Правда
ЧЖЭНЬ "Истинность" ("подлинность", "истина", "правда")Специфич. Понятие кит. Философии и культуры. В отличие от инд. И зап. Философии, где понятие "истина" имеет гл. Обр. Онтологич. Смысл, в кит. Ч. Сильнее выражен ценностно-нормативный аспект. Иероглиф Ч. Восходит к пиктографич. Изображению головы, несущему идею главенства и первостепенности. Но это изображение здесь можно трактовать как перевернутое. В древнем толковом словаре "Шо вэнь цзе цзы" ("Изъяснение письмен и толкование иероглифов", 2 в.) Ч. Толкуется как "превращение человека, вознесшегося на небо". Т.о. В понятии Ч. Также отразилась мифологема перехода человека в иной мир, оформившаяся в даос, философии в идею "поворота вспять" жизненного процесса (см. Сянь сюэ) и преобразования человека в чисто "духовную" (шэнь (1)) персонифицированную целостность - "предельное" выражение жизни как высшей ценности.Понятие Ч.
В филос. Контексте впервые применено в "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.), где термин Ч. Обозначает подлинность бытия и "предел искренности" (чэн (1)) в человеке, достижение к-рого позволяет избежать ложной объективации окружающего мира. Сочетание в понятии Ч. Антропологич. И онтологич. Смыслов предопределило особенности содержания филос. Терминов, в к-рые входит иероглиф Ч. Напр., в "Чжуан-цзы" впервые использован ставший потом популярным в даосизме термин Ч. Жэнь ("истинный человек") - тот, кто достиг идеала "предельной искренности". В "Дао дэ цзине" (4 в. До н.э.) "истинное постоянство" (Ч. Чан) является атрибутом дао как онтологич. Сути мира. В средневек. Даос. Трактатах (напр., "Баопу-цзы" Гэ Хуна, 3 - нач. 4 в. Н.э.) ипостась дао, явленная в вещах, обозначается как "Истинное одно" (Ч.
И), к-рое одновременно выступает и в качестве пути постижения дао человеком. Средство такого постижения - "сбережение Одного" (шоу и), сосредоточение на духовно-телесной целостности личности в ее единстве с дао. В результате преодолевается граница между "пневмой" (ци (1)) и "духом" (шэнь (1)), открывается возможность "одухотворения" тела-личности и физич. Бессмертия.Онтологич. Интерпретация понятия Ч. Отразилась в содержании терминологич. Словосочетания "истинная изнач. Пневма" (Ч. Юань чжи ци), введенного основоположниками неоконфуцианства Чэн И и Чэн Хао (11 в.) и обозначающего некую пракосмич. Субстанцию. Из нее рождается "внеш. Пневма", образующая вещи. Сама "истинная изнач. Пневма" не может концентрироваться для образования вещей, не смешивается с "внеш.", но "вынашивает и вскармливает" ее до полного ее становления.
Впоследствии в кит. Культуре закрепилась редуцированная форма понятия "истинная изнач. Пневма" - "истинная пневма" (Ч. Ци). В медицине это словосочетание стало обозначать совокупность здоровых жизненных сил организма, а противопоставление ее как "внутр." субстанции "внеш. Пневме" стало пониматься буквально. В натурфилос. Неоконф. Построениях термин "Ч. Ци" обычно синонимичен юань ци (1) - "изнач. Пневме" (см. Ци (1)).В кит. Буддизме иероглиф Ч. Использован для создания терминологич. Эквивалентов понятий татхата (бхутататхата, см. Ч. Жу) и парамартха (Ч. Ди, см. Эр ди).**Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. Кит. Философия. М., 1983 (по Указателю). Торчинов Е.А. Учение Гэ Хуна о дао. Человек и природа // Проблема человека в традиц. Кит. Учениях.
М., 1983. Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1987. С. 247 - 9.А.Г. Юркевич.
Дополнительный поиск Правда
На нашем сайте Вы найдете значение "Правда" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Правда, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 6 символа