Моральная сила

220

ДЭ (1). "Добродетель", "благодать" ("качество", "дарование", "достоинство", "достояние", "доблесть", "моральная сила", "закономерность").Манифестация дао - одна из фундамент, категорий кит. Философии. Иногда отождествлялась с кармой (см. Е), mana и virtus. Использовалась для передачи буд. Понятия "гуна" (см. Лю чэнь). В самом общем смысле обозначает осн. Качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отд. Существа или вещи, т.е. Индивид, "благодати", поэтому часто определяется посредством омонима дэ (2)- "достижение". Поскольку специфику человека кит. Мыслители конф. Толка обычно усматривали в способности придерживаться "долга/справедливости" (и (1)) и "благопристойности/этикета" (ли |2)), его Д. В основном понималось как "добродетель", хотя могло означать, подобно греч.

Arete, чисто телесные достоинства. Будучи индивид, качеством, Д. Относительно (в отличие от всеобщего и потому абсолютного дао), поэтому "благодать" для одних может негативно оцениваться другими. Д.- собирательный образ всего множества разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом, поэтому гармонизирующая их универсальная "благодать" часто выделяется посредством спец. Эпитетов. "предельная", "великая", "таинств.", "сиятельная" (чжи (5), да (2), сюань, мин (3)) и т.п. То, что для конкр. Индивида является его "частной", или "отд. Благодатью" (сы, ли Д.), напр. Незаконное обогащение, с т.зр. "общей благодати" (тун Д.) оценивается как "нечестивая", "темная", "развратная" или "плохая благодать" (сюн, хунь, цзянь, э Д.) (см., напр., "Цзо чжуань ), Как "внутр.", органичное и естеств.

Качество Д. Составляет осн. Оппозицию с "внеш." физич. Силой, насилием (ли (4)), наказаниями (син (4)) и законом (фа (1)) ("Лунь юй", "Дао дэ цзин", "Гуань-цзы", "Чжуан-цзы", "Хань Фэй-цзы"). Сочетание "у Д."- "пять благодатей" со времен Цзоу Яня (3 в. До н.э.) синонимично у син ( 1 )- "пяти элементам".В "Лунь юе" "благодать" изречен на, более того - родит дар слова, состоит в "верности" (чжун (2), см. Чжун шу), "благонадежности" (синь (2)) и "долге/справедливости", противостоит прельщающей внешности (цветовому образу - сэ) и почвенной закоренелости (ту). "Благодатью" следует отвечать на "благодать", а не на вражду, что соответствует мысли "Ши цзина". "Нет безответной благодати". В отношениях же между Д. Благодать "благородного мужа" (цзюнь цзы) доминирует над благодатью "ничтожного человека" (сяо жэнь), как ветер - над травой.

Идеальна гармония между Д. Правителя и подданных, выражаемая главным тезисом "Да сюэ" об обществ. Благоустройстве как "выявлении сиятельной благодати в Поднебесной", к-рое предполагает предварительное духовное и телесное самосовершенствование личности.В "Чжуан-цзы" предельное всемогущество дао проявляется в естеств. Детерминизме "благодати". "Знать, что тут ничего не поделаешь, и спокойно принимать это как предопределение есть предел (чжи (5)) благодати". Д. "проникает (тун (2)) в небо и землю", подразделяется на восемь разновидностей. Левое и правое, нравств. Норму и "долг/справедливость", долю и различение, соперничество и борьбу. Три благодати конкр. Личности - высокорослость, дородство, красота, а "предельная благодать сердца" - бесстрастие.Восходящие к "Лунь юю" и "Чжуан-цзы" соответственно конф.

И даос, трактовки Д. Развивались в русле эволюции концепций дао.А. И. Кобзев.

Значения в других словарях
Моральная сила

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Моу цзунсань

12.6.1909, Цися пров. Шакьдун. Моу Личжун.Философ, исследователь истории кит. Философии, представитель постконфуцианства. В 1927 поступил на подготовит, ф-т Пекинского ун-та, в 1929 - 33 обучался на филос. Ф-те, испытал влияние взглядов Сюн Шили. Занимался проблемами изучения "И цзина" ("Чжоу и"), вопросами логики и гносеологии. Принимал участие в редактировании и издании журн. "Цзай шэн" ("Возрождение"), преподавал в Академии нац. Культуры Дали, Западнокит. Ун-те, Центр, ун-те, Ун-те Цзиньлин...

Моу-цзы

2 - нач. 3 в. Один из первых кит. Апологетов буддизма. Автор трактата "Ли хо лунь" ("О понимании и заблуждении". Др. Назв. - "М.-ц. Ли хо лунь", "Моу-цзы"), построенного в виде диалога между защитником и противником буддизма. Для объяснения буд. Доктрин использовал даос, термины и традиц. Кит. Фразеологию. Опровергал утверждение о забвении буд. Монахами принципа "сыновней почтительности" (сяо (1), см. Сяо ти, "Сяо цзин"), настаивая на широкой трактовке этого принципа как заботы о "спасении" род..

Дополнительный поиск Моральная сила Моральная сила

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Моральная сила" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моральная сила, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 14 символа