Постконфуцианство

236

(Post-Confucianism)Термин зап. Науки, обозначающий направление в кит. Культурологич. И филос. Мысли, зародившееся в 20-е гг. 20 в. Представляет собой результат т.н. Третьего синтеза конф. Мысли с внеш. Для нее идеологиями. Если результатом "первого синтеза" (с идеями даосизма и инь ян цзя, 1 в. До н.э.) стала классич. Форма конфуцианства как системы взглядов, "второго синтеза" (с буддизмом и привнесенной им гносеологич. И онтологич. Проблематикой) - появление неоконфуцианства, то П. Оформилось в итоге усвоения конфуцианством идей зап. Цивилизации.Идейно-теоретич. Предпосылками П. Были попытки консервативно-традиционалистского решения проблемы взаимодействия культур Китая и Запада, предпринятые Лян Цичао и Кан Ювэем, теория "кит.

Основы и зап. Функции" (чжун ти си юн) Чжан Чжидуна. Осн. Проблемами П., явившегося реакцией на воинствующую антитрадицио-налистскую и прозап. Позицию "движения за новую культуру", стало усвоение зап. Ценностей науки и демократии в общекультурном аспекте, логико-аналитич. Формальных методов в философии с одновр. Сохранением фундаментальных основ конф. Традиции.Первый пер. Развития П. (20 - 30-е гг.) характеризовался акцентом на сущностном различии культур Китая и Запада. Из зап. Философии заимствовалось лишь то, что было сопоставимо или как минимум не противоречило гносеологич. И методологии, основаниям кит. Филос. Традиции. Отсчет истории существования П. Как течения обычно ведется от творчества Лян Шумана, призвавшего вернуться к Конфуцию и, возродив его морально-антропологич.

Учение, решить проблемы будущего не только кит., но и всей мировой культуры. Важной для дальнейшего формирования идейных основ П. Была дискуссия о науке и метафизике (1923), в ходе к-рой противники сциентистского течения, исходившего из всемогущества науки, обосновывали принципиальную невозможность распространения позитивистского подхода на проблематику моральной деятельности человека и ставили вопрос о создании альтернативы зап. Ценностям посредством возрождения конф. Теории. Лян Шумин, Чжан Цзюньмай и ряд др. Кит. Философов для обоснования соответствия их неотрадиционалистской позиции общему направлению развития совр. Им мировой культуры обратились к антисциентизму иррационалистич. Учения А. Бергсона. Другим источником возрождения традиции стало обращение к буддизму.

Оно воплотилось в учении Лян Шумина и в системе "новой йогачары" (или "новом учении о только сознании" - синь вэйшилунь) Сюн Шили. Созданная последним метафизич. Система вышла за пределы дискуссии о подходах к антропологии и включила в себя проблемы онтологии, гносеологии, вела к переосмыслению связи фундаментальных понятий кит. Философии.Ключевой темой П. На втором этапе его развития (30 - 70-е гг.) стала проблема соединения "аналитич." культурно-филос. Сознания Запада с "синтетич." конф. Сознанием. В 30 - 40-е гг. Появились учения Фэн Юланя и Хэ Линя, широко опирающиеся на зап. Философию, больше внимания уделялось разъяснению связи практич. Достижений зап. Цивилизации с ее культурно-филос. И духовными основами. Кит. Интеллигенции тех лет было присуще стремление к возрождению нац.

Культуры в целях политич. Консолидации Китая перед лицом агрессии со стороны Японии. К этой цели были обращены и разработки независимых ученых, и отражавшие офиц. Позиции доктрины Чэнь Лифу и Чан Кайши. После прихода в 1949 к власти КПК П. Прекратило свое существование в континентальной части Китая. Оставшиеся на родине Фэн Юлань и Хэ Линь много лет подвергались непрерывной критике как представители "реакционной буржуазно-помещичьей философии", отказались от своих первонач. Позиций и перешли на сторону марксизма. Лишь Сюн Шили опубликовал в 1956 кн. "Основы конфуцианства" ("Юань жу"), развивавшую его взгляды. В нач. 50-х гг. Эвакуировавшиеся на Тайвань и в Сянган (Гонконг) представители П.- Цянь My, Moy Цзунсань, Тан Цзюньи, Сюй Фугуань и др.

