Неуничтожимость духа

167

ШЭНЬ БУ МЕ "Неуничтожимость духа"Представление о наличии у человека самостоятельной трансцендентной субстанции - "духа" (шэнь (1)), способной сохраняться после его физич. Смерти и в неизменном виде перемещаться в телесную оболочку вновь рождающегося человеч. Существа.Тезис о "неуничтожимости духа" появился в обществ, мысли Китая в эпоху Лючао ("Шесть династий", 3 - 6 вв.) как результат специфич. Истолкования кит. Мыслителями буд. Учения о сансаре (луньхуэй). Впервые был сформулирован крупнейшим идеологом южнокит. Буддизма Хуэйюанем (4 - нач. 5 в.). Причины подобной интерпретации буд. Доктрины до сих пор не имеют однозначного объяснения. К ним относят, в части., отсутствие унифицированного терминологич. Аппарата для адекватной передачи содержания санскр.

Буд. Текстов. Пропагандистскую деятельность Хуэйюаня, ориентированную на представителей социальной элиты, к-рые не имели достаточной подготовки для восприятия буд. Учения. Предпосылки возникновения идеи "неуничтожимости духа" имелись в традиц. Культуре Китая. Напр., согласно представлениям о душах "небесных" и "земных" (хунь по), "небесные души", образовывавшие комплекс шэнь (1), после смерти человека растворялись в "небесной пневме" (тянь ци, см. Ци (1)), тогда как "земные", прежде чем рассеяться в "земной пневме" (ди ци) либо уйти в царство мертвых, образовывали "навя", "демона" (гуй). По нек-рым древнекит. Верованиям, души-шэнь (1) находили прибежище в некоем небесном раю. Кит. Философы, признавая психофизич. Целостность человеч.

Существа, рассматривали составляющую его единую субстанцию - "пневму" (ци (1|) как находящуюся в двух состояниях - концентрированном и разреженном, соотносящихся по принципу сосуда ("телесная форма" - син (2)) и его наполнителя. Данная концепция предполагала возможность как материалистич., так и идеалистич. Подхода к ней.В 5 - 6 вв. Идея "неуничтожимости духа" получила наибольшее распространение среди мирских последователей буддизма, принадлежащих к высшим социальным слоям, для к-рых было характерно повышенное внимание к сфере сверхестеств. Буд. Идеологи и их идейные противники, доказывавшие неприемлемость учения Будды для кит. Об-ва, воспринимали "неуничтожимость духа" в качестве определяющей доктрины буддизма.

Попытки ее опровержения предпринимались, в части., Хуэйлинем, Фань Е, Хэ Чэнтянем (4 - 5 вв.) и Фань Чжэнем (5 - нач. 6 в.). Ведущими ее апологетами после Хуэйюаня были Чжэн Сяньчжи (4 - 5 вв.) и Шэнь Юэ (5 - нач. 6 в.). Широкие дискуссии вокруг этой проблемы состоялись в 20-х, 80 - 90-х гг. 5 в. И в 508 - 9. Повод для двух последних дал трактат Фань Чжэня "Шэнь ме лунь". Наиболее полно взгляды сторонников и противников идеи "неуничтожимости духа" представлены в материалах, отражающих полемику 508 - 9. Они содержатся в цзюанях 9 и 10 "Хун мин цзи". В цз. 9 наряду с трактатом Фань Чжэня представлены декрет Лянского У-ди, "Нань Шэнь ме лунь" ("Возражение "Рассуждениям об уничтожимости духа") Сяо Чэня (5 - 6 вв.), "Нань Фань Чжэнь Шэнь ме лунь" ("Возражение "Рассуждениям об уничтожимости духа Фань Чжэня") Цао Сывэня (?), "Да цао лу ши нань Шэнь ме лунь" ("Ответ на все запротоколированные возражения "Рассуждениям об уничтожимости духа"), видимо также принадлежащий Фань Чжэню, и "Чжун нань Фань Чжэнь шу Шэнь ме лунь" ("Повторное возражение книге Фань Чжэня "Рассуждения об уничтожимости духа"), автор к-рого не указан.

Цз. 10 содержит декрет У-ди и выступления 62 оппонентов Фань Чжэня, среди к-рых принцы крови и крупнейшие гос. Деятели дин. Лян.Появление тезиса о "неуничтожимое духа" и его обсуждение отражают процесс адаптации буддизма к кит. Культуре, показывают, что проникновение буддизма в Китай привело к оживлению иррационализма, выдвижению на первый план тех аспектов онтологич. Проблематики, к-рые ранее не входили в число приоритетных в кит. Философии.**Комиссарова Т.Г. "Монах не должен кланяться императору". Из буд. Полемики IV - VI вв. // Буддизм и гос-во на Дальнем Востоке. М., 1987. Торчинов Е.А. Даос.-буд. Взаимодействие (теоретико-методологич. Проблемы изучения // НАА. 1988. № 2. Жэнь Цзиюй (ред.). Чжунго чжэсюэ ши (История кит. Философии).

Пекин, 1979. Zurcher E. The Buduhist Conquest of China. The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China. Vol. 1 - 2. Leiden, 1959. См. Также лит-ру к ст. Фань Чжэнь, "Хун мин цзи", "Шэнь ме лунь".М.Е. Кравцова.

Значения в других словарях
Нирвана

Кит. Эквивалент санскр. Термина "нирвана" - букв, "остывание", "угасание", "затухание", "освобождение". Др. Кит. Варианты - нидань, нихуань. Обозначение идеального итога религ. Практики буддизма, высшее состояние сознания, "сверхбытие", достигаемое в результате "затухания" безначального волнения истинносущего и прекращения т.о. Кармич. (см. Е) цепи "старений и смертей" (см. Луньхуэй). Буд. Тексты постулируют непостижимость и невыразимость нирваны. Санскр. Синоним этого понятия - паринирвана пере..

Новая наука

СИНЬ СЮЭ(1). "Учение о сердце". Филос. Направление в неоконфуцианстве, путь к постижению мира видевшее в познании субъективной реальности собственного "сердца" (синь (1)). Противопоставляется неоконф. "учению о принципе" (ли сюэ), нацеленному на максимальное расширение познания объективной реальности. Гл. Представители-Лу Цзююань (12 в.) и Ван Янмин (кон. 15 -нач. 16 в.). Оппозиция С.с. - ли сюэ выражается также противопоставлением школ Лу (Цзююаня) - Ван (Янмина) (Лу-Ван сюэ пай) и Чэн (братье..

Дополнительный поиск Неуничтожимость духа Неуничтожимость духа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Неуничтожимость духа" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неуничтожимость духа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 20 символа