Жуань цзи
Жуань Сыцзун. 210, Вэйши обл. Чэньлю (совр. Вэйши пров. Хэнань),- 263.Представитель филос. Направления сюань сюэ ("учение о сокровенном"), литератор. Ведущая фигура в кружке интеллектуалов, известном как "семь мудрецов из бамбуковой рощи" (в него входили также Цзи Кан, Сян Сю, Жуань Сянь, Лю Лин, Шань Тао и Ван Жун). Состоял на гражданской и военной службе в гос-ве Вэй (отсюда прозе.- "Жуань-пехотинец"), но сознательно избегал высоких постов. Осторожность в высказываниях сочетал с экстравагантностью поведения, вызывавшей нарекания его биографов-конфу-цианцев. Они отмечали также приверженность Ж.Ц. Даос. Этич. Принципам и его преклонение перед личностью Чжуан Чзкоу (Чжуан-цзы, 4 - 3 вв. До н.э.). Осн. Био-графич. Сведения содержатся в его жизнеописаниях из "Вэй шу" ("История дин.
Вэй", сост. Чэнь Шоу, 3 в.) и "Цзинь шу" ("История дин. Цзинь", 7 в.). В эссе "Чжу линь ци сянь лунь" ("О семи мудрецах из бамбуковой рощи") Дай Куя (4 в.) и :б. "Ши шо синь юй" ("Новое изложение рассказов, в свете ходящих") Лю Ицина (5 в.). Гл. Филос. Соч.- "Тун и лунь" ("О проникновении в "(Канон) перемен"), "Юэ лунь" ("О музыке"), "Да Чжуан лунь" ("О постижении Чжуан(-цзы)"), "Да жэнь сянь шэн чжуань" ("Жизнь великого человека"). Поэтич. Славу принес ему сб. "Юн хуай ши" ("Пою о чувствах").В осн. Теоретич. Эссе Ж.Ц. О даосизме - "Да Чжуан лунь" он подчеркивал бессилие обыкновенного разумения перед совершенством великого дао, "предел" к-рого - "смешение всего в одно". Постигающий это единство "совершенный человек" неотделим от бесконечных превращений (см.
Хуа) мира и потому бессмертен. Но для тех, "кто утверждает себя", вечность недостижима. В "Да жэнь сянь шэн чжуань" Ж.Ц. Раскрыл внутр. Мир "великого человека" через противопоставление его расхожей конфуцианизированной морали. Ее догмы и правила, конф. Начетничество и ханжество порождают насилие и ложь, поэтому "благородный муж" (цзюнь цзы)- не "образец для всех времен", но тот, кто ввергает Поднебесную в ужас мятежей и гибели. "Великий человек" противостоит амбициозному отшельничеству, мотивы к-рого - мизантропия и тщеславие. Отшельничество "великого человека" - духовного свойства. Вместе с тем ему чужда идея компромисса между отшельничеством и службой, предлагаемая нек-рыми мыслителями сюань сюэ, в части. Го Сяном.
Правда "великого человека" не в зримой "возвышенности", а в сокровенных, "пустотных" (сюй) странствиях его духа, и потому не м.б. Понята суетным миром.Эскиз всеобъемлющей полноты бытия и принципа действия мировой гармонии Ж.Ц. Находил в "Чжоу и". В эссе об этом памятнике ("Тун и лунь") он, не вдаваясь в смысл отд. Символов, стремился обобщить его филос. Содержание в диалектике "возвращения к истокам". Воссоздал картину динамизма саморегулирующейся вселенской гармонии, единство к-рой обусловлено моментом перехода вещей в свою противоположность. Гармонии мировой соответствует гармония об-ва, когда для поддержания порядка не требуется целенаправленных усилий. Носительницей гармонии для Ж.Ц. Являлась музыка. Она - "суть Неба и Земли, природа всего сущего.
Совершенно-мудрые (шэн (1)) правители древности создали музыку, чтобы сделать возможными следование природе Неба и Земли, постижение жизни всех существ" ("Юэ лунь"). "Истинная" музыка древних несет "уравновешенность" (пин), "согласие", "гармонию" (хэ (1)) и восходит к совершенной полноте всеединства. Музыка должна "приводить к покою дух всей тьмы вещей", улучшать нравы, очищать помыслы и чувства людей. В духе конф. Традиции Ж.Ц. Рассматривал музыку как внутр. Содержание нравств. Устоев. "Ритуалы (ли (2)) определяют видимый образ, музыка приводит в равновесие сердце. Ритуалы устанавливают внешнее, музыка определяет внутреннее". Однако конф. И даос, идеи не абсолютизировались Ж.Ц. И служили для него символами личных искании, в эпоху социальных неурядиц и духовной деградации устремленных к первозданному единству человека и мира.*Ж.Ц.
Цзи (Собр. Соч. Ж.Ц.). Шанхай, 1978. **Малявин В.В. Ж.Ц. М., 1978. Дин Гуань. Ж.Ц. // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критич. Биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 2. Цзинань, 1982.В. В. Малявин.
Дополнительный поиск Жуань цзи
На нашем сайте Вы найдете значение "Жуань цзи" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жуань цзи, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 9 символа