Ван янмин

400

Ван Шоужэнь, прозв. Боань.31.10.1472, уезд Юйяо обл. Шаосин пров. Чжэцзян, - 9.1.1529, Наньань пров. ЦзянсиФилософ-неоконфуцианец, создатель оригинальной филос. Доктрины в русле т.н. Учения о сердце (синь сюэ (1)), литератор. Происходил из старинного рода. Изучал конф., даос, и буд. Классику, военное искусство. В 1499 сдал экзамены на высшую ученую степень цзиньши. Служил по ведомству обществ, работ, ведомству юстиции, руководил провинц. Экзаменами в Шаньдуне. В 1505 выступил в защиту репрессированных чиновников, протестовавших против засилья клики евнухов, был заключен в тюрьму, подвергнут телесному наказанию и сослан смотрителем почтовой станции в пгров. Гуйчжоу. После 1509 начал успешную карьеру, дослужился до поста военного министра в Нанкине, в конце жизни был губернатором пров.

Гуандун и Гуанси. Прославился подавлением мятежей и восстаний за счет и военных, и гл. Обр. Социально-политич. Мер. После кончины был оклеветан, на его учение наложен запрет. Реабилитирован в 1567.Гл. Филос. Соч. - "Чуань си лу" ("Записи преподанного и воспринятого"), "Да сюэ вэнь" ("Вопросы к "Великому учению"), "У цзин и шо" ("Собственное мнение о "Пяти канонах"), "Чжу-цзы вань нянь дин лунь" ("Положения, установленные Чжу Си в конце жизни") и др. Построения В.Я. Отличает преемственная связь с учением Лу Цзююаня (12 в.), основоположника "учения о сердце" (синь сюэ (1)). В часть!., В.Я. Тоже видел в конф. Канонах (см. "Ши сань цзин") не более чем образцовые материальные свидетельства абс. Истин и ценностей, заключенных в душе каждого человека.

Однако сам В.Я. Был склонен подчеркивать свою идейную связь с общепризнанным учением оппонента Лу Цзююаня - Чжу Си. Для этого он пытался доказать, что перед смертью Чжу Си радикально изменил свои взгляды, напр, стал отдавать предпочтение внутр. Совершенствованию перед накоплением "внеш." знаний ("Чжу-цзы вань нянь..."). В ранний пер. Творчества В.Я., следуя чжусианской доктрине, стремился к практич. Осуществлению тезиса о "выверении вещей" (гэ у, см. У (3)) в отношении объективной реальности. Впоследствии он дал теоретич. Обоснование направленности этого стремления на субъективную реальность. "выверять вещи" следует в собственном "сердце" (синь (1)). Этот теоретич. Тезис был обогащен выводом, полученным В.Я. В рез-те "внезапного просветления" - озарения в одну из ночей 1508.

"сердце и есть принцип" (синь цзи ли), т.е. Ли (1) - структурообразующие начала всего сущего - исходно присутствуют в психике. "Принципы", к-рые должны быть раскрыты посредством "выверения вещей", следует искать в самом субъекте, а не в не зависящем от него внеш. Мире. Понятие "ли" (1) встало у В.Я. В один ряд с этич. Идеалами "долга / справедливости" (и (1)), "благопристойности" (ли (2)), "благонадежности" (синь (2)) и т.п. Это положение В.Я. Подкреплял авторитетом конф. Канонов, соответствующим образом их интерпретируя ("У цзин и шо").Специфический элемент системы взглядов В.Я.-доктрина "совпадающего единства знания и действия" (чжи син хэ и, см. Чжи - син). Она предполагает понимание познавательных функций как действия, или движений, и истолкование поведения как прямой функции знания.

Знание есть действие, но не наоборот. Эта доктрина в свою очередь определяет суть гл. Категории учения В.Я. - "благосмыслие" (лян чжи). Его тезис о "доведении благосмыслия до конца" (чжи лян чжи) - синтез понятий "доведение знания до конца" (чжи чжи) из конф. Канона "Да сюэ" (цз. 4) и "благосмыслие" (варианты перевода - "врожденное знание", "естеств. Знание", "интуитивное знание", "доопытное нравственноезнание" и т.д.) из "Мэн-цзы" (VIIA, 15). "Благосмыслие" - "то, что (человек) знает без рассуждений", в "Мэн-цзы" параллельно понятию "благомочие" (лян нэн - "то, на что (человек) способен без научения"). У В.Я. "благосмыслие" тождественно "сердцу" и имеет пространный смысловой диапазон. "душа", "дух", "познание", "знание", "чувства", "воля", "сознание" и даже "подсознание".

Оно самородно и беспредпосылочно, надындивидуально, присуще каждому и в то же время интимно, не м.б. Передано другим. Отождествляется с неисчерпаемой и безгранично вместимой "Великой пустотой" (тай сюй, см. Сюй), обусловливает всякое знание и познание. Является средоточием "небесных принципов" (тянь ли), основой врожденного нравств. Чувства и нравств. Долга. Т.о., конф. Тезис о "доведении знания до конца", к-рый в чжусианской традиции осмыслялся как призыв к максимальному расширению познания (до "истощения принципов" - цюн ли), В.Я. Толковал с привлечением категории "благосмыслие" и положения о "совпадающем единстве знания и действия" как максимально полное воплощение в жизнь высших нравств. Идеалов.Гносеологич. Воззрения В.Я.

Нашли конденсированное выражение в "четырех постулатах" (сы цзюй цзун чжи), сформулированных им в беседе с учениками на мосту Небесного источника в 1527. "Отсутствие и добра и зла - такова сущность (букв, "тело" - ти (1), см. Ти - юн) сердца. Наличие добра и зла - таково движение помыслов. Знание добра и зла - таково благосмыслие. Совершение добра и устранение зла - таково выверение вещей". До В.Я. Неоконфуцианцы предлагали решения вопросов о "сердце" и его деятельности, акцентируя внимание гл. Обр. На покоящейся, непроявленной "сущности сердца". Это укрепляло позиции школ, проповедовавших медитацию, уход в себя. В противоположность такой тенденции В.Я., обосновывая единство "субстанции и функции" (ти - юн), "движения и покоя" (дун - цзин), "непроявленности (духовного состояния) и проявленности" (вэй фа - и фа) и т.п., делал вывод о необходимости активной практич.

Деятельности и пагубности ухода от жизни.В отношении к даосизму и буддизму В.Я. Следовал распространенному в те времена подходу, рассматривая их как нечто единое - "учение двух родоначальников" (эр ши чжи сюэ), Лао-цзы и Будды, противостоящее конфуцианству - "учению совер-шенномудрых" (шэн жэнь чжи сюэ). С т.зр. В.Я., даосизм и буддизм объединяет индивидуалистич. Пафос. Они, м.б., хороши для личного самосовершенствования, но не пригодны для устроения социальной жизни. Вместе с тем они предпочтительнее профанированной "вульгарными конфуцианцами" версии "учения совершенномудрых". В.Я. Разграничивал также подлинные даосизм и буддизм, к-рые по своей "утонченности" (мяо) близки подлинному конфуцианству, и их "отбросы" - вульгаризованные элементы учений и практики, в т.ч.

Даос, технику и идеологию "пестования жизни" (ян шэн, см. Сянь сюэ). Он отвергал концепцию сознания буд. Чань школы, считая, в части., что требование освобождения от "привязанности" к феноменальному миру и возвращения к неразличению добра и зла ведет к отрешенности от социально-этич. Обязанностей и привязанности к эгоистич. "я". Восходящая к ученику Хуэйнэна Шэнь-хуэю (кон. 7-8 в.) концепция "отсутствия мысли" как возвращения духа к первоначальному состоянию "спокойствия" несостоятельна, поскольку "благосмыслие" не может не "сознавать" даже во сне. Учение Хуэйнэна о "мгновенном просветлении" - спонтанном постижении собственной "природы будды", по В.Я., основывается на "вакуумной пустоте" (кун сюй, см. Кун, Сюй) и не сопряжено с реальным духовным прогрессом - "доведением знания до конца", "деланием помыслов искренними" и "исправлением сердца".

Вместе с тем учение В.Я. И чань-буддизм имеют немало точек соприкосновения, в т.ч. Общую установку на целенаправленное изменение психологии адептов, резонансное взаимодействие сознаний учителя и ученика.Развитие В.Я. Ряда идей Лу Цзююаня дало основание для терминологич. Соединения их учений. Лу (Цзююаня)-Ван (Янмина) школа (Лу-Ван сюэ пай). Ее представителей принято подразделять на семь региональных группировок (см. (Ван) Янмина школа). Виднейшими его учениками были Цянь Дэхун, Ван Цзи и др. Учение В.Я. Идейно доминировало в Китае до сер. 17 в. Оно оказало сильное влияние на развитие филос. Мысли в Корее и особенно в Японии, где стало ведущим филос. Течением в пер., предшествующий бурж. "революции Мэйдзи" (1867-8). В новейшее время воздействие идей В.

