Жуань цзи

163

Жуань Сыцзун. 210, Вэйши обл. Чэньлю (совр. Вэйши пров. Хэнань),- 263.Представитель филос. Направления сюань сюэ ("учение о сокровенном"), литератор. Ведущая фигура в кружке интеллектуалов, известном как "семь мудрецов из бамбуковой рощи" (в него входили также Цзи Кан, Сян Сю, Жуань Сянь, Лю Лин, Шань Тао и Ван Жун). Состоял на гражданской и военной службе в гос-ве Вэй (отсюда прозе.- "Жуань-пехотинец"), но сознательно избегал высоких постов. Осторожность в высказываниях сочетал с экстравагантностью поведения, вызывавшей нарекания его биографов-конфу-цианцев. Они отмечали также приверженность Ж.Ц. Даос. Этич. Принципам и его преклонение перед личностью Чжуан Чзкоу (Чжуан-цзы, 4 - 3 вв. До н.э.). Осн. Био-графич. Сведения содержатся в его жизнеописаниях из "Вэй шу" ("История дин.

Вэй", сост. Чэнь Шоу, 3 в.) и "Цзинь шу" ("История дин. Цзинь", 7 в.). В эссе "Чжу линь ци сянь лунь" ("О семи мудрецах из бамбуковой рощи") Дай Куя (4 в.) и :б. "Ши шо синь юй" ("Новое изложение рассказов, в свете ходящих") Лю Ицина (5 в.). Гл. Филос. Соч.- "Тун и лунь" ("О проникновении в "(Канон) перемен"), "Юэ лунь" ("О музыке"), "Да Чжуан лунь" ("О постижении Чжуан(-цзы)"), "Да жэнь сянь шэн чжуань" ("Жизнь великого человека"). Поэтич. Славу принес ему сб. "Юн хуай ши" ("Пою о чувствах").В осн. Теоретич. Эссе Ж.Ц. О даосизме - "Да Чжуан лунь" он подчеркивал бессилие обыкновенного разумения перед совершенством великого дао, "предел" к-рого - "смешение всего в одно". Постигающий это единство "совершенный человек" неотделим от бесконечных превращений (см.

Хуа) мира и потому бессмертен. Но для тех, "кто утверждает себя", вечность недостижима. В "Да жэнь сянь шэн чжуань" Ж.Ц. Раскрыл внутр. Мир "великого человека" через противопоставление его расхожей конфуцианизированной морали. Ее догмы и правила, конф. Начетничество и ханжество порождают насилие и ложь, поэтому "благородный муж" (цзюнь цзы)- не "образец для всех времен", но тот, кто ввергает Поднебесную в ужас мятежей и гибели. "Великий человек" противостоит амбициозному отшельничеству, мотивы к-рого - мизантропия и тщеславие. Отшельничество "великого человека" - духовного свойства. Вместе с тем ему чужда идея компромисса между отшельничеством и службой, предлагаемая нек-рыми мыслителями сюань сюэ, в части. Го Сяном.

Правда "великого человека" не в зримой "возвышенности", а в сокровенных, "пустотных" (сюй) странствиях его духа, и потому не м.б. Понята суетным миром.Эскиз всеобъемлющей полноты бытия и принципа действия мировой гармонии Ж.Ц. Находил в "Чжоу и". В эссе об этом памятнике ("Тун и лунь") он, не вдаваясь в смысл отд. Символов, стремился обобщить его филос. Содержание в диалектике "возвращения к истокам". Воссоздал картину динамизма саморегулирующейся вселенской гармонии, единство к-рой обусловлено моментом перехода вещей в свою противоположность. Гармонии мировой соответствует гармония об-ва, когда для поддержания порядка не требуется целенаправленных усилий. Носительницей гармонии для Ж.Ц. Являлась музыка. Она - "суть Неба и Земли, природа всего сущего.

Совершенно-мудрые (шэн (1)) правители древности создали музыку, чтобы сделать возможными следование природе Неба и Земли, постижение жизни всех существ" ("Юэ лунь"). "Истинная" музыка древних несет "уравновешенность" (пин), "согласие", "гармонию" (хэ (1)) и восходит к совершенной полноте всеединства. Музыка должна "приводить к покою дух всей тьмы вещей", улучшать нравы, очищать помыслы и чувства людей. В духе конф. Традиции Ж.Ц. Рассматривал музыку как внутр. Содержание нравств. Устоев. "Ритуалы (ли (2)) определяют видимый образ, музыка приводит в равновесие сердце. Ритуалы устанавливают внешнее, музыка определяет внутреннее". Однако конф. И даос, идеи не абсолютизировались Ж.Ц. И служили для него символами личных искании, в эпоху социальных неурядиц и духовной деградации устремленных к первозданному единству человека и мира.*Ж.Ц.

Цзи (Собр. Соч. Ж.Ц.). Шанхай, 1978. **Малявин В.В. Ж.Ц. М., 1978. Дин Гуань. Ж.Ц. // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критич. Биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 2. Цзинань, 1982.В. В. Малявин.

Значения в других словарях
Жизнеописания достойных монахов

ГАО СЭН ЧЖУАНЬ "Жизнеописания достойных монахов" ("Жизнеописания Высоких наставников")Памятник буд. Историч. Лит-ры, важнейший источник по истории раннего кит. Буддизма за пер. 67 - 519. Составитель Хуэйцзяо (кон. 5 - 6 в.). Ок. 500 биографий распределены по десяти разд. "Ши цзинь" ("Переводчики"), цзюань ("свиток") 1 - 3. "И цзяо" ("Толкователи"), цз. 4 - 8. "Чань и" ("Чудотворцы"), цз. 9 - 10. "Си чань" ("Преуспевшие в самосозерцании"), цз. 11. "Мин люй" ("Знатоки винаи"), цз. 11. "Ман шэн" ("..

Жизнесозерцание

См. Мировидение. ..

Дополнительный поиск Жуань цзи Жуань цзи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жуань цзи" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жуань цзи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 9 символа