Неоконфуцианство

158

(Neo-Confucianism).Термин зап. Происхождения, обозначающий одно из гл. Направлений дальневост. Философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в 11 в. И завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиц. Культуры Дальнего Востока. Соответствует нескольким кит. (и производным от них япон., корейским и вьетнамским) терминам. Дао сюэ - "учение (истинного) Пути". (син мин и) ли сюэ - "учение об (индивид, природе, предопределении, должной справедливости и) принципе". Синь сюэ (1)-"учение о сердце (психике)". Ши сюэ - "учение о реальном", или "реальное (практич.) учение". Шэн сюэ - "учение о совершенной мудрости", или "учение совершеиномудрых". Суп сюэ -"учение (эпохи) Сун (960- 1279)".

В самом узком смысле Н.- учение философов 11 - 12 вв., выделенных офиц. "Историей дин. Сун" ("Сун ши", 14 в.) в направление дао сюэ, т.е. Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, их ближайших учеников и последователей. В менее узком смысле Н. Охватывает всех конфуциански ориентированных мыслителей 11 - 17 вв. (эпохи Сун - Мин). Иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле Н. Означает всю совокупность конф. И "конфуцианизированных" учений, созданных в дальневост. Регионе с 11 в. По наст, время. Автохтонные наименования Н. Подчеркивают. Сун сюэ - время его возникновения. Ши сюэ - "реалистичность" и "практичность" в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности.

Дао сюэ - следование открытой древними "совершенномудрыми" ортодокс, истине - дао-Пути. Шэн сюэ - признание за каждым человеком возможности лично достичь "совершенной мудрости" (шэн (1)) в силу изначально присущей ему "доброй природы" (см. Син (1)). Наиболее распространенные кит. Обозначения Н.- (син мин и) ли сюэ, синь сюэ (1)-выделяют его центр, категории. "(индивид.) природа" (син (1)), "предопределение" (мин (1)), "долг/справедливость" (и (1)), "принцип" (ли (1)), "сердце" (синь (1)).У истоков Н. Стояли апологеты конфуцианства в условиях широкой популярности даосизма и буддизма - Ван Тун (6 - 7 вв.), Хань Юй и его ученик Ли ао (8 - 9 вв.). Создавать идеологию Н. Начали "три мастера учения о принципе"- Сунь Фу, Ху Юань (кон.

10- 11 в.) и Ши Цзе (Ив.), впервые же систематизированную и тематически всеобъемлющую форму оно обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в Н. Стало направление его последователей и комментаторов - Чэн (братьев)- Чжу (Си) школа, первоначально оппозиц. Офиц. Идеологии, но в 1313 канонизированная и сохранившая такой статус в Китае до нач. 20 в., а в сер. 20 в. Породившая "новое учение о принципе" (синь ли сюэ) Фэн Юланя. Осн. Конкуренцию ей составила Лу (Цзююаня)- Ван (Янмина) школа, идейно доминировавшая в 16 - 17 вв. Соперничество школ Чэн - Чжу и Лу - Вана, отстаивавших соответственно социоцентристский объективизм и персоноцентристский субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции "учение о принципе"- "учение о сердце", распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновленных формах продолжается до сих пор.

От этих гл. Направлений в Н. С самого начала отделились два более узких течения. Представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилос. Проблемам и нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) построениям (Шао Юн, 11 в. Цай Цзюфэн, 12-13 вв. Фон Ичжи, Ван Чу-аныиань, 17 в.), представители второго акцентировали социально-утилитарное значение знания (Люй Цзуцянь, Чэнь Лян, 12 в. Е Ши, 12-13 вв. Ван Тинсян, 15 - 16 вв. Янь Юань (2), 17 - нач. 18 в.). В 17- 19 вв. Господствовавшие учения Чэн - Чжу и Лу - Вана подверглись атакам со стороны "эмпирич." школы, делавшей упор на критич. Изучение классич. Текстов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого "учением о естестве", или "конкр. Учением" (пу сюэ), был Гу Яньу (17 в.), а крупнейшим представителем -Дай Чжэнь (18 в.).

Дальнейшее развитие Н., начиная с Кан Ювэя (1858-1927), связано с попытками усвоения зап. Теорий.В отличие от первонач. Конфуцианства Н. Основано прежде всего на текстах Конфуция (6 - 5 вв. До н.э.), Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. До н.э.) и их ближайших учеников, а не на протофилос. Канонах. Этот новый подход школа Чэн - Чжу воплотила в "Четверокнижии" ("Сы шу"). В пер. Складывания Н. Нормативной формой "Тринадцатиканония" ("Ши сань цзин") была охвачена и древняя протофилос. Классика. Первое место в нем занял методология, "органон" - "Чжоу и", в котором изложены нумерологич. Идеи, полностью эксплицированные (в т.ч. Средствами графич. Символики) и развитые в Н. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первонач.