Я. Испытали Кан Ювэй, Тань Сытун, Сунь Ятсен, Сюн Шили, Лян Шумин, Фэн Юлань, Хэ Линь и др. Кит. Мыслители.Кобзев А.И. Теоретич. Новация в неоконфуцианстве как текстологич. Проблема (В. Я. И идейная борьба вокруг "Да сюэ") // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982. Се Тинцзе (изд.). Ван Вэньчэн-гун цюань шу (Поли. Собр. Соч. Вана, князя Культурного совершенства) // СБЦК. Б.м., 1972. Chan Wing-tsit. Instructions for Practical Living and other Neo-Confucian Writings by Wang Yang-ming. N.Y., 1963. Henke F.G. The Philosophy of Wang Yang-ming. N.Y., 1964. ChingJ. The Philosophical Letterseof Wang Yang-ming. Canberra, 1972;** Кобзев А.И. Учение В.Я. И классич. Кит. Философия. М., 1983. Моу Цзунсань. В.Я. Чжи лян чжи цзяо (Доктрина В.Я. О доведении благосмыслия до конца).

Тайбэй, 1954. Ли Цюньин. В.Я. Юй чжунго чжи жуцзя (В.Я. И кит. Конфуцианство). Тайбэй, 1974. Ти Wei-ming. Neo-Confucian Thought in Action. Wang Yang-ming' s Youth (1472 - 1509). Berk. - L. Ang.- L., 1976. CuaA.S. The Unity of Knowledge and Action. A Study in Wang Yang-ming's Moral Psychology. Honolulu, 1982.А.И. Кобзев.

Значения в других словарях
Ван Янмин

ВАН ЯНМИН (Ван Шоужэнь) (1472-1529) - китайский философ-неоконфуцианец, литератор, государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал, что познание определяется моральными нормами, врожденно присущими человеку. Его учение распространилось также в Корее и Японии.. ..

Ван Янмин

ВАН ЯНМИН (Ван Шоужэнь) (1472 - 1529), китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель. Исходил из единства знания и действия в нравственном поведении и утверждал, что познание определяется моральными нормами, врожденно присущими человеку.. ..

Ван Янмин

ВАН ЯНМИНВан Шоужэнь, прозвище Боань (1472-1529), крупнейший в эпоху Мин (14-17 вв.) китайский философ-неоконфуцианец, создатель оригинальной философской доктрины в русле так называемого "учения о сердце" (синь сюэ1), выдающийся литератор, военачальник и государственный деятель. Родился 31 ноября 1472 в уезде Юйяо (область Шаосин провинции Чжэцзян). Происходил из старинного рода. Изучал конфуцианскую, даосскую и буддийскую классику, военное искусство. В 1499 сдал экзамены на высшую ученую степен..

Ван цзи

Ван Жучжун, Ван Лунси.26.5.1498, Шаньинь окр. Шаосин пров. Чжэцзян -25.7.1583Неоконфуцианец, ближайший ученик и сородич Ван Янмина, один из гл. Представителей "левого крыла" янминизма (см. Ван Янмина школа), сблизившегося с чань-буддизмом (см. Чань школа). В.Ц. Происходил из семьи чиновник и после получения в 1532 высшей ученой степени цзиньши занимал ряд ответственных постов в военном министерстве. Однако в 1542 оставил службу и в последующие сорок с лишним лет, несмотря на неоднократные призы..

Ван чуаньшань

Ван Фучжи, Ван Эрнун, прозе. Цзянчжай.1619, Хэнъян уезда Хэнчжоу (совр. Пров. Хунань), - 1692, Шичуаньшань (пров. Хунань)Философ-конфуцианец, в творчестве к-рого были сильны материалистич. Тенденции. Из семьи мелкого помещика, в 14 лет получил низшую ученую степень сюцай. В пер. Завоевания Китая маньчжурами принимал участие в вооруженной борьбе с захватчиками в родном уезде, затем на Юго-Западе в рядах сторонников дин. Мин. После ее падения изменил фамилию и с 50-х гг. Скрывался от преследовани..

Великий предел

См. Предел великий. ..

Великий учитель цзясян

ЦЗИЦЗАН прозв. Цзясян даши ("великий учитель (из монастыря) Цзясян")549, Цзиньлин (совр. Нанкин), - 623Буд. Монах, основоположник Саньлунь школы. Долгое время жил в монастыре Цзясянсы в Хуэйцзи (совр. Шаосин пров. Чжэцзян), затем в монастырях Хуэйжисы в Янчжоу и Жияньсы в Чанъане (совр. Сиань пров. Шэньси), где и основал школу Саньлунь, завершив комментарий на три ее основополагающие трактата и систематизировав ее догматику. Осн. Соч. - "Сань лунь сюань и" ("Сокровенный смысл трех трактатов"), "..

Ван Янмин

(род. 31 окт. 1472, Юэчэн – ум. 9 янв. 1529, Наньань) – кит. Философ, находился в оппозиции к рационалистической натурфилософии неоконфуцианства, особенно резко выступал против Чжу Си. Развил идеалистическую философию Лю Синшаня в значительную теоретико-познавательную систему. См. Китайская философия.. ..

Дополнительный поиск Ван янмин Ван янмин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ван янмин" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ван янмин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 9 символа