Гегель

286

(Hegel) Георг Вильгельм Фридрих27.7.1770, Штуттгарт, - 14.11.1831Нем. Философ. Получил образование в Тюбингенском ун-те (1788 - 93). В студенческие годы придерживался радикальных взглядов, приветствовал Франц. Революцию, назвав ее "всемирным историч. Событием", осуждал феод, порядки прусской монархии. Преподавал в ун-тах Иены (1801 -5), Нюрнберга (1808-16), Берлина (1818 - 31). Осн. Изд. При жизни труды - "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812-16), "Энциклопедия филос. Наук" (1818), "Основы философии права" (1821). Посмертно изданы лекции по философии, истории, эстетике, философии религии, истории философии и др.Г.- объективный идеалист. Объективный мир - отражение творческого духовного начала - "абс. Идеи", "мирового разума", или "мирового духа".

Природа - "инобытие духа". Единство законов внеш. Мира и мышления выводил из тезиса о тождестве мышления и бытия. Всеобъемлющая филос. Система Г. В своей основе метафизична. Она признавала конечность процесса движения, что противоречило его диалектич. Методу, всесторонне разработанному им применительно к сфере мышления и успешно использованному, хотя и в идеалистич. Трактовке, для объяснения естеств. И социальных явлений. Диалектика является существ, вкладом Г. В историю мировой филос. Мысли. В критически переработанном виде она стала одним из теоретич. Источников марксистской философии.Заметное место в системе Г. Отводится "вост. Миру". В его лекциях по философии истории красной нитью проходит идея историч. Развития человечества как единого процесса.

Идеалистич. Подход к проблеме развития об-ва привел его к выводу о делении народов мира на "историч." и "неисторич.". К первым он относил греков, римлян и германцев, ко вторым - ряд др. Народов, в т.ч. Принадлежащих "вост. Миру", в первую очередь китайцев и индийцев. Критерием такого деления послужил тезис о том, что содержанием развития всемирной истории является "прогресс в сознании свободы". Хотя Г. Утверждал, что "свет духа воссиял в Азии", положившей начало всемирной истории, он тем не менее настаивал, что "вост. Народы еще не знают, что дух или человек как таковой в себе свободен". Т.о., они "не свободны" и, следовательно, остаются "за пределами всеобщей истории". Такому выводу не помешало наличие в Китае и Индии с древнейших времен своей гос.

Орг-ции, что Г. Считал непременным признаком принадлежности к "историч. Народам".Установки относительно места народов Востока во всемирной истории Г. Распространял и на отношение к философии этих народов, к-рой, по его мнению, не место в общей истории философии. Однако в последние годы жизни он включил во введение к курсу своих историко-филос. Лекцийнебольшой разд. По "вост. Философии", из двух параграфов к-рого один относится к Китаю, др.- к Индии. Основываясь на скудных данных, почерпнутых из материалов католич. Миссионеров, он охарактеризовал вост. Философию как скорее "религ. Мировоззрение, к-рое очень легко можно принять за философию". В параграфе о кит. Мысли он остановился на Конфуции, назвав его "проповедником практич.

Мудрости". В его учении Г. Не нашел "никакой спекулятивной философии", сделав вывод, что ему воздается незаслуженная слава. Г. Также упомянул две классич. Книги - "И цзин" (см. "Чжоу и") и "Шу цзин", а также трактат "Дао дэ цзин", в оценке к-рых после краткого анализа их содержания ограничился констатацией того, что в них содержатся "абстр. Мысли", а философия Китая "еще находится на первой ступени". В параграфе по инд. Философии Г. По существу пересказал ст. Англичанина Генри Кольбрука "Об инд. Философии" (1823), сосредоточив внимание на двух известных ортодокс, системах древней Индии - сан-кхья и ньяя. Г. Рассматривал эти системы как истинно филос., подчеркивая их акцент на гносеологич. Проблемах, разработке системы логич.

Категорий, и даже сравнивал систему ньяя с логикой Аристотеля.*Соч. Т. 8. М.-Л., 1935. Т. 9. Л-, 1932;**Гулыга А.В. Г. М., 1970. Сенин Н.Г. Историч. Концепция Г. И место в ней народов Востока // VII Междунар. Гегелевский филос. Конгресс. М., 1970. Советская лит-pa о Г. (1970 - 1979). М., 1980.Н.Г. Сенин.

Значения в других словарях
Гегель

(Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, — 14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Родился в семье чиновника. В 1788—93 учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1793—1801 домашний преподаватель в Берне и Франкфурте-на-Майне. С 1801 жил в Иене, занимаясь научным и литературным трудом, в 1807 редактировал газету в Бамберге. С 1808 по 1816 директор гимнази..

Гегель

Гегель(Hegel)Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831) Немецкий философ.Афоризмы, цитаты -Гегель - биография (Hegel)• История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы.• Ничто великое в мире не совершается без страсти.• Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде.• Человек есть не что иное, как ряд его поступков.• Из всех вообще безнравственных отношений - отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.• Подлинны..

Гегель

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Гегель

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (Georg Wilhelm Friedrich Hegel, 1770-1831) - см. Эстетика. ..

Гегель

Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1780-1831) - великий немецкий философ-идеалист, оказавший исключительное влияние на развитие западно-европейской философии и русской общественной мысли в 40 - 60-х годах прошлого века (Белинский, Герцен, Чернышевский, Бакунин). В противоположность метафизическому образу мышления, господствовавшему в научной мысли в XVIII столетии и рассматривавшему объективный мир и его отражение в человеческой психике, как систему неизменных и замкнутых в себе элементов, ..

Гегель

1.(Hegel), Георг Вильгельм Фридрих (27.VIII.1770 - 14.XI.1831) - нем. Философ, объективный идеалист, виднейший представитель нем. Классич. Философии, явившейся одним из теоретич. Источников марксизма. Впервые дал на основе идеализма систематич. Разработку диалектики. Род. В Штутгарте в семье высокопоставленного чиновника. В 1788-93 прослушал 2-летний философский и 3-летний теологич. Курсы в Тюбингенском ун-те. В 1801 стал профессором философии в Иене, в 1808-16 - директор гимназии в Нюрнберге, з..

Гегель

(Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831) - немецкий философ, создатель философской системы, являющейся не только завершающим звеном в развитии немецкой трансцендентально-критической философии, но и одной из последних всеобъемлющих систем классического новоевропейского рационализма. Г. Разработал теорию диалектики на основе философии абсолютного (объективного) идеализма. С 1788 по 1793 - студент Тюбингенского теологического института (вместе с Шеллингом и Гёльдерлином), с 1794 - домашний учи..

Гармонизация и вспомоществование

ЦЗИН ЦЗИ "Гармонизация и вспомоществование"Фундамент, понятие традиц. Кит. Социально-политич. Мысли. Первая составная часть бинома Ц.ц. - многозначный иероглиф цзин (1) в данном контексте подразумевает упорядочение посредством "основы и утка" (см. Цзин вэй), а все сочетание трактуется как стяжение от цзин ши цзи у ("упорядочение-гармонизация мира и (тем самым) вспомоществование вещам" (т.е. Всему сущему, см. У (3)). Здесь выражена трактовка любого творчества в традиц. Кит. Культуре как некоего п..

Генерализация

ГУН (1). "Обобщение" ("совмещение, генерализация")Термин кит. Философии и логики. Этимологич. Восходит к изображению сведенных вместе рук. Г. Означает обобщение не посредством абстрагирования идеальных свойств разных объектов некоего множества, а за счет выделения одного объекта, или имени этого объекта ("общего имени" - Г. Мин) в качестве репрезентанта всего множества однородных (тун лэй) объектов. Так Полярная звезда объединяет (Г.) остальные звезды ("Лунь юй"), а ступица - спицы в колесе ("Да..

Гу яньу

Гу Тинлинь, Гу Нинжэнь.15.7.1613, Куньшань пров. Цзянсу, - 15.2.1682, Цюйво пров. Шаньси.Философ-конфуцианец, просветитель-патриот и ученый-энциклопедист (филолог, историк, географ, экономист, астроном), положивший начало эмпирико-критич. Направлению - пу сюэ ("учение о естестве", "конкр. Учение") в идеологии пер. Правления дин. Цин (1644 - 1911). Происходил из знатной образованной семьи, активно боролся с маньчж. Завоевателями и после их победы (1644) в знак протеста принял псевдоним Яньу - "Пл..

Гегель

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ, создатель философской системы, являющейся не только завершающим звеном в развитии немецкой классической философии, но и одной из последних всеобъемлющих систем классического новоевропейского рационализма. Разработал теорию диалектики на основе философии абсолютного (объективного) идеализма. С 1788 по 1793 - студент Тюбингенского теологического института (вместе с Шеллингом и Гельдерлином), с 1794 - домашний учитель (Берн, Фра..

Гегель

(Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), нем. Философ. Род. В Штутгарте, окончил богосл. Ф-т Тюбингенского ун-та (1788-93). Давал частные уроки, был директором гимназии, читал курс философии в Иене. С 1818 до конца жизни - проф. Берлинского ун-та. Мировоззрение Г. Сформировалось на основе христ. Понимания истории как целенаправленного процесса становления и антич. Пантеизма, модифицированного нем. Классич. Философией. Для Г. История есть прежде всего история человеческого духа, в к-ром осуще..

Дополнительный поиск Гегель Гегель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гегель" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гегель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 6 символа