один из родоначальников сюанъ сюэ - синтезирующего конфуцианство и даосизм "учения о сокровенном", т.е. О сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогич. Традиции умозрительных спекуляций - "чистых бесед" (цин тань). Был крупным сановником (шаншулан) в царстве Вэй (дин. Ранняя Вэй, 220 - 64). Излагал ориг. Идеи в коммент, к конф. И даос, классике, из к-рых сохранились. "Чжоу и люэ ли" ("Осн. Положения "Чжоу и", или "Осн. Принципы "Книги перемен"- рус. Пер. А.А. Петрова, см. Лит-ру). "Чжоу и чжу" ("Коммент. К "Чжоуским переменам"). "Лао-цзы чжу" ("Коммент. К "Лао-цзы")- наиболее авторитетные коммент. К "Дао дэ цзину", возможно, древнейшие. Атрибутированные в сер.

20 в., входящие в "Дао цзан" (№1245 и гл. В № 1032, по Конкордансу К. Скиппера) "Лао-цзы вэй чжи ли люэ" ("Сжатые положения о глубинном смысле "Лао-цзы") и "Лао-цзы чжи гуй люэ ли" ("Сжатые положения об осн. Смысле "Лао-цзы"). Фрагменты "Лунь юй ши и" ("Разъяснения сомнительных мест в "Суждениях и беседах").Стремясь обосновать конф. Взгляды на об-во и человека с помощью даос, метафизики, а не натурфилософии своих предшественников - конфуцианцев эпохи Хань (3 в. До н.э. - 3 в. Н.э.), В.Б. Выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значит, влияние на понятийный аппарат и концепции кит. Буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию ти - юн в значении. "телесная сущность (субстанция)- деятельное проявление (функция, акциденция)".

Исходя из определений дао и тезиса "наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у (1))" в "Дао дэ цзине" (§40), В.Б. Отождествил дао с "отсутствием/небытием" (у (!)), трактуемым как "единая" (и, гуа), "центральная" (чжун (2)), "предельная" (цзи (2)) и "главенствующая" (чжу, цзун) "первосущность" (бэнь ти), в к-рой совпадают друг с другом "телесная сущность" и ее "проявление" (см. Ю - у). Главенство универсального дао В.Б. Понимал как законосообразное, а не фаталистич., истолковывая и дао, и "предопределение/судьбу" (мин (1)) с помощью категории "принцип" (ли (1)). "Принципы" он считал конститутивными компонентами "вещей" (у (3)) и противопоставлял "делам/событиям" (ши (3)). Многообразие непредсказуемых явлений, по В.Б., обусловлено также противоположностью (фань, см.

Гуа) между их "телесной сущностью" и чувств, свойствами (цин (2), см. Син (1)), природной основой (чжи (4), см. Вэнь) и устремлениями, реализуясь прежде всего во времени.В.Б. Интерпретировал учение "Чжоу и" как теорию временных процессов и изменений, определив, что гл. Элементы трактата - символич. Категории гуа суть "времена" (ши (1)). Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкр. Образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний - "вычислений жребия" (суань шу). Это филос. Истолкование учения "Чжоу и" было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологич. (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И (11 в.).

В неоконфуцианстве была развита также предложенная В.Б. Трактовка категории ли (1), а положение о дихотомии ли (1) и ши (3)-в учении буд. Хуаянь школы (см. Ли - ши).*В.Б. Цзи цзяо ши (Собр. Соч. В.Б. С примеч. И разъяснениями). Сост. Лоу Юйле. Пекин, 1980. Wang Pi. Commentary on the Lao Tzu. Honolulu, 1979. Lin P.J. A Translation of Lao Tzu's "Tao Те Ching" and Wang Pi's Commentary. Ann Arbor, 1977;**Петров А.А. В.Б. (226 - 249). Из истории кит. Философии // Труды Ин-та востоковедения. Т. 13. М.-Л., 1936. Tang Yung-fung. Wang Pi's New Interpretation of the I-ching and Lun-yu // Harvard Journal of Asiatic Studies. 1947. Vol. 10. Wright A. (Rev. Of) A.A. Петров. В.Б. // Ibid. Chart Wing-Tsit (Rev. Of). Lin P.J. Op. Cit. // PEW. 1979. Vol. 29. №3.А.И. Кобзев.

