Гуань чжун
Гуань Цзин-чжун, Гуань Иу, Гуань-цзы. Иншан (совр. Пров. Шаньдун),. - 645 до н.э. Первый советник правителя царства Ци, признанный основоположник легизма.Сведения о его жизни и деятельности содержатся в основном в "Го юй" (5 - 3 вв. До н.э.). Выходец из торговцев. Вел борьбу с наследств, аристократией за введение единого законодательства и укрепление власти государя. Г.Ч. Традиционно приписывается авторство на трактат "Гуань-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.), основу к-рого составляют его высказывания.По-видимому, Г.Ч. Первым в истории Китая выдвинул и обосновал концепцию управления страной на основании закона (фа (1)). "законы - это отец и мать народа" ("Гуань-цзы", гл. 16). "правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые - все должны следовать закону.
Это и называется великим (искусством) управления" (гл. 45). В высказываниях Г.Ч. Впервые прозвучала легистская идея о второстепенное и даже пагубности образования и отвлеченного мудрствования. "Совершенномудрый (шэн (1)) правитель полагается на закон, а не на мудрость. Если же он откажется от закона и предпочтет знания, то народ забросит все дела и ринется за славой" (гл. 45).Вероятно, законы, создаваемые правителем, мыслились Г.Ч. Как средство ограничения прав наследств, аристократии на наследование высших администр. Постов. "Только управляя на основании закона, можно выдвигать достойных и устранять плохих" (гл. 46). Возможно, Г.Ч. Первым предложил идею наказания в качестве гл. Метода управления. "когда боятся наказаний, то управлять легко" (гл.
48). В отличие от легистов последующих поколений Г.Ч. Признавал нормы "(ритуальной) благопристойности" (ли (2)) в качестве одного из "четырех устоев" (сы вэй) гос-ва наряду с "долгом/справедливостью" (и (1)), "бескорыстием" (кан) и "совестливостью" ("стыдом"- чи). Но не исключено, что такого рода утверждения могли быть приписаны Г.Ч. Конфуцианцами - редакторами "Гуань-цзы".По Т.Ч., "закон стоит не под, а над государем. Сам правитель обязан выполнять его директивы". "закон ограждает народ от необузданности государя, у к-рого нет границ" (гл. 52). В то же время вся полнота политич. И экономич. Власти должна находиться в руках государя. Он должен, в части., поддерживать умеренные цены на продукты питания, ему принадлежит монополия на добычу железной руды.
Основа экономич. Жизни гос-ва - земледелие. Обилие зерна обеспечивает богатство гос-ва, силу его войска и расширение его пределов в рез-те победоносных войн. Земледелие соотносится с торговлей как "корень" (бэнь) с "ветвями" (мо). Торговля - одна из причин разорения земледельцев и должна ограничиваться. Г.Ч. Предложил разделить страну на уезды во главе с подотчетными только государю чиновниками и провести сквозное администр. Деление вплоть до самой низшей социальной единицы - семьи, разбив все население на группы из пяти семей. Эти предложения объективно были направлены на разрушение кровнородственной общины и подрыв т.о. Социальной опоры глав патронимии - наследств, знати.По инициативе Г.Ч. Был введен дифференцированный налог в зависимости от качества земли и количества пахотных полей, отменен обычай передела полей в общине.
В результате осн. Объектом эксплуатации стала не община, а отд. Семья землевладельцев. Г.Ч. Установил гос. Контроль за добычей соли и железа, упорядочил чеканку монеты, контролировал рыночные цены. Упорядочение администр. Деления, видимо, удалось Г.Ч. Только в пределах столицы, разделенной на кварталы, и столичной области, разделенной на пять районов под управлением чиновников. В кварталах, населенных служилым людом, Г.Ч. Ввел систему воинской повинности. Им была создана также трехступенная система отбора на чиновничьи должности. Деятельность Г.Ч. Помогла цискому правителю Хуань-гуну стать "гегемоном" (ба) среди правителей древнекит. Царств.** Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политич. Истории Китая. М., 1981. С. 20, 21, 42 - 5 и др.
Цяо Чжанлу. Г.Ч. (Гуань Иу) // Чжунго гу да и чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критич. Биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 1. Цзинань, 1982. См. Также лит-ру к ст. "Гуань-цзы", "Легизм".Л.С. Переломов.
Дополнительный поиск Гуань чжун
На нашем сайте Вы найдете значение "Гуань чжун" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуань чжун, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 10 символа