Пань пингэ

162

Пань Юнвэй1610, совр. Цыси пров. Чжэцзян, - 1677Мыслитель, педагог. Занимался преподавательской деятельностью в провинциях Цзян-су и Чжэцзян. Неоднократно подвергался притеснениям со стороны конф. Элиты за теоретич. Новации и неприятие гл. Направлений совр. Ему неоконфуцианства. Последовательно увлекался учениями Чэн (братьев)- Чжу (Си) школы, затем Ван Янмина и Ло Хунсяня, Лао(-цзы)- Чжуан(-цзы) школы и буд. Чань школы. На 38-м году жизни провозгласил возвращение к ортодокс. Учению Конфуция и Мэн Кэ, сформулировал доктрину "взыскания гуманности" (цю жэнь). Осн. Соч. - "Цю жэнь лу" ("Записи о взыскании гуманности") в десяти цзюанях ("свитках"), др. Произв. Не сохранились. Полагал, что учения Чэн И, Чэн Хао и Чжу Си представляют собой измену конфуцианству в пользу доктрины Лао-цзы, а учение Ван Янмина в версии Ло Хунсяня - обращение к буддизму.

Основа подлинного конфуцианства - "взыскание гуманности". Оно тождественно возрождению "природы" человека, поскольку "гуманность" (жэнь (2)) тождественна "индивид, природе" (сип (1)). Составные части доктрины "взыскания гуманности" - положения о "слиянии Неба, Земли и тьмы вещей в единое тело", о "доведении знания до конца и выверении вещей" (см. Чжи - син, У (3)), об "искренней воле к действию с напряжением сил" (или к "(приложению) силы и действию" - ду чжи ли син). "Взыскание гуманности" есть устремленность к выражению единотелесности всего сущего, способ этого выражения - "доведение знания до предела и выверение вещей", заключающееся гл. Обр. В "выверении" соотношения "тела/личности" (шэнь (2), см. Сю шэнь), семьи, гос-ва и Поднебесной (см.

"Да сюэ"), а также "др. Людей и меня" (жэнь во). Уразумение способа "доведения знания до предела и выверения вещей" необходимо для "взыскания гуманности", но еще более важным условием этого является решимость проявить "искреннюю волю к действию с напряжением сил".Идеи П.П. Получили одобрение учеников и последователей Хуан Цзунси - Вань Сы-туна, Чжэн Ляна, Чжэн Сина (2), Мао Вэньцяна, Янь Чжанвэня и др., ими восхищался Ли Хун, хотя сам Хуан Цзунси подверг учение П.П. Жесткой критике.**Жун Чжаоцзу. П.П. Дэ сысян (Идеи П.П.). Бэйпин, 1936. Хоу Вайлу. Чжунго сысян тунши (История кит. Идеологии). Т. 5. Пекин, 1958. Лян Цичао. Чжунго цзинь саньбай нянь сюэшу ши (История кит. Учений за последние триста лет). Пекин, 1985. Фэн Чжэнь. Ли Хун няньпу (Погодичное жизнеописание Ли Хуна).

Пекин, 1988. Мо Минчжэ. П.П. Дэ "Цю жэнь" шо (Учение, (изложенное в соч.) П.П. "Взыскание гуманности") // Мин Цин шисюэ сычао ши (Идейные течения в науке эпох Мин и Цин). Т. 2. Цзинань, 1989.Мо Минчжэ.

Значения в других словарях

Дополнительный поиск Пань пингэ Пань пингэ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пань пингэ" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пань пингэ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа