Гегель
(Hegel) Георг Вильгельм Фридрих27.7.1770, Штуттгарт, - 14.11.1831Нем. Философ. Получил образование в Тюбингенском ун-те (1788 - 93). В студенческие годы придерживался радикальных взглядов, приветствовал Франц. Революцию, назвав ее "всемирным историч. Событием", осуждал феод, порядки прусской монархии. Преподавал в ун-тах Иены (1801 -5), Нюрнберга (1808-16), Берлина (1818 - 31). Осн. Изд. При жизни труды - "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812-16), "Энциклопедия филос. Наук" (1818), "Основы философии права" (1821). Посмертно изданы лекции по философии, истории, эстетике, философии религии, истории философии и др.Г.- объективный идеалист. Объективный мир - отражение творческого духовного начала - "абс. Идеи", "мирового разума", или "мирового духа".
Природа - "инобытие духа". Единство законов внеш. Мира и мышления выводил из тезиса о тождестве мышления и бытия. Всеобъемлющая филос. Система Г. В своей основе метафизична. Она признавала конечность процесса движения, что противоречило его диалектич. Методу, всесторонне разработанному им применительно к сфере мышления и успешно использованному, хотя и в идеалистич. Трактовке, для объяснения естеств. И социальных явлений. Диалектика является существ, вкладом Г. В историю мировой филос. Мысли. В критически переработанном виде она стала одним из теоретич. Источников марксистской философии.Заметное место в системе Г. Отводится "вост. Миру". В его лекциях по философии истории красной нитью проходит идея историч. Развития человечества как единого процесса.
Идеалистич. Подход к проблеме развития об-ва привел его к выводу о делении народов мира на "историч." и "неисторич.". К первым он относил греков, римлян и германцев, ко вторым - ряд др. Народов, в т.ч. Принадлежащих "вост. Миру", в первую очередь китайцев и индийцев. Критерием такого деления послужил тезис о том, что содержанием развития всемирной истории является "прогресс в сознании свободы". Хотя Г. Утверждал, что "свет духа воссиял в Азии", положившей начало всемирной истории, он тем не менее настаивал, что "вост. Народы еще не знают, что дух или человек как таковой в себе свободен". Т.о., они "не свободны" и, следовательно, остаются "за пределами всеобщей истории". Такому выводу не помешало наличие в Китае и Индии с древнейших времен своей гос.
Орг-ции, что Г. Считал непременным признаком принадлежности к "историч. Народам".Установки относительно места народов Востока во всемирной истории Г. Распространял и на отношение к философии этих народов, к-рой, по его мнению, не место в общей истории философии. Однако в последние годы жизни он включил во введение к курсу своих историко-филос. Лекцийнебольшой разд. По "вост. Философии", из двух параграфов к-рого один относится к Китаю, др.- к Индии. Основываясь на скудных данных, почерпнутых из материалов католич. Миссионеров, он охарактеризовал вост. Философию как скорее "религ. Мировоззрение, к-рое очень легко можно принять за философию". В параграфе о кит. Мысли он остановился на Конфуции, назвав его "проповедником практич.
Мудрости". В его учении Г. Не нашел "никакой спекулятивной философии", сделав вывод, что ему воздается незаслуженная слава. Г. Также упомянул две классич. Книги - "И цзин" (см. "Чжоу и") и "Шу цзин", а также трактат "Дао дэ цзин", в оценке к-рых после краткого анализа их содержания ограничился констатацией того, что в них содержатся "абстр. Мысли", а философия Китая "еще находится на первой ступени". В параграфе по инд. Философии Г. По существу пересказал ст. Англичанина Генри Кольбрука "Об инд. Философии" (1823), сосредоточив внимание на двух известных ортодокс, системах древней Индии - сан-кхья и ньяя. Г. Рассматривал эти системы как истинно филос., подчеркивая их акцент на гносеологич. Проблемах, разработке системы логич.
Категорий, и даже сравнивал систему ньяя с логикой Аристотеля.*Соч. Т. 8. М.-Л., 1935. Т. 9. Л-, 1932;**Гулыга А.В. Г. М., 1970. Сенин Н.Г. Историч. Концепция Г. И место в ней народов Востока // VII Междунар. Гегелевский филос. Конгресс. М., 1970. Советская лит-pa о Г. (1970 - 1979). М., 1980.Н.Г. Сенин.
Дополнительный поиск Гегель
На нашем сайте Вы найдете значение "Гегель" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гегель, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 6 символа