Высший предок

377

ШАН-ДИ"Верховный владыка", "Верховный государь", "Высший предок".Категория кит. Культуры. Входящий в сочетание Ш.-д. Иероглиф ди ( 1 ) ("государь", "предок"), возможно, первоначально служил обозначением жертвоприношения, затем - объекта поклонения, к-рому приносились жертвы, в т.ч. (а впоследствии гл. Обр.) предка или предков царствующего дома, включая тотемных. Принято считать, что в эпоху Шан-Инь (16-11 вв. До н.э.) понятие Ш.-д. Стало обозначением первопредка и покровителя всего гос. Образования. После покорения Шан-Инь племенным союзом Чжоу в II в. До н.э. Чжоуский культ Неба (тянь), как полагают, соединился с культом Ш.-д. И это понятие стало синонимом Неба, что отражено в текстах 1-го тыс. До н.э. Начиная с "Хуайнань-цзы" (2 в.

До н.э.), где Ш.-д. Коррелирует с дао, это слово стало использоваться в даосизме применительно к персонификациям высших божеств, сил, а в нач. 12 в. Хуэй-цзун, император, дин. Сун, пожаловал титул Ш.-д. Верховному божеству даос, и нар. Пантеонов Юй-ди (Юй-хуан Ш.-д.). Слово Ш.-д. Применяется для передачи христианского понятия "Бог".Такое использование термина Ш.-д. Было инициативой миссионеров-иезуитов. Они полагали, что в древности китайцы исповедовали монотеизм, схожий с ветхозаветным иудаизмом. Хранителем остатков этой традиции является конфуцианство, а слово Ш.-д. Синонимично еврейскому Яхве (Иегова). Ж.М. Амио даже считал, что начертание состоящего из трех черт первого иероглифа из бинома Ш.-д. - шан (верх, верхний, верховный) демонстрирует знакомство древних китайцев с христианским понятием Святой Троицы.

Представители ордена доминиканцев и др. Противники иезуитов утверждали, что в отличие от христианского Бога - несотворенной и всепроникающей сверхличной первосущности Ш.-д. В кит. Традиции является вторичным порождением универсальной вселенской субстанции. В итоге осн. Кит. Обозначением Бога в католицизме стало слово "Тяньчжу" - "Хозяин Неба" (отсюда кит. Назв. Католицизма - Тяньчжу цзяо, "учение Хозяина Неба").*Шаталов О.В. Представления о Китае в трудах западноевроп. И рус. Миссионеров второй пол. XVIII века. Автореф. Канд. Дне. Л., 1987. Васильев Л.С. Проблемы генезиса кит. Мысли. М., 1989. С. 18. Его же. О Шанди (Шан-ди?) // 22-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1991. Кучера С. Ш.-д. // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992. Ду Эрвэй. Чжунго гудай цзунцзяо яньцзю. Тянь, дао, Ш.-д.

Чжи бу (Исслед. Древних религий Китая. Проблемы терминов Тянь, дао, Ш.-д.). Тайбэй, 1976..

Значения в других словарях
Высочайшая наука

См. Наука высочайшая. ..

Высшее мастерство

См. Подвижничество. ..

Дополнительный поиск Высший предок Высший предок

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Высший предок" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Высший предок, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 13 символа