- возобновили свою науч. Деятельность. Трагичность и неопределенность судьбы традиц. Культуры в КНР наложила отпечаток на их творчество, отличавшееся большими консерватизмом и эмоциональностью в восприятии традиции, чем это было свойственно представителям П. В 20 - 40-е гг. Важный вклад в развитие П. В среде кит. "филос. Зарубежья" внесла основанная в 1949 в Сянгане Академия новой Азии, журналы "Миньчжу пинлунь" и "Жэньшэн". Основным программным документом П. Стал опубликованный в 1958 Моу Цзунсанем, Сюй Фугуанем, Чжан Цзюньмаем и Тан Цзюньи "Манифест кит. Культуры людям мира". Они призвали подходить к кит. Культуре не как к музейному экспонату, а как к живому, хотя и больному человеку, требующему сочувствия и уважения.

Дискуссии представителей П. С "западниками", к-рые были представлены Ху Ши, а также обществоведами и культурологами во главе с Ли ао (2), группировавшимися вокруг журн. "Вэньсин", продолжались и на Тайване.Третий этап развития П. Начался в 80-е гг. Его осн. Представителями являются кит. Ученые, получившие образование на Западе и имеющие с ним тесные духовные связи. Их отличает прежде всего интерпретационно-аналитич. Подход к традиции, объективность и тенденция к устранению политико-эмоциональных факторов из своей науч. Деятельности. Наиболее видными представителями совр. П. Являются Ду Вэймин, Лю Шусянь (филос. Ф-т Кит. Ун-та Сянгана), Цай Жэньхоу. Хотя в центре внимания представителей П. Остаются культурно-историч. Судьбы Китая, успех индустриального развития гос-в Вост.

И Юго-Вост. Азии вызвал интерес к П. В первую очередь в странах т.н. Конф. Периферии Азиатско-Тихоокеанского региона (Таиланд, Филиппины и т.д.). Спецификой третьего этапа развития П. Является его выход за пределы Тайваня, Сянгана и ориентация на изучение места и роли конфуцианства в совр. Индустриальных гос-вах Вост. Азии. С этой целью в 1983 в Сингапуре был создан Ин-т восточно-азиат. Философии. Перенос акцента с проблемы соотношения "модернизации и вестернизации" и создания синтетич. Филос. Систем в сторону глубокого изучения корней культурной традиции обусловил усиление влияния на П. Деятельности видных зарубеж. Исследователей кит. Философии и культуры, в т.ч. Кит. Происхождения, таких, как Чэн Чжунъин, Чэнь Юнцзе, Юй Иньши.Осн.

Отправной точкой в построениях представителей П. Является неокон ф. "учение о сердце" (синь сюэ (1)) Лу Цзююаня (12 в.) и Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.), как и давшее этому течению базовые положения учение Мэн-цзы (4 - 3 вв. До н.э.). Присущая системе "нового учения о принципе" (синь ли сюэ) Фэн Юланя и поздним филос. Построениям Фан Дунмэя ориентация на объективно-рационалистич. Элементы неоконф. Чэн (братьев)- Чжу (Си) школы нехарактерна для П., поэтому нек-рые историки философии не считают Фэн Юланя и Фан Дунмэя представителями этого направления. Из зап. Философии, помимо учения А. Бергсона, на П. Большое воздействие оказала нем. Классич. Философия, прежде всего Гегель и Кант, повлиявшие на взгляды Хэ Линя, Моу Цзунсаня и Тан Цзюньи.

Осн. Цели П. Выражены формулами. "вернуться к корню и открыть новое" ("фань бэнь кай синь"), "исходя из учения о внутр. Совершенной мудрости (нэй шэн), решить проблему внеш. Царственности (вай ван)", где под корнем и "внутр. Совершенной мудростью" подразумевается традиц. Конф. Отношение к человеку как субъекту моральной практики, а под "новым" и "внеш. Царственностью"- формы зап. Науки и демократии. Признавая отсутствие науч. Ментальности зап. Типа в старом Китае, большинство представителей П. Считают демократич. Идеал исконно присущим конф. Традиции, подтверждая это мнение идеями Мэн-цзы о праве народа на свержение плохого правителя, о первостепенной ценности народа и т.д. В то же время они признают, что учение Мэн-цзы о равенстве человеч.

"природ" в их "доброте" (см. Син (1)) и о "возможности каждому стать Яо и Шунем" (см. Шэн (1)) говорит лишь об идеале "морального", но отнюдь не политич. Равенства. Проблема актуализации обоих идеалов с опорой на традицию является одной из центр, в учении П. О "трех синтезах". "Теоретич. Синтез" (дао тун) призван модернизировать идущую от Конфуция и Мэн-цзы традицию приоритета аксиологии ("как должно быть") над фактами, учения о моральном субъекте над учением об объекте (познания и практики). На основе "теоретич. Синтеза" строятся "науч. Синтез" (сюэ тун) и "политич. Синтез" (чжэн тун), к-рые должны создать соответствующие требованиям совр. Развития познающий субъект для науч. Деятельности и политич. Субъект демократич. Об-ва.Совр.

