Моу цзунсань
12.6.1909, Цися пров. Шакьдун. Моу Личжун.Философ, исследователь истории кит. Философии, представитель постконфуцианства. В 1927 поступил на подготовит, ф-т Пекинского ун-та, в 1929 - 33 обучался на филос. Ф-те, испытал влияние взглядов Сюн Шили. Занимался проблемами изучения "И цзина" ("Чжоу и"), вопросами логики и гносеологии. Принимал участие в редактировании и издании журн. "Цзай шэн" ("Возрождение"), преподавал в Академии нац. Культуры Дали, Западнокит. Ун-те, Центр, ун-те, Ун-те Цзиньлин. В 1949 эвакуировался на Тайвань, работал в ред. Журн. "Миньчжу пиньлунь" ("Демократич. Обозрение"). Преподавал в Тайваньском педагогич. Ин-те, с 1956 работал на ф-те кит. Яз. И лит-ры Ун-та Дунхай. В 1958 выступил одним из соавторов известного "Манифеста кит.
Культуры людям мира'1. В тот пер. В центре его внимания лежали общие проблемы кит. Культуры. В 1960 перебрался в Гонконг, где до 1974 работал в Кит. Ун-те. После выхода в отставку продолжил работу в отделившемся от ун-та Ин-те Новой Азии.М.Ц. На нач. Этапе своего творчества уделял большое внимание зап. Логике и гносеологии, в частности работе Б. Рассела и А.Н. Уайтхеда "Основания математики", основополагающему трактату по математич. Логике. Однако осн. Место в его философии заняли проблемы построения "моральной метафизики" (даодэ синъэршансюэ), развивающей кит. Филос. Традицию на основе ее синтеза с учением И. Канта. "Моральную метафизику" он представлял как основу конф. Культурных ценностей и мировоззрения. По мнению М.Ц., построение "моральной метафизики" началось уже в доциньскую эпоху (до кон.
3 в. До н.э.), что отражено в текстах "Лунь юй", "Мэн-цзы", "Чжун юн", коммент. К "И цзину" ("И чжуань"). В эпохи Сун (10-13 вв.) и Мин (14- 17 вв.) неоконф. Философы Чжоу Дуньи, Чжан Цзай, Чэн Хао, Ху Уфэн, Лу Сянишнь, Ван Янмин, Лю Цзунчжоу продолжили оформление "моральной метафизики" конфуцианства. Спецификой их философствования было отождествление духа ("сердца" -смнь (1)) с (индивид.) природой" (син (1)), не опирающаяся на абстр. Знание рефлексия духа, ориентация на моральную практику, личный опыт и интуицию. Традицию текста "Да сюэ", продолженную неоконфуцианцами Чэн И и Чжу Си, М.Ц. Считает побочной, так как она отождествила син (1) не с синь |1), а с "принципом" - ли (1), ориентируясь на "пассивный отбор" предметов внеш.
Мира для их "классификации" (гэ у, см. У (3)) в целях достижения знания. Неразрывность синь (1) и син (1) М.Ц. Поясняет как неразрывность субъективного и объективного, действия и существования. "Моральная субстанция" лежит не только в основе моральной практики человека, но и в основе всего мироздания. М.Ц. Усматривает превосходство конф. "моральной метафизики" над учением Канта, хотя и отождествляет понятие "благого знания" (лян чжи, см. Ван Янмин) с положением Канта о наличии у человека свободной и автономной "доброй воли", тождественной всеобщему моральному закону. М.Ц. Привлекает априорность и всеобщность морали у Канта, но у него понятие "доброй воли" или "благого знания" выступает не как постулат или гипотеза, а как коренящаяся в человеч.
"природе" "установленная истинная реальность, проявляющаяся в поступках". М.Ц. Онтологизировал понятие Канта об отсутствии внеш. Обусловленности у подлинно морального поступка, стремясь преодолеть кантовский дуализм как недоразумение, обусловленное непониманием того, что человеч. Моральное сознание объединяет субъективное, объективное и абсолютное. Он особо подчеркивает проявление в кит. Философии тенденции к переходу от морально-должного и субъективного ("гуманности" - жэнь (2), "изнач. Сердца"- бэнь синь, "искренности" - чэн (1)) к реально существующему (природе - Небу (тянь), "вещам"-у (3), "принципам" - ли (1)). Если овладение моральными ценностями достигается через интеллектуальную интуицию, то обращение к реальности есть "диалектич.
Поворот", сопряженный с сознательным самоотрицанием морального субъекта.Признавая отсутствие в кит. Культуре религ. Традиции зап. Типа, М.Ц. Определяет конф. Религиозность как соединение человеч. Индивидуальности с "небесным дао" (см. Дао) и одновременным "образованием добродетели" (чэн дэ). Придерживаясь спиритуалистич. Трактовки морали, М.Ц. Отвергает толкования природы человека, исходящие из представлений об ее субстанцивированности в виде ци (1), данные Гао-цзы, Сюнь-цзы, Дун Чжуншу и др. Мыслителями, как не соответствующие конф. Традиции.В целом философствование М.Ц. Отличает свойственная постконфуцианству ориентация на неоконф. "учение о духе-сердце" (синь сюэ (1)), систематичность построений и ориентация на синтез конфуцианства с зап.
Философией.*Лисин дэ лисянчжуи (Рациональный идеализм). Сянган, 1950. Лиши чжэсюэ (Философия истории). Тайбэй, 1955. Жэньши синь дэ пипань (Критика познающего сознания). Сянган, 1956. Да-одэ дэ лисянчжуи (Моральный идеализм). Тайч-жун, 1959. Чжэн дао юй чжи дао (Путь политики и путь управления). Тайбэй, 1961. Цай син юй сюань ли (Способность-характер и скрытые принципы). Сянган, 1962. Чжи дэ чжицзюэ юй чжунго чжэсюэ (Интеллектуальная интуиция и кит. Философия). Тайбэй, 1971. Синь ти юй син ти (Основа духа и основа природы). Т. 1 - 3. Тайбэй, 1973. Сяньсян юй уцзышэнь (Феномен и вещь-в-себе). Тайбэй, 1975. Чжунго чжэсюэ дэ тэчжи (Специфика кит. Философии). Тайбэй, 1980. **Чэнь Цзинь-хун. Чуаньтун дэ чжунцзянь - М.Ц. Сяньшэн сы-сян чу тань (Перестройка традиции - нач.
Исслед. Идей г-на М.Ц.) // Пинь синь жу цзя (О новом конфуцианстве). Шанхай, 1989. С. 524 - 43. Ло Ицзюнь. Чжи чжэ син дэ чжэсюэцзя - М.Ц. (Фи-лософ-"знающий" -М.Ц.) // Там же. С. 611 - 15. Чжэн Цзядун. Сяньдай синь жу сюэ гайлунь (Очерк совр. Нового конфуцианства). Наньнин, 1990.А. В. Ломанов.
Дополнительный поиск Моу цзунсань
На нашем сайте Вы найдете значение "Моу цзунсань" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моу цзунсань, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 12 символа