И цзин
"ЧЖОУ И" "И цзин"Наиболее авторитетное и ориг. Произв. Кит. Канонич. И филос. Лит-ры, стоящее во главе как "Тринадцатиканония" ("Ши сань цзин"), так и "Пятиканония" ("У цзин") и оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру традиц. Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Вост. Азии. Каждый из двух иероглифов, составляющих название "Ч. И.", может быть понят по крайней мере двояко. "Чжоу" - 1) имя династии, правившей в Китае с конца 2 тыс. До н.э. По сер. 3 в. До н.э., и хронологич. Обозначение данной эпохи. 2) слово, имеющее значения "оборот, круг, цикл", "везде, повсюду", "полный, исчерпывающий". "и (4)"- 1) "легкий, нетрудный". 2) "перемена, метаморфоза". Соответственно сочетание "Чжоу и" допускает четыре толкования.
1) "(Канон) перемен (эпохи) Чжоу". 2) "Легкий (канон эпохи) Чжоу". 3) "Всеохватно-крутовые перемены". 4) "Всеохватно-круговой легкий (канон)" (тут слово "канон" - эквивалент иероглифа цзин (1), входящего в состав синонимичного "Ч.и" обозначения - "И цзин", "Канон перемен", "Книга перемен". См. Цзин вэй). "Ч. И." включает в себя канонич. Часть (в двух разд.), созд., видимо, в 8 - 7 вв. До н.э., т.е. Собственно "И цзин", и комментирующую часть, созд. В 6 - 4 вв. До н.э., - "И чжуань" (или "Ши и" - "Десять крыльев", т.е. Семь коммент.-чжуань, три из к-рых имеют по два разд.). Специфич. Основу "И цзина" составляют возникшие, вероятно, в кон. 2 - нач. 1 тыс. До н.э. 64 гексаграммы (люшисы гуа, см. Гуа) - особые графич. Символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов - целой и прерванной - во всех комбинаторно возможных вариантах.
Черты истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь ян (соответственно прерванная и целая), а их двойные, тройные и т.д. Комбинации - как знаки более конкр. Воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Центр, роль в этой системе играют восемь триграмм (ба гуа) - сочетания из трех черт, считающиеся половинными компонентами гексаграмм и знаменующие собой восьмеричный набор универсалий. Цянь - творчество, крепость, небо, отец. Кунь - исполнение, самоотдача, земля, мать. Чжэнь - возбуждение, подвижность, гром, первый сын. Кань - погружение, опасность, вода, второй сын. Гэнь - пребывание, незыблемость, гора, третий сын. Сюнь - утончение, проникновенность, ветер (дерево), первая дочь. Ли - сцепление, ясность, огонь, вторая Дочь.
Дуй - разрешение, радостность, водоем, третья дочь.Происхождение канонич. Части "Ч. И." связано с двумя важнейшими видами гадательной практики - на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота (бу) (образовывание геометрич. Символов) и на стеблях тысячелистника (ши (7)) (различные числовые комбинации). В "Чжоу ли" содержится сообщение об использовании при "великом гадании" (да бу) "приемов трех перемен" (сань и чжи фа). "Лянь шань" ("Смыкающиеся горы"), "Гуй цзан" ("Возвращение в сокровищницу") и "Ч. И.". В традиц. "науке об "И цзине" - и сюэ указ, названия связываются с тремя вариантами одного произведения, соотносящимися с мифич. Правителями древности Фуси (или последовавшим за ним Шэньнуном), Хуанди (преемником Шэньнуна) и основателем дин.
Чжоу - Вэнь-ваном (12-11 вв. До н.э.), либо с тремя первыми династиями - Ся (23 - 16 вв. До н.э.), Шан-Инь (16 - 11 вв. До н.э.) и Чжоу (11-3 вв. До н.э.). 'Тексты "Лянь шань" и "Гуй цзан" считались утраченными. По предположению Пи Сижуя (19 в.), до Конфуция подобных текстов, как и записанного текста "Ч. И.", вообще не существовало и речь идет лишь о различных системах гадания. Древнейшие мантич. Приемы преобразованы в "Ч. И." в нумерологич. (см. С ян шу чжи сюэ) систему математикоподобных операций с числами и геометрич. Фигурами, задача к-рой - "разделять по родам свойства всей тьмы вещей" ("Си цы чжуань", II, 2). В приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, видимо, в 5 - 4 вв. До н.э. Комментирующей части "Ч. И.", гл. Обр.
