Инь ян
Одна из пар основополагающих категорий кит. Философии, выражающая идею универсальной дуализированное мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций. Темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутр. И внеш., нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологич. Значения И.я. - теневой и солнечный склоны холма или берега реки.В "Го юй" (5 - 3 вв. До н.э.) И.я. Впервые представлены как две ипостаси "пневмы" (ци (1))-соответственно "земная" и "небесная", нарушение порядка взаимодействия к-рых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В "Гуань-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.) с взаимодействием И.я. Сопряжены смена времен года, дня и ночи. В "Чжуан-цзы" (4 в. До н.э.) И.я. Связаны с категориями "Дао дэ цзина".
"покой" и "движение" (см. Дун-цзин). В традиц. Космогонии появление И.я. Знаменует собой первый шаг от недифференцированного ("хаотич." - хунь дунь) единства первозданной "пневмы" к многообразию всей "тьмы вещей" (вань у) ("Дао дэ цзин"). В процессуальном аспекте гл. Закон И.я. - дао, т.е. Их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития. "одно инь (1), одно ян (1J-это и есть дао" ("Си цы чжуань", 4 в. До н.э.). Наивно-диалектич. *представления отражены и в субстанциальном осмыслении И.я. Каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Т.о., модель И.я. Определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Данный принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов.
И любая сторона инь, и любая сторона ян в свою очередь делятся на И.я. И т.д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в сер. 1-го тыс. До н.э. И впервые была систематически изложена в "Чжоу и", где И.я. Названы "двумя образцами" (лян и), рожденными "Великим пределом" (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. Гуа)- прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе иньян цзя, а Дун Чжуншу (2 в. До н.э.) была синтезирована с учением о "пяти элементах" (у сип (1)), что в дальнейшем стало основой практически всех филос. И науч. Построений.Уже в "Си цы чжуани" действие И.я. Было конкретизировано в ряду понятийных оппозиций, в т.ч. Распространявшихся на обществ, и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенес идею И.я.
Также на категории социальной оценки - моральные качества, награды и наказания. "Все дурное исчерпывается в инь (1), все доброе - в ян (1)". "в ян (1)-высокое начало, в инь (1)-низкое" ("Чунь цю фань лу"). Чжоу Дуньи (11 в.) связал рождение И.я. С динамикой "движения" и "покоя" собственно "Великого предела" как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность И.я., реализующихся в "пневме". Ван Чуаньшань (17 в.) акцентировал "взаимопроникновение" И.я., объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция И.я. Продолжает играть важную роль в теории кит. Медицины.**3авадская Е.В. Тень как философско-эстетич. Категория // ТПИЛДВ.
М., 1974. С. 47 - 59. Лю Сюньшэн. И.я. Сюэ (Учение об И.я.). Тайбэй, 1979. Пан Пу. И.я. У син тань юань (Исслед. Истоков (концепций) И.я. И "пяти элементов") // Чжун-го шэхуэй кэсюэ. 1984. №3. Lee Jung Young. The Yin-Yang Way of Thinking // Asian Christian Theology. Emerging Themes. Phil. (Pa), 1980. P. 81 - 88. См. Также лит-ру к ст. "Чжоу и", Сян шу чжи сюэ.А.И. Кобзев.
Дополнительный поиск Инь ян
На нашем сайте Вы найдете значение "Инь ян" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Инь ян, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 6 символа