Конфуцианстве онтологич., космологич. И гносеопсихологич. Проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма нек-рые абстрактные понятия и концепции, Н. Ассимилировало их путем этич. Интерпретации. Этич. Доминанта конфуцианства в Н. Обернулась этич. Универсализмом, в рамках к-рого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных категориях, что выражалось с помощью последовательных идентификаций человеч. ("гуманность"-жэнь (2), "(индивид.) природа", "сердце") и природных (Небо - тянь, "предопределение", "благодать/добродетель"- дэ |1)) сущностей. Совр. Неоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Ду Вэймин) определяют такой подход как "моральную метафизику" (даодэ дэ синэршансюэ, см. Син (2)), являющуюся одновременно теологией.*Хуан Цзунси.

Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях (эпох) Сун и Юань). Т. 1 - 2. Шанхай, 1933. Его же. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев (эпохи) Мин). Кн. 1 - 2. Шанхай, 1933. Reflections on Things at Hand. The Neo-Confucian Anthology. Compiled by Chu Hsi and Lu Tsu-ch'ien. N.Y.-L., 1967. **Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.- Л., 1947. С. 222 - 444. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 174 - 207. Конфуцианство в Китае. М., 1982. С. 88 - 263. Кобзев А.И. Совр. Этап в изучении и интерпретации Н. // НАА. 1983. №6. С. 151 - 69. Хуан Гунвэй. Сун Мин Цин ли сюэ тиси лунь ши (Систематич. И историч. Очерк Н. (эпох) Сун, Мин и Цин). Тайбэй, 1971. Briere О. Fifty Years of Chinese Philosophy, 1898 - 1950. L., 1956. Chang C. The Development of Neo-Confucian Thought.

Vol. 1 - 2. N.Y., 1957 - 62. Liang Ch'i-ch'ao. Intellectual Trends in the Ch'ing Period. Camb. (Mass.), 1959. The Unfolding of Neo-Confucianism. N.Y., 1975. Principle and Practicality. Essays in Neo-Cenfucianism and Practical Learning. N.Y., 1979. Bary W.Th. De. Neo-Confucian Orthodoxy and the Learning of the Mind-and-Heart. N.Y., 1981.А.И. Кобзев.

Значения в других словарях
Неоконфуцианство

идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Суй (10—13 вв.). Н. Сформировалось в процессе борьбы с буддизмом и даосизмом, подвергаясь в то же время их влиянию. Ранними предшественниками Н. Можно считать писателя и философа 8—9 вв. Хань Юя и его ученика Ли Ао, которые поставили задачу обновления и дальнейшего развития конфуцианства (См. Конфуцианство) с целью преодоления влияния даосского и буддийского учений в Китае. В отличие от раннего конфуцианства с его главны..

Неоконфуцианство

НЕОКОНФУЦИАНСТВО - школа китайской философии, сложившаяся в основном в период конфуцианства с его, главным образом, этико-политическими концепциями. В неоконфуцианстве значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Видный представитель неоконфуцианства - Чжу Си. Утверждая незыблемость социальных порядков, неоконфуцианство занимало господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до нач. 20 в. Пользовалось большим влиянием в Японии, Корее ..

Неоконфуцианство

Термин западного происхождения, обозначающий одно из главных направлений дальневосточной философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в 11 в. И завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиционной культуры Дальнего Востока. Соответствует нескольким китайским (и производным от них японским, корейским и вьетнамским) терминам. "дао сюэ" - "учение [[истинного]] Пути". "[[син мин и]] ли сюэ" - "учение об [[индивидуальной природе, предо..

Неоконфуцианство

Школа китайской философии, сложившаяся в основном в период конфуцианства с его, главным образом, этико-политическими концепциями. В неоконфуцианстве значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Видный представитель неоконфуцианства - Чжу Си. Утверждая незыблемость социальных порядков, неоконфуцианство занимало господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до нач. 20 в. Пользовалось большим влиянием в Японии, Корее и Вьетнаме.. ..

Дополнительный поиск Неоконфуцианство Неоконфуцианство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Неоконфуцианство" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неоконфуцианство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 16 символа