Гуань-цзы

180

Один из крупнейших древнекит. Филос. Трактатов (ок. 130 тыс. Иероглифов), объединяющий произв. Разных авторов, в осн. 4 - 3 вв. До н.э., и состоящий из восьми тематич. Разд. В 24 "свитках" (цзюань) и 86 главах (пянь), из к-рых 10 глав ныне утрачены.В первонач. Варианте сложился в сер. 3 в. До н.э. В академии Цзися (царство Ци), был окончательно сформирован Лю Сяном ок. 26 до н.э. И впервые напечатан в 13 в. Назван по имени Гуань Чжуна (Гуань Иу, Гуань-цзы, . - 645 до н.э.), гл. Министра царства Ци, прославившегося своими социально-политич. И экономич. Реформами, к-рые послужили толчком для развития теории и практики легизма. Гуань Чжун, с одной стороны, стоял за абсолютизацию царской власти, распространяя ее на экономику в виде гос. Контроля над ценами и монополии на соль и железо, а с др.- видимо, первым в Китае выдвинул концепцию управления страной на основе законов (фа (1)), к-рым должен следовать и сам государь ("закон - отец и мать народа", гл.

16). Авторитет Гуань Чжуна, особенно в его родном царстве Ци, стал причиной приписывания ему и объединения в "Г.-ц." произв. Всех гл. Филос. Школ древнего Китая, представленных в Цзися. "Г.-ц." сначала квалифицировался как даос. ("Хань шу", из. 30, 1 в., см. Даосизм), а затем как легистский ("Суй шу", цз. 34, 6 - 7 вв.) трактат. Последняя г. Зр. Закрепилась и ныне доминирует в кит. Науке, распространена в науч. Лит-ре др. Стран. Хотя адекватное понимание "Г.-ц." осложнено плохой сохранностью текста, нуждающегося в серьезной реконструкции, по-видимому, правильнее считать его первым в ряду энциклопедич. ("эклектич." - цза цзя) произведений типа "Хуайнань-цзы" и "Люй-ши чунь цю", в к-рых представлен широкий спектр знаний. Филос., социально-политич., экономич., историч., естественнонауч.

И др., почерпнутых из учений различных школ.Специфику "Г.-ц." составляет, во-первых, общая ориентация на экономич. Проблематику, во-вторых, отражение самых ранних форм синтеза конф. (см. Конфуцианство), даос, и легистских идей с включением отд. Положений этики мо цзя, учения мин цзя и натурфилософии иньян цзя. Концентрированным выражением этого синтеза является тезис о производности законов от этико-ритуальных норм (ли (2)) и их конечной зависимости от дао, "главенствующего (во всей) тьме вещей". Легистская опора на закон как основу социальной регуляции совмещена с его конф. Объективизацией и морализацией. Закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила (гл. 46), призванная обогащать народ, а не казну ("закон и есть любовь к народу", гл.

6). Даос, трактовка дао как пустотно-бесформенного и "Беспредельного" (гл. 36 - 38, 49) связана в "Г.-ц." с образом идеального правителя, больше ценящего дао и законы (или законы дао), чем свое гос-во (гл. 30). В гл. 36 - 38 и 49 представлено учение о дао, его конкретизации ("пристанище", шэ)-дэ (1) и универсальной субстанции- "пневме" (ци (1)), "эссенциальная" (цзин (3)) форма к-рой рождает разум, а высшее духовное состояние (шэнь (1)) - всеведение. В человеч. Теле роль государя играет сердце, внутри к-рого находится руководящий им психич. Центр -"сердце сердца" (синь чжи синь) (гл. 49). Это учение совр. Исследователи атрибутируют Сун (Цзяня) - Инь (Вэня) школе, на даос, основе соединявшей конф. И моистские идеи. В гл.

40, 41 содержится учение иньян цзя о силах инь ян, представляющих собой "великий принцип (ли (1)) Неба и Земли", и "пяти элементах" (у сын (1)), определяющих осн. Пространственно-временные характеристики "пневмы". Гл. 39 посвящена Земле (ди (2)) и воде - "первоисточникам тьмы вещей". Вода сопоставлена с дао и названа "кровью и пневмой Земли". Связанный с идеологией "школы дипломатов" (цзунхэн цзя) ведущий социально-экономич. Принцип "Г.-ц." - цин чжун ("(установление баланса) легкого и тяжелого") изложен в обозначенных этим термином гл. 80 - 86. Данный принцип стабилизации хозяйства посредством выпуска денег и накопления товаров выражает идею гос. Контроля над экономич. Жизнью и представление о законосообразном характере обществ, бытия.

"Г.-ц." является также ценным источником по истории кит. Протологич. (гл. 6) и военной (гл. 17, 27) мысли, педагогики (гл. 59), календарной астрономии (гл. 8, 40), математики (гл. 58), гидрологии (гл. 39, 57) и географии (гл. 77).* Го Можо, Вэнь Идо, Сюй Вэйюй. Гуань-цзы цзицзяо (Собр. Редакций "Г.-ц."). Т. 1 - 2. Пекин, 1956. Штейн В.М. "Г.-ц.". Исслед. И пер. М., 1959. Древнекит. Философия. Т. 2. М., 1973. С. 14 - 57. Maverick L, Tang Po-fu, Wen Kung-wen. Economic Dialogues in Ancient China. Selections from the Kuan-tzu. Carbondale (111.), 1954. Rickett W.A. Kuang-tzu. A Repository of Early Chinese Thought. A Translation and Study of Twelve Chapters. Vol. 1. Hong Kong, 1965;**Иванов А. Материалы по кит. Философии. Введение. Школа фа. "Хань Фэй-цзы". Пер. СПб., 1912. С. XXXVI - LV. Го Можо.

Бронзовый век. М., 1959. С. 318 - 61. Ло Гэньцзэ. Г.-ц. Тань юань (Выявление истоков Т.-ц."). Шанхай, 1931. "Г.-ц." яньцзю (Исслед. Т.-ц."). Сб. 1. Цзинань, 1987. А.М. Кобзев.

Значения в других словарях
Гуань-цзы

ГУАНЬ-ЦЗЫ (7 в. До н. Э.) - китайский философ, создавший этическое учение.. ..

Гуань-цзы

ГУАНЬ-ЦЗЫодин из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тысяч иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном 4-3 вв. До н.э., и состоящий из восьми тематических разделов в 24 "свитках" (цзюань) и 86 главах (пянь), из которых 10 глав ныне утрачены. В первоначальном варианте сложился в середине 3 в. До н.э. В академии Цзися (царство Ци), был окончательно сформирован Лю Сяном около 26 до н.э. И впервые напечатан в 13 в. Назван по имени Гуань Чжуна (Гуань Иу, ..

Гуань инь-цзы

См. Мудрец инь с заставы. ..

Гуань чжун

Гуань Цзин-чжун, Гуань Иу, Гуань-цзы. Иншан (совр. Пров. Шаньдун),. - 645 до н.э. Первый советник правителя царства Ци, признанный основоположник легизма.Сведения о его жизни и деятельности содержатся в основном в "Го юй" (5 - 3 вв. До н.э.). Выходец из торговцев. Вел борьбу с наследств, аристократией за введение единого законодательства и укрепление власти государя. Г.Ч. Традиционно приписывается авторство на трактат "Гуань-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.), основу к-рого составляют его высказывания.По..

Гуйгу-цзы

См. Мудрец из ущелья навей. ..

Дополнительный поиск Гуань-цзы Гуань-цзы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гуань-цзы" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуань-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 9 символа