Мо-цзы. филос. трактат

183

Филос. Трактат 5 - 3 вв. До н.э., излагающий учение школы мо цзя.Назван по фамилии основоположника этой школы Мо Ди (5 - нач. 4 в. До н.э.). В библиографич. Разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.). Бань Гу упоминается кн. "М.-ц." из 71 пяня (главы). Согласно источникам эпохи Суй (6 - нач. 7 в.), трактат состоял из 15 цзюаней ("свитков"), эпохи Сун (10-13 вв.) -61 пяня, "Сы ку цюань шу цзун му" (18 в.) -53 пяней. Нумерация и порядок глав "М.-ц." определены в кон. 1 в. До н.э. Лю Сяном.В 15 в. Трактат включен в "Дао изан".Первые три главы - "Цинь ши" ("Приближение служилых"), "Сю шэнь" ("О самовоспитании"), "Со жань" ("Влияние примера") приписываются Мо Ди, но являются позднейшей подделкой. Главы "Шан сянь" ("Почитание мудрости"), "Шан тун" ("Почитание единства"), "Цзянь ай" ("Всеобщая любовь"), "Фэй гун" ("Против нападений"), "Цзе юн" ("За экономию в расходах"), "Цзе сан" ("За экономию при захоронениях"), "Тянь чжи" ("Воля Неба"), "Мин гуй" ("Духовидение"), "Фэй юэ" ("Против музыки"), "Фэй мин" ("Против судьбы"), "Фэй жу" ("Против конфуцианцев") излагают основы учения Мо-цзы и ранних моистов.

Их дополняют главы "Фа и" ("Подражание образцу"), "Ци хуань" ("Семь бед"), "Цы го" ("Осуждение крайностей"), "Сань бянь" ("Три доказательства"). Деятельность Мо Ди и его учеников описывается в главах "Гэнь Чжу", "Гуй и" ("Ценить справедливость"), "Гун Мэн", *"Лу вэнь" ("Вопросы луского правителя"), "Гун Шу". Шесть глав - "Цзин шан" ("Канон, часть первая"), "Цзин ся" ("Канон, часть вторая"), "Цзин шо шан" ("Пояснения к первой части Канона"), "Цзин шо ся" ("Пояснения ко второй части Канона"), "Да цюй" ("Большой выбор"), "Сяо цюй"("Малый выбор") - объединены названием "Мо цзин" ("Моистский канон"), или "Мо бянь" ("Моисты-спорщики"). В раннем средневековье название "Мо бянь" относили только к первым четырем из перечисленных глав.

"Канон" излагает взгляды поздних моистов, главным образом по проблемам познания и логики, затрагивая также области математики, оптики, механики, психологии и экономики. 11 следующих глав, начиная с "Бэй чэн мэнь" ("Подготовка к обороне городских ворот"), посвящены искусству фортификации и обороны крепостей.Известно, что "Мо бянь" еще в кон. 3 - нач. 4 в. Комментировал Лу Шэн. Интерес к комментированию "М.-ц." возрос в 17-18 вв., ведущие комментарии того периода принадлежат Би Юаню и Ван Чжуну. В кон. 19 в. Сунь Ижан, обобщив предыдущие коммент. Труды, написал "М.-ц. Цзянь гу" ("Доступное толкование М.-ц."), к-рое сделало текст книги доступным для науч. Исследования. Текстологич. Проблемами и атрибутированием глав "М.-ц." занимались видные кит.

Ученые. Лян Цичао, Ху Ши, Чжань Цзяньфэн, Тань Цзефу, Гао Хэн, Люй Чжэньюй, Ло Гэньцзэ, Фэн Юлань, Ду Госян, Хоу Вайлу, Го Можо, Жэнь Цзиюй, Ян Юнго, Ху Цюйюань и др. См. Также ст. Мо Ди, Мо цзя.*ЧЦЦЧ. Т. 4. Шанхай, 1957. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. Титаренко М.Л. Кн. "М.-ц." как литературно-художеств. Памятник // Лит-pa древнего Китая. М., 1969. Его же. Древнекит. Философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985. Древнекит. Философия. Т. 2. М., 1972. С. 66 - 98. Из кн. "М.-ц." // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.М.Л. Титаренко.

Значения в других словарях
Мо-цзы

МО ДИ Мо-цзы. 468 (или 478, 480, 490 и др.) до н.э., гос-во Лу (или гос-во Сун),- 376 (или 403, 392 и др.) до н.э.Мыслитель, политич. Деятель, основатель филос. Школы и орг-ции моистов (мо изя). Разработал оригинальное филос. Учение, во многом противостоящее взглядам ранних конфуцианцев. В "Ши цзи" (2 - 1 вв. До н.э.) высказывается предположение, что М.Д. Был сановником (дафу) в гос-ве Сун. Сведения о жизни и творчестве содержатся также в "Хуайнань-цзы" (2 в. До н.э.), "Хань шу" ("История дин. Х..

Дополнительный поиск Мо-цзы. филос. трактат Мо-цзы. филос. трактат

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мо-цзы. филос. трактат" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мо-цзы. филос. трактат, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 22 символа