Значения в других словарях
Ван Би

(226—249) китайский философ, представитель направления сюань-сюэ (неодаосизма). Стремясь дать синтез конфуцианства (См. Конфуцианство) с Даосизмом, В. Б. В своих комментариях к трактату «Лао-цзы» пользовался понятиями конфуцианской моральной философии, а в комментариях к «И цзину» — даоскими терминами. Интерпретация «И цзина», которую даёт В. Б., заключается в том, что мир динамического бытия, выражающегося в полноте непрерывного изменения, должен вернуться к своей основе — Дао для достижения пе..

Ван Би

ВАН БИ(226-249), Ван Фусы, философ, один из родоначальников сюань сюэ - синтезирующего конфуцианство и даосизм "учения о таинственном", то есть о сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогической традиции умозрительных спекуляций - "чистых бесед" (цин тань). Родился в Шаньяне (Цзяоцзоши, совр. Провинция Хэнань). Был крупным сановником (шаншулан) в царстве Вэй (династия Ранняя Вэй, 220-264). Излагал оригинальные идеи в комментариях к конфуцианской и даосской классике, из..

Быть

ВЭЙ (1). "Деяние", "свершение", "осуществление", "управление", "делаться", "становиться", "являться", "быть"Термин кит. Философии, выражающий три осн. Понятия, производные от его трех грамматич. Функций и объединенные представлением о деятельности (природы или человека).1. Как связка "делаться", "являться", "быть (чем-либо)" В. Означает процесс, результатами к-рого являются конкр. Состояния. В "Мо-цзы" (гл. 40, опр. 85) В. Определяется как "сохранение, преодоление, обмен, исчезновение, управлени..

Ван аньши

Ван Цзефу, Ван Баньшань.1021, Линьчуань, пров. Цзян-си, - 1086, Цзяннин (Нанкин)Гос. Деятель, философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), литератор и филолог. Происходил из семьи мелкого чиновника, в 1042 получил высшую ученую степень цзиньши, дважды занимал пост канцлера (цзайсяна), имел титул Цзинского князя (Цзин-гун). В 1069-76 проводил реформы, направленные на усиление контроля гос-ва над экономикой и обществ, жизнью. Натуральные и трудовые повинности заменялись денежным налогом. Вводились цен..

Ван тинсян

Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань.4.12.1474, Ифэн (совр. Ланькао) пров. Хэнань,- 23.9.1544Философ-неоконфуцианец, гос. Деятель, писатель и поэт, теоретик лит-ры и музыки, ученый, занимавшийся естеств. Науками, гл. Обр. Астрономией. Род. В семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе "многообещающего мужа" (шуцзиши) был оставлен в штате Ханьлинь академии. Военный министр (1530 - 33) и глава цензората (1533 -41), в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов...

Ван цзи

Ван Жучжун, Ван Лунси.26.5.1498, Шаньинь окр. Шаосин пров. Чжэцзян -25.7.1583Неоконфуцианец, ближайший ученик и сородич Ван Янмина, один из гл. Представителей "левого крыла" янминизма (см. Ван Янмина школа), сблизившегося с чань-буддизмом (см. Чань школа). В.Ц. Происходил из семьи чиновник и после получения в 1532 высшей ученой степени цзиньши занимал ряд ответственных постов в военном министерстве. Однако в 1542 оставил службу и в последующие сорок с лишним лет, несмотря на неоднократные призы..

Дополнительный поиск Ван би Ван би

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ван би" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ван би, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 6 символа