Военная школа

368

БИН ЦЗЯДревнекит. Филос. Школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмич. Законов. Б.ц. Синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, иньян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в "Хань шу" (1 в.), разд. "И вэнь чжи", где, однако, не включена в число 10 главных филос. Школ, а выделена как самостоятельное направление, охватывавшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков. Стратегии и тактики (цюань моу). Расположения войск на местности (син ши). Временных и психологич. Условий войны (инь ян). Боевых приемов (цзи цяо). Согласно "И вэнь чжи", Б. Ц. Начала формироваться ок. 6 - 5 вв. До н.э. В среде военачальников. Идеологич. Основой служат конф. Принципы отношения к военному делу, изложенные в "Хун фане" (см.

"Шу цзин"), "Лунь юс", "Си цы чжуани". Военные действия - последнее на шкале гос. Дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления "гуманности" (жэнь (2)), "должной справедливости" (и (1)), "благопристойности" (ли (2)) и "уступчивости" (жан). Наиболее важные соч. Б. Ц. - "Сунь-цзы" Сунь У (5 - 4 вв. До н.э.) и "У-цзы" У Ци (4 в. До н.э.). Вместе с пятью др. Трактатами в кон. II в. Они были объединены в "Семикнижие военного канона" ("У цзин ци шу"), идеи к-рого легли в основу всех традиц. Военно-политич. И военно-дипломатич. Доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. В 1972г. В КНР был найден еще один фундаментальный трактат Б.ц., считавшийся утраченным к сер. 1-го тыс., - "Сунь Бинь бин фа" ("Военные законы Сунь Биня") (см.

Сунь Бинь).Мировоззрение Б.ц. Осн. На представлении о циклич. Характере всех космич. Процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции "пяти элементов" (у син (1)). Этот общий ход вещей есть путь "обращения к корню и возвращения к началу" (трактат "У-цзы"), т.е. Дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены "культура" (вэнь) и оппозиционная ей "воинственность" (у (2)), "воспитание" (цзяо) и "управление" (чжэн 131). В одних случаях необходимо опираться на конф. "добродетели" (дэ (11). "гуманность ", "должную справедливость", "благопристойность", "благонадежность" (синь (2)), а в других - на противоположные им легистские принципы.

"законность" (фа (1)), "наказуемость" (син (4)), "полезность/выгодность" (ли (3)), "хитрость" (гуй). Военная сфера - важная область гос. Дел, а гл. В военном искусстве - это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее "полезности/выгодности". В подобной диалектике сведущи "властители судеб (мин (I)) народа" - талантливые и расчетливые полководцы, к-рые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь), Землей (ди (2)) и впереди закона (фа (II), а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и не зависимы от правителя.*Лу Дацзе. Лидай бин шу мулу (Историч. Каталог книг по военному искусству (от древности до 1911)). Тайбэй, 1970. Chinese Ways of Warfare.

Camb., Mass., 1974.А.И. Кобзев.

Значения в других словарях
Внутр. совершенная мудрость и внеш. царственность

НЭЙ ШЭН ВАЙ ВАН "Внутр. Совершенная мудрость и внеш. Царственность".Обозначение гармонии внутр. (см. Шэн (1)) и внеш. (см. Ван дао) идеала. Впервые встречается в даос, памятнике "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.), гл. "Тянь ся" ("Поднебесная"), впоследствии применялось гл. Обр. Конф. Мыслителями. Напр., в "Сун ши" ("История дин. Сун"), гл. "Шао Юн чжуань" ("Жизнеописание Шао Юна") приводится высказывание Чэн Хао (11 в.), определившего систему взглядов своего современника Шао Юна как "учение о внутр..

Внутреннее осознание

См. Самоанализ. ..

Вопрос-ответ

ВЭНЬ ДА (яп. Мондо). "Вопрос-ответ"В буд. Чань школе - парадоксальный диалог, в процессе к-рого происходит обмен энигматич. Высказываниями, репликами и восклицаниями, имеющими особый, "эзотерич." смысл, вопросами-загадками и парадоксальными задачами, решение к-рых требует отказа от дискурсивно-логич. Мышления и пробуждения "интуитивной мудрости". Функция В.д. Как метода психотренинга в целом совпадает с функцией гунъань и заключается в том, чтобы вызвать у адепта "просветление" (у (4)). Но если ..

Дополнительный поиск Военная школа Военная школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Военная школа" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Военная школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 13 символа