Предел великий
ТАЙ ЦЗИ "Великий предел"Категория кит. Философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории "у цзи" - "Отсутствие предела", "Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия". Общий для обоих антонимов иероглиф "цзи (2)" несет понятие предела (высшей и гл. Позиции или степени), охватывающее два смысла. "край" ("оконечность, полюс, конец крыши") и "центр". Термин "Т. Ц." впервые встречается в "Чжоу и" ("Си цы чжуань"), где сказано, что изначальные и универсальные "перемены (и (4)) имеют Т. Ц.", из к-рого путем последовательного удвоения рождаются сначала "два образца" - инь ян, а затем все сущее. Древнейшая комментаторская традиция трактует тут Т. Ц. Как синоним тай чу ("Великого начала"), тай и ("Великого единого") и дао, т.е.
Обозначение исходно-целостного, хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей "пневмы" (ци (1)), и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину. Ян Сюн (1 в. До н.э.- 1 в. Н.э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил Т. Ц. Альтернативным понятием "тай сюань" - "Великая тайна", к-рому посвятил спец. Соч.- "Канон Великой тайны" ("Тай сюань цзин"). Мыслителями филос. Течения сюань сюэ, в т.ч. Ван Би (3 в.), Т. Ц. Отождествлялся с "отсутствием/небытием" (см. Ю - у). Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть Т. Ц. С помощью понятия "юань ци (1)"- "изнач. Пневма". В основополагающем для неоконфуцианства лапидарном трактате "Изъяснение плана Великого предела" ("Тай цзи ту шо") Чжоу Дуньи (11 в.) сопряг Т.
Ц. С понятием "у цзи", восходящим к "Дао дэ цзину", где оно означает неисчерпаемую первозданность или "Предел отсутствия/небытия". Описав космогенез как следствие движения самого Т. Ц., Чжоу Дуньи фактически положил начало толкованию этого понятия кит. Традиц. Наукой как некой программы мировых трансформаций. Лу Цзююань (12 в.) истолковал сопряжение у цзи и Т. Ц. Как отношение первичного и вторичного соответственно, а Чжу Си (12 в.) - как сущностное тождество. По Чжу Си, Т. Ц. Есть совокупность всех "принципов" (ли (1)), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. В 20 в. Сунь Ятсен (1866 - 1925) использовал термин "Т. Ц." для передачи зап. Понятия "эфир" (итай).Существует предположение, что известное ныне графим, изображение Т.ц.
В виде т.н. Монады, т.е. Темного и светлого зародышей (или "рыбок"), соединенных в круге и символизирующих силы инь ян, получило распространение в 7 - 8 вв. Под влиянием буд. Мандал (см. Ми школа). Схемология Т. Ц. Обрела развернутое оформление у Чжоу Дуньи и впоследствии играла важную роль в традиц. Науке.**Кобзев А.И. Генерализация в классич. Кит. Философии // НАА. 1986. №5. Чжэн Ваньгэн. Т. Ц. // Чжунго чжэсюэ яньцзю. 1986. №3. Чжан Дайнянь. Чжунго чжэсюэ даган (Основоположения кит. Философии). Пекин, 1982. С. 25, 38. Ли Дэюн. Ван Фучжи лунь Т. Ц. (Ван Фучжи о Т. Ц.) // Ухань дасюэ сюэбао (Шэхуэй кэсюэ бань). 1982. №6. Его же. Учение о символах и числах в кит. Классич. Философии. М., 1994. Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. Философии). Харбин, 1987.
С. 39 - 57.А.И. Кобзев.
Дополнительный поиск Предел великий
На нашем сайте Вы найдете значение "Предел великий" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Предел великий, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 14 символа