Военная школа
БИН ЦЗЯДревнекит. Филос. Школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмич. Законов. Б.ц. Синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, иньян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в "Хань шу" (1 в.), разд. "И вэнь чжи", где, однако, не включена в число 10 главных филос. Школ, а выделена как самостоятельное направление, охватывавшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков. Стратегии и тактики (цюань моу). Расположения войск на местности (син ши). Временных и психологич. Условий войны (инь ян). Боевых приемов (цзи цяо). Согласно "И вэнь чжи", Б. Ц. Начала формироваться ок. 6 - 5 вв. До н.э. В среде военачальников. Идеологич. Основой служат конф. Принципы отношения к военному делу, изложенные в "Хун фане" (см.
"Шу цзин"), "Лунь юс", "Си цы чжуани". Военные действия - последнее на шкале гос. Дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления "гуманности" (жэнь (2)), "должной справедливости" (и (1)), "благопристойности" (ли (2)) и "уступчивости" (жан). Наиболее важные соч. Б. Ц. - "Сунь-цзы" Сунь У (5 - 4 вв. До н.э.) и "У-цзы" У Ци (4 в. До н.э.). Вместе с пятью др. Трактатами в кон. II в. Они были объединены в "Семикнижие военного канона" ("У цзин ци шу"), идеи к-рого легли в основу всех традиц. Военно-политич. И военно-дипломатич. Доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. В 1972г. В КНР был найден еще один фундаментальный трактат Б.ц., считавшийся утраченным к сер. 1-го тыс., - "Сунь Бинь бин фа" ("Военные законы Сунь Биня") (см.
Сунь Бинь).Мировоззрение Б.ц. Осн. На представлении о циклич. Характере всех космич. Процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции "пяти элементов" (у син (1)). Этот общий ход вещей есть путь "обращения к корню и возвращения к началу" (трактат "У-цзы"), т.е. Дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены "культура" (вэнь) и оппозиционная ей "воинственность" (у (2)), "воспитание" (цзяо) и "управление" (чжэн 131). В одних случаях необходимо опираться на конф. "добродетели" (дэ (11). "гуманность ", "должную справедливость", "благопристойность", "благонадежность" (синь (2)), а в других - на противоположные им легистские принципы.
"законность" (фа (1)), "наказуемость" (син (4)), "полезность/выгодность" (ли (3)), "хитрость" (гуй). Военная сфера - важная область гос. Дел, а гл. В военном искусстве - это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее "полезности/выгодности". В подобной диалектике сведущи "властители судеб (мин (I)) народа" - талантливые и расчетливые полководцы, к-рые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь), Землей (ди (2)) и впереди закона (фа (II), а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и не зависимы от правителя.*Лу Дацзе. Лидай бин шу мулу (Историч. Каталог книг по военному искусству (от древности до 1911)). Тайбэй, 1970. Chinese Ways of Warfare.
Camb., Mass., 1974.А.И. Кобзев.
Дополнительный поиск Военная школа
На нашем сайте Вы найдете значение "Военная школа" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Военная школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 13 символа