Мировидение

232

ЖЭНЬШЭНГУАНЬ"Жизнесозерцание", "жизневосприятие", "мировидение" - филос. Понятие, разработанное Чжан Цзюньмаем (1887-1968) на основе иррациональных теорий нем. Философов-фихтеанцев Р. Эйкена, Г. Дришаи франц. Интуитивиста А. Бергсона.Гл. Предмет споров в ходе дискуссии о науке и метафизике в нач. 20-х гг.У Чжан Цзюньмая Ж.- филос. Дефиниция отношения между "я" (внутр. Миром человека) и "не-я" (внеш. Стороной вещей), подразумевающая дихотомию девяти ментальных и каузальных признаков:1) система большой семьи - система малой семьи;2) патриархат - равенство между полами;3) обществ, собственность - частная;4) "духовная" цивилизация - "материалистичная";5) консерватизм - реформаторство;6) сотрудничество - индивидуализм и разобщенность;7) альтруизм - эгоизм.

8) оптимизм - пессимизм;9) теизм - атеизм (политеизм) или пантеизм - монотеизм.Т.о., Ж. В интерпретации Чжан Цзюньмая близко к понятию mentalite - как отношение индивидуума к своему месту во Вселенной, как умственный инструментарий, "всякий продукт человеч. Духа", чувственный мир человека, включающий его идеалы, убеждения, способы восприятия, осознания и изменения действительности. Ж. Осн. На интуиции, непосредств. Постижении истины без обоснования с помощью доказательств. Эзотерич. Понятие Ж. Противополагалось "науке" (кэсюэ) как теории рационального познания, основанной на логике. Ж. Субъективно, интуитивно, синтетично, индетерминировано и строго индивидуально. "наука" объективна, логична, аналитична, каузативна и надындивидуальна.

В более широком филос. И социально-историч. Плане это противопоставление отражало, с одной стороны, тенденцию к признанию превосходства "духовной" культуры Востока (в части., Китая) над "материалистичной" культурой Запада, а с др.- тезис о будущей мировой цивилизации как результате синтеза вост. ("в качестве основы") и зап. ("для практич. Применения") систем ценностей.Трактовка Чжан Цзюньмая оказала определенное воздействие на прочтение понятия Ж. В последующий пер., обусловив тонкие смысловые различия совр. Кит. Филос. Терминов Ж. ("мировидение") и шиц-зегуань ("мировоззрение"). Первый в большей степени подразумевает отношение к внутр. Миру человека, второй - взгляд индивидуума на свое место в мире.*Чжан Цзюньмай. Жэньшэнгуань (Жизнесо-зерцание) // Кэсюэ юй жэньшэнгуань (Наука и жизнесозерцание).

Т. 1. Шанхай, 1923. Его же. Цзай лунь жэньшэнгуань юй кэсюэ бин да Дин Цзайцзюнь (Еще раз о жизнесозерцании и науке как ответ Дин Цзайцзюню) // Там же. **Белоусов С.Р. Поиски альтернативы развития Китая. Традиционализм или модернизм // ПДВ. 1987. №4.С.Р. БелоусовДАЙ ДЭ ДАЙ ДЭ Дай Яньцзюнь, Да Дай ("старший Дай", в отличие от его племянника Дай Шэна - "младшего Дая"). 2 в. До н.э.Каноновед, основатель Да Дай сюэ ("учения старшего Дая")- одного из направлений традиции толкования текстов о конф. Нормах ритуальной "благопристойности" (ли (2)), восстановленных гл. Обр. Благодаря устной передаче и записанных "новыми" (реформированными) письменами (см. Цзин сюэ). Выходец из обл. Лян (на территории совр. Пров. Хэнань). Служил наставником наследника престола.

Изучал учение о ритуальной "благопристойности" у Хоу Цана. Сост. Сб. Высказываний о ли (2), содержавшихся в древних памятниках конф. Традиции, и описаний этико-ритуальных установлений - "Да Дай ли цзи" ("Записки старшего Дая о нормах ритуальной благопристойности") в 85 пянях (главах), к-рые после обработки их Дай Шэном легли в основу известного ныне канонич. Текста "Ли цзи" ("Записки о нормах ритуальной благопристойности"). Из соч. Д.Д. Сохранились 39 пяней..

Значения в других словарях
Мировидение

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Дополнительный поиск Мировидение Мировидение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мировидение" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мировидение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 11 символа