В ее наиболее философичном разделе - "Си цы чжуани" ("Коммент. Привязанных слов"), эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 осн. Ситуаций структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил "Ч. И." обрести общеметодологич. Статус, функционально аналогичный тому, к-рый в Европе принадлежал "Органону" Аристотеля. В эпоху Хань (3 в. До н.э. - 3 в. Н.э.) под воздействием мистико-натурфилософских учений иньян цзя, "школы новых письмен" (см. Цзин сюэ) и оракуло-апокрифич. Традиции (чэнь вэй) общеметодологич. Потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологич. Референтов и координации со всеми др. Аналогичными схемами - "пятью элементами" (у син (1)), циклич.
И зодиакальными знаками, магич. Числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу. На р-же н.э. В соч. "И линь" ("Лес перемен") Цзяо Яньшоу (1 в. До н.э.) или Цуй Чжуаня (1 -2 вв.) и "Тай сюань цзин" ("Канон Великого сокровенного") Ян Сюна (1 в. До н.э. - 1 в. Н.э.) были предприняты попытки усложнить нумерологию "Ч. И." или заменить ее альтернативной системой. Однако они не получили общего признания, и "Ч. И." сохранил свое центр, методологич. И мировоззренческое значение как для конфуцианства, так и для даосизма, окончательно утвердившееся в пер. Правления дин. Сун (10-13 вв.), когда сформировалось неоконфуцианство. Наиболее авторитетными считаются переводы "Ч. И." на европ. Языки, выполненные Дж. Леггом (англ, яз.), Р. Вильгельмом (нем. Яз.), а также рус.
Пер. Канонич. Части ("И цзин") Ю.К. Щуцкого. *Ч. И. Чжэн и ("Ч. И." в правильном осмыслении) // Ши сань цзин. Кн.1 - 2. Пекин, 1957. Нань Хуэйцзинь и др. (коммент., пер.). Ч. И. Цзинь чжу цзинь и ("Ч. И." с совр. Коммент. И пер.). Тайбэй, 1978. Цюй Ваньли. Ч. И. Цзи ши ("Ч. И." с собр. Толкований). Тайбэй, 1986. The Yi. King (Tr. By J. Legge) // The Sacred Books of the East. Vol. 16. Delhi, 1966. Le Yi. King ou Livre des changements de dynastie des Tsheou. Tr. Par P.-L.-F. Philastre. Pt 1 - 2. P., 1975. Wilhelm R. I Ging. Das Bush der Wandlungen. 2 Bde. Jena, 1924 (англ. Пер. - N.Y., 1950. Фр. Пер.- Р., 1969) ;**Щуцкий Ю.К. Кит. Классич. "Книга перемен". М., 1960, 1993 (англ, пер. - Princ.- N.Y., 1979). Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. Классич. Философии. М., 1994. Сюй Циньтин. И цзин яньцзю (Исслед.
"Канона перемен"). Тайбэй, 1970. Чжу Вокунь. И сюэ чжэсюэ ши (История философии "Ч. И."). Кн. 1 - 2. Пекин, 1986 - 88. Лю Дсщзюнь. Ч. И. Гайлунь (Общий взгляд на "Ч. И."). Цзинань, 1986. Чэнь Мэнлэй. Ч. И. Цянь шу (Простое изложение "Ч. И.").Кн. 1 - 4. Шанхай, 1988. Журн. "Ч. И. Яньцзю" (Исслед. "Ч. И."). Цзинань (изд. С 1988). Wilhelm И. Change. Eight Lectures on the I Ching. N.Y., 1960. Sung Z.D. The Symbols of Yi King. N.Y., 1969. Wilhelm H. Heaven, Earth, and Man in the Book of Changes. Seattle - L., 1977. Sherril W.A. Chu W.K. An Anthology of I Ching. L., etc., 1977. Uu Da. I Ching Numerology. Based on Shao Yung's Classic "Plum Blossom Numerology". S.F., 1979. Offermann P.H. Das alte chinesische Orakel und Weisheitsbush I Ging. Konflikte klaren Zweifel losen. В., 1985.А.И. Ко6зев.
Дополнительный поиск И цзин
На нашем сайте Вы найдете значение "И цзин" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением И цзин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 6 символа