П. Остается присущей идущая от Лян Шумина и Сюн Шили тенденция к антипозитивистскому разделению науки и философии, признанию науки неспособной изучать реальность в модусе единства добра и истины. Это затрудняет решение проблемы "науч. Синтеза". Признавая справедливость критики зап. Форм метафизики, представители П. Нацелены на создание системы "моральной метафизики", трактующей философию и моральное сознание не как формы знания, а как формы жизненного опыта. Понимание морального субъекта в П. Тесно связано с традиц. Концепцией "благого знания" (лян чжи) (см. Ван Ян-мин), сообщающего человеку некий инстинкт добра, к-рый позволяет интуитивно выбирать морально верное поведение. Универсалистские претензии П. Решить проблемы не только Китая, но и всего мира обретают большую весомость с ростом экономич.

Мощи т.н. Постконф. Стран. В числе предложений П. Не только снятие характерной для совр. Капитализма проблемы отчуждения человека и его "освещения", но и решение вопроса о преодолении разрыва между человеком и миром природы, исходящее из традиц. Идеи "единства Неба и человека" (тянь жэнь хэ и, см. Тянь).Во 2-й пол. 80-х гг. Обозначился значительный рост интереса к П. В КНР, где стали признаваться заслуги П. В области культурно-филос. Синтеза и развития нац. Культурной традиции.**Кобзев А.И. Совр. Этап в изучении и интерпретации неоконфуцианства // НАЛ. 1983. №6. Зайцев В.В. Конф. Концепция человека в филос. Мысли КНР // Философия и религия на зарубеж. Востоке XX века. М.- Новосиб., 1985. Ломаное А. Постконф. Филос. Мысль Тайваня и Гонконга. 50 - 70-е годы XX в.

// ПДВ. 1993. №5. Цай Жэньхоу. Синь жу цзя дэ цзиншэнь фансян (Духовное направление нового конфуцианства). Тайвань, 1984. Ли Цзэхоу. Чжунго сяньдаи сысян ши лунь (Очерк истории мысли совр. Китая). Пекин, 1987. С. 265 - 310. Ту Югуан. Сяньдаи синь жу цзя гайнянь чжии (О понятии совр. Нового конфуцианства) // Лилунь синьси бао. 1.2.1988. Чжэн Цзядун. Сяньдаи синь жу цзя гайлунь (Очерк совр. Нового конфуцианства). Наньнин, 1990. Briere O. Fifty Years of Chinese Philosophy, 1898 - 1950. L., 1956. Carsun Chang. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 1 - 2. N.Y., 1957 - 62. Cheng Chung-ying. Birth and Challenge of Chinese Philosophy in Today's World of Man /7 JCP. 1984. Vol. 11. №1.A.B. Ломаное.

Значения в других словарях
Полное собрание книг четырех хранилищ

"СЫ КУ ЦЮАНЬ ШУ" "Поли. Собр. Книг четырех хранилищ".Полное название "С.к.ц.ш. Цзун му ти яо" ("Аннотированный сводный каталог полн. Собр. Книг четырех хранилищ"). Каталог имп. Б-ки. Известен также как "Сы ку" ("Четыре сокровищницы"), "Сы бу" ("Четыре раздела"). Сост. В 1773 - 83 по указу Цяньлуна (1736 - 95), императора маньчж. Дин. Цин (1644 - 1912). В составительской и редакторской работе участвовали 360 видных ученых, в т.ч. Цзи Юнь, Лу Сисюн, Лу Фэйси, Дай Чжэнь, Шао Цзиньхань, Яо Най, Чжу ..

Постоянные добродетели поднебесной

См. Добродетели постоянные. ..

Поучения царям

ГO ЮЙ "Речи царств" ("Рассказы о царствах", "Поучения царям").Первый в Китае неофиц. Историч. Трактат, отразивший процесс зарождения филос. Мысли и содержащий высказывания гос. Деятелей о природных явлениях и обществ, событиях в восьми древнекит. Царствах ("владениях" - го. Чжоу - домене номинально правящей дин., Ци, Лу, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ) в 10 -5 вв. До н.э. Бань Гу (1 в.) и ряд др. Кит. Историков и мыслителей (Ван Чун - 1 в., Вэй Чжао - 7 в.) рассматривали "Г.ю." как "внешний", т.е. Вспом..

Дополнительный поиск Постконфуцианство Постконфуцианство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Постконфуцианство" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Постконфуцианство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